VII. Подведение итогов. Рефлексия.
Закончите фразу:
Сегодня на уроке...
Ø мне больше всего удалось...
Ø меня удивило...
Ø для меня было открытием...
Ø я считаю нужным запомнить...
Ø надо учесть на будущее...
VIII. Домашнее задание.
1. Упражнение 97, с. 50.
2. Узнать, как появилась в слове «чувство» непроизносимая согласная «в».
Русский язык Дата
ТЕМА: Слова с непроизносримыми согласными в корне. Слова-«ловушки»
Цель: познакомить со словами-«ловушками» с сочетанием согласных «сн», в которых отсутствует непроизносимый согласный;
учить отличать их от слов с непроизносимыми согласными;
формировать навык правописания непроизносимых согласных в корне слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание.
щ зв cm тн ый
Известно, известный, известен.
— Выделите корень в словах. Подчеркните непроизносимые согласные.
Запись под диктовку.
Сосна известна своей выносливостью. Она растет в горах и на равнине, в болоте и даже в пустыне.
Объясните правописание всех орфограмм.
III. Орфографическая разминка.
Во всех странах мира поса..ка деревьев — праз..ник. Д..ревья с.жают в память о важных событиях, об извес.ных людях.
— Вставьте пропущенные орфограммы. Назовите слова с непроизносимыми согласными.
Подберите синонимы к слову «известный».
IV. Сообщение темы и цели урока.
— Какую тему будем продолжать изучать? (Правописание непроизносимых согласных.)
— Сегодня мы с вами должны найти ответы на следующие вопросы:
— Всегда ли в слове есть непроизносимый согласный?
— Как это проверить?
V. Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
На доске записаны слова:
Чудес?ный, вкус?ный, интерес?ный.
— Почему стоят вопросы? Как бы вы написали эти слова?
— Почему? (Мнения детей разделяются.)
— Запишите в столбик данные слова, выделите в них корень. (Учитель делает это же на доске.) Чудесный Вкусный Интересный
— Подберите однокоренные слова-предметы. Запишите их.
— Что вы заметили? (Хотя в этих словах есть сочетание «сн», они пишутся без буквы «т».)
— Правильно, в таких словах нет непроизносимого согласного, и они называются «ловушками».
Упражнение 98, с. 50.
— Итак, что нужно сделать, чтобы определить, есть ли в корне слова непроизносимый согласный звук? (Ответы.)
Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного
Исследовательская работа в группах.
Проанализируйте слова на карточках (табл. 1). Определите, есть ли среди них такие, в которых при стечении согласных «сн» буква «т» не пишется.
Таблица 1
Карточка 1 | Карточка 2 | Карточка 3 | Карточка 4 | Карточка 5 |
Бессовес?ный | ДоблесТный | ОкресТность | ГоресТно | ОбласТной |
Ужас?ный | ОпасТно | ТягосТно | ПакосТный | ВесТник |
Ненавис?ный | ПосТный | ЧудесТно | ИнтересТно | ПрелесТный |
Чес?ный | Местность | НенасТный | КапусТный | ПрекрасТно |
Стихотворение-запоминалка.
* * *
Вкусный, гласный, интересный, И ужасный, и напрасный —
Безопасный и небесный. Этих слов не забывайте,
И чудесный, и прекрасный, Букву «т» в них не вставляйте!
Самостоятельная работа.
1 группа — прочитайте словосочетания. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
Прелестная кукла, гигантский завод, доблестная армия, ненастное утро, частный магазин, местная школа, радостная встреча, напрасные слезы, завистливый человек, крепостная стена, тесная обувь, безопасное движение, яростный ветер.
— Выберите проверочные слова, лишние зачеркните.
Прелесть, гигант, доблесть, ненастье, крепость, укрепить, счастье, часть, место, радость, радоваться, рады, ярость, разъяриться, яркий, зависть, завидовать.
2 группа — прочитайте слова. Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы. Зачеркните слова, в которых нет непроизносимых согласных.
Грус.ный, ужасный, чудесный, вкусный, радосный, напрасный, воскресный, мес.ный, окресный, чесный, интересный, извесный, прекрасный, яросный, зависливый.
3 группа — найдите ошибки в словах рифмовки. Исправьте их.
Тростник, прелесный, властный,
Доблестный, ненасный.
Окрестный, усный, месный,
Чудестный, неизвестный.
Проверка работы.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
— Чему учились на уроке?
— Что нужно сделать, чтобы узнать, какие согласные пишутся в корне? (Ответы.)
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 100, с. 51.
Русский язык Дата
ТЕМА: Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых