Дифференцированная работа. Чтение рассказа «Посиди тихо-тихо » (читающие дети)

Чтение рассказа «Посиди тихо-тихо…» (читающие дети).

Мама принесла Тихону черепаху. Черепаха сразу же спряталась в свой домик-панцирь и затихла. Тихон решил, что черепахе холодно.

Он завернул ее в мамин халат и отнес на кухню. Но черепаха никак не хочет вылезать из своего домика-панциря. «Наверное, она есть хочет», – подумал Тихон. Он вытащил черепаху из халата и дал ей халвы. «Не хочешь халвы? Тогда вот тебе хлеб, баранки, а вот еще сахар. Тоже не хочешь? Что же тебе, черепаха, дать? Может, поймать тебе муху?»

Тут пришла домой мама. «Мама, черепахе холодно, и она не хочет ничего есть». – «Нет, – говорит мама, – черепахе не холодно. Просто она боится. Ты посиди тихо-тихо, и она вылезет из своего домика. И кормить ее нужно не хлебом, бубликами, сахаром, и не мухами, и не халвой».

– А вы, ребята, знаете, чем нужно кормить черепаху?

По Л. Успенской

Построение звуковой схемы слова «черепаха» (нечитающие дети).

– Чем Тихон кормил свою черепаху?

– А чем надо было кормить?

– Пора и нам немного «подкрепиться».

Чистоговорки: повтори и продолжи.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха,

На обед у нас… (уха).

Хи-хи-хи, хи-хи-хи,

Дай попробовать… (ухи).

Хе-хе-хе, хе-хе-хе,

Соль одна в твоей… (ухе).

Хи-хи-хи, хи-хи-хи,

Не хочу такой… (ухи)!

Л. Успенская

6. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».

1) Закрепление зрительного образа буквы х.

2) Чтение слов, составление словосочетаний.

Работа по учебнику.

Самостоятельное чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк».

– Каким увидели волка и белку?

– В чем мудрость этой сказки?

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие звуки обозначает буква х?

– Когда буква х обозначает мягкий согласный звук? А когда твердый?

Урок 41
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ц, ц

Цели: познакомить с буквой Ц, ц; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Игра «Рифмы».

Це-це-це – скучно принцу во (дворце).

Ца-ца-ца – нет у бублика (конца).

Цо-цо-цо – уронила я (кольцо).

Цо-цо-цо – снесла курица (яйцо).

И вдруг… К нам явился в жёлтой шубке

И сказал: «Прощай, скорлупки!»

– Догадались, кто? (Цыплёнок.)

– Именно он главный герой нашего урока.

– Послушайте стихотворение и определите, какой звук здесь чаще других встречается:

Любовалась цыплятами курица:

Что ни цыплёнок – то умница!

Молодец, удалец,

Очень ценный птенец!

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц в начале,

Где – в середине, где – в конце.

– Сегодня нам предстоит определить, какие звуки обозначает новая буква, глухой это звук или звонкий, твёрдый или мягкий.

II. Работа по теме урока.

Фонетическая разминка.

– Цыплёнок, где ты? Не отзывается. Ребята, как зовут цыплят? (Цып-цып-цып.)

– Произнесите отчётливо первый звук. Расскажите о нем.

Вывод: согласный, глухой, непарный, твёрдый.

2. Звукобуквенный анализ слов «цапля», «синица».

– Отгадайте загадку.

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

(Цапля.)

– Закройте глаза и представьте цаплю. Расскажите о своих представлениях.

Окраска цапли – бурая, жёлтая, белая. Шея тонкая, клюв длинный. Цапли летают медленно. Питаются водными животными, насекомыми, иногда ужами. Гнездо строят самцы, самки высиживают яйца.

– Проведём исследование: какие особенности имеет звук [ц].

– Выполните звуковой анализ слова «синица».

– Вы видели синиц? А слышали? Почему их так назвали? (Синицы попискивают: си-си-си.)

– Зима – трудное время для птиц. Как мы можем им помочь?

– Выполните звуковой анализ слова «цапля».

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые, твёрдые.)

Вывод: звук [ц] – твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.

Цып-цып-цып, пришли цыплятки,

Букву Ц нашли на грядке.

– Рассмотрите букву Ц.

Знакомство с буквой.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце,

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

А. Шибаев

– На что похожа буква Ц?

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Е. Тарлапан

– Замените фишки в схемах слов буквами.

– Посчитайте, сколько мягких согласных звуков и сколько твёрдых в этих словах.

– Расскажите, чем похожи и чем отличаются гласные в слове «цапля». (В этом слове два гласных звука [а], но первый из них стоит после твёрдого согласного и поэтому обозначен буквой а, этот звук ударный; второй звук [а] стоит после мягкого согласного и поэтому обозначен буквой я, этот звук безударный.)

– Чем различаются звуки [и] в слове «синица»? (Первый звук безударный, а второй ударный.)

– Разделите слова на слоги, определите ударный слог.

4. Игра «Живые буквы»

Проводится игра со словом «синица».

– Убираем буквы в следующем порядке:

· буквы, обозначающие твёрдый согласный, у которого нет мягкой пары [ц];

· букву, которой обозначен звук [л];

· букву, которой обозначен звук [с] (это ловушка, такого звука в слове нет);

· букву, обозначающую звук [с’], [н’].

– Скажите, какие буквы остались? (Гласные.)

· Убрать буквы, которыми записаны ударные гласные;

· убрать буквы, которыми записаны безударные гласные.

Наши рекомендации