Тема: «Развитие государственной и правовой системы СССР в период послевоенного восстановления народного хозяйства(1946 – 1950-е гг.»
1. Вопросы для обсуждения:
1) Основные направления послевоенного развитие Советского государства и общества.
2) Особенности национально-государственного строительства.
3) Совершенствование работы Советов; изменения в системе управления
4) Изменения в правовом положении основных социальных групп населения.
5) Изменения в советском праве в конце 40-х ‑ 50-е годы.
6) Основы уголовного законодательства 1958 г.
2) Дискуссия: «Послевоенная мобилизация: ошибка или неизбежность?».
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить рекомендованную литературу и источники, подготовить блок-схему конспекта темы.
2. Дать определение терминам:
а) период Великой Отечественной войны
«блицкриг»; «чрезвычайные органы управления»; «ГКО»; «Ставка ВГК»; «мобилизация»; «военные трибуналы»; «осадное положение»; «военное положение»; «ленд-лиз»; «осадное положение»; «Патриарх»; «рельсовая война»; «Синод»;
б) послевоенный период
«берлинский кризис»; «Варшавский договор»; «генетика»; «дело врачей»; «железный занавес»; «конверсия»; «кибернетика»; «космополитизм»; «ленинградское дело»; «НАТО»; «Потсдамская конференция»; «репарация»; «СЭВ»; «теория линейного планирования»; «холодная война».
3. Решите задачи и дайте письменный ответ:
1) Назовите причины неудач Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны, обоснуйте их.
2) Во второй половине 1930-х гг. резко изменился характер контрабанды через советскую таможенную границу. Охарактеризуйте основные тенденции этих изменений.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и
практическому занятию
При выполнении заданий следует тщательно изучить исторические источники о деятельности государственных и военных органов СССР в годы Великой Отечественной войны, послевоенных изменениях в советской политической системе.
В первом задании необходимо дать краткий письменный ответ по сути темы. Трактовка терминов и понятий должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам права периода ВОВ и послевоенного восстановления народного хозяйства.
При решение историко-правовых задач следует найти правильные ответы, обосновать их. Данную информацию необходимо искать в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.
Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.
В начале занятия следует провести дискуссию на актуальную тему, посвященную Советско-германского пакта о ненападении, в ходе которой обсудить вопрос: «Пакт Молотова ‑ Риббентропа – путь к началу Второй мировой войны или необходимая передышка для СССР?»
Студенты также должны раскрыть изменения в гражданском, уголовном, трудовом, семейном и колхозном праве в годы войны, чрезвычайное законодательство военного времени, деятельность органов военной юстиции. Следует осветить и правовую политику германских властей на оккупированной территории СССР. Вопросам развития государственно-конфессиональных отношений целесообразно посвятить специальное фиксированное сообщение.
Студенты должны проанализировать развитие государственно-правовой системы во второй половине 40-х – 50-х годах, реорганизацию государственного аппарата, усиление партийно-советской системы управления, правовое регулирование экономики и трудовых отношений в условиях восстановления народного хозяйства.
Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития российской государственности.
По итогам изучения модуля следует провести сплошной контрольный опрос.
Контрольные вопросы для самопроверки по теме
1. В состав Государственного Комитета Обороны, образованного 30 июня 1941 года, входили члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК ВКП(б)
1.1. Хрущев Н. С.; 1.2. Брежнев Л. И.; 1.3. Маршал Советского Союза Малиновский Р. Я.; 1.4. Молотов В. М.
2. Сталин И.В. в годы Великой Отечественной войны занимал многие руководящие посты в партии и советском государстве, кроме постов
2.1. Наркома обороны; .2. Председателя ГКО; 2.3. Председателя Совнаркома СССР; 2.4. Председателя Президиума Верховного Совета СССР
3. В 1943–1944 гг. не депортировались и не лишались национальной государственности
3.1. чеченцы; 3.2. балкарцы; 3.3. осетины; 3.4. поволжские немцы
4. Как происходило государственно-правовое развитие СССР в первые послевоенные годы?
5. Каковы правовые основы послевоенного восстановления народного хозяйства?