Тема 11. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры

Формы осуществления управленческой деятельности. Правотворческая управленческая деятельность. Что такое правовой акт? Процедура издания нормативных актов. Принципы нормотворческой управленческой деятельности. Правила юридической техники оформления правового акта. Правоприменительная управленческая деятельность. Понятие механизма правоприменения. Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии.

Тема 12. Осуществление управленческой деятельности в организационных (не правовых) формах

Понятие организационного акта управления. Стадии организационно-управленческой работы по реализации правовых актов управления. Планирование как организационно-управленческая деятельность. Характеристика процесса планирования. Виды планирования. Перспективы планирования. Процедуры планирования.

Тема 13. Управленческие решения

Понятие управленческого решения. Специфика административно-управленческих решений. Виды управленческих решений. Оптимизация управленческих решений. Общая характеристика методов оптимизации управленческих решений. Разработка управленческих решений. Организация исполнения решений.

Тема 14. Экономия, продуктивность, качество и эффективность в деятельности государственных учреждений

Подход к оценке деятельности органов управления. Экономия в управлении. Продуктивность в управлении. Качество в управлении. Эффективность в управлении как соотношение результатов и цели. Проблема повышения результативности и эффективности государственных учреждений.

Тема 15. Административный и служебный контроль

Что такое административный контроль? О практике контрольно-надзорной деятельности в современной России и проблеме снятия административных барьеров в экономике. Процедуры контрольной деятельности. Служебный контроль. О роли стратегического и функционального служебного контроля. Периодические аттестации работников. Оценки руководителя, основанные на результатах работы. Взыскания и поощрения. Ответственность по службе.

Тема 16. Служебная роль администрации по отношению к обществу

Концептуальные основы. Посетитель административного органа. Инициатива по отношению к посетителю. Процедуры реализации прав и обязанностей граждан в сфере управления. Административный порядок рассмотрения жалоб. Информационное обслуживание и самообслуживание. Анализ движения посетителей как метод оценки четкости в работе органов административного управления. Администрация и группы давления.

Тема 17. Проблемы изменений в административной сфере и управление изменениями

Концепция изменений. Закономерности организационных изменений. Затраты на реорганизацию. Психологическая подготовка организационных изменений. Проблема периода накопления нового опыта в деятельности организации (переходное состояние).

Примерный перечень тем контрольных работ по государственному (административному) управлению

  1. Объект, предмет, методы исследования, применяемые в науке об административном управлении.
  2. Современные взгляды (концепции) на сущность государственного – административного управления.
  3. Государственное – административное управление как сложное системное общественное явление.
  4. Специфика системы государственного – административного управления.
  5. Государственный аппарат: понятие, структура.
  6. Организационно-правовые формы исполнительной власти в России.
  7. Функциональная составляющая системы государственно-административного управления.
  8. Функции государственного управления.
  9. Распределение задач между различными уровнями (звеньями) государственного аппарата управления.
  10. Государственный орган: понятие, организационная структура управления в государственном органе, его правовой статус.
  11. Составьте должностную инструкцию для конкретного индивидуального рабочего места в государственной организации.
  12. Индивидуальное рабочее место в аппарате административного управления и принцип его организации.
  13. Организация труда и управленческой деятельности в государственных учреждениях.
  14. Распределение труда в государственном органе.
  15. Организация управленческой деятельности в масштабе всей системы государственного управления.
  16. Факторы потенциальной нормы управляемости.
  17. Органические функции руководителя.
  18. Диапазон и сфера руководства.
  19. Административный процесс как исполнение государственной службы, ее виды.
  20. Управленческие процедуры в механизме административного управления, их роль и значение.
  21. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.
  22. Правотворческая управленческая деятельность.
  23. Правоприменительная управленческая деятельность.
  24. Понятие и стадии организационно-управленческой работы по реализации правовых актов управления.
  25. Планирование как организационно-управленческая деятельность.
  26. Понятие, специфика, виды управленческих решений.
  27. Разработка и виды управленческих решений и организация их исполнения.
  28. Экономия, продуктивность, качество и эффективность в деятельности государственных учреждений.
  29. Административный и служебный контроль, процедуры деятельности.
  30. Служебная роль администрации по отношению к обществу.
  31. Процедуры реализации прав и обязанностей граждан в сфере управления.
  32. Административный порядок рассмотрения жалоб.
  33. Изменения в административной сфере и управление изменениями.


Примечание: необходимо изучать содержание тем контрольных работ на примере конкретной государственной организации, с учетом практики.

Вопросы к зачету по курсу государственное (административное) управление

1. Объект, предмет административного управления.

2. Соотношение административной науки с другими общественными науками.

3. Методы исследования, применяемые в науке об административном управлении.

4. Методология государственно-административного управления.

5. Система государственно-административного управления, их специфика.

6. Развитие системы государственно-административного управления, закономерность функционирования.

7. Государственный аппарат: понятие, структура.

8. Организационно-правовые формы исполнительной власти в России.

9. Государственно-административное управление, новый уровень в современной России.

10. Целеполагание и цели в государственном управлении.

11. Классификация целей государственных органов.

12. Ресурсы органов государственного управления.

13. Функции государственного управления.

14. Критерии формирования функций ведомств.

15. Распределение задач между различными уровнями (звеньями) государственного аппарата управления.

16. Государственный орган и его правовой статус.

17. Организационно-структурное построение государственного органа.

18. Организационная структура управления в государственном органе.

19. Роль организационных документов в упорядочении структур государственного учреждения.

20. Понятие должности и должностного лица в государственных органах исполнительной власти.

21. Индивидуальное рабочее место и принцип его организации.

22. Задачи и обязанности работников вышестоящих структурных подразделений органов административного управления по отношению к нижестоящим.

23. Описание рабочих мест: полномочия, ответственность.

24. Организация управленческого труда как система организационно-технических мер.

25. Разделение труда в государственном органе.

26. Основные направления совершенствования организации труда аппарата государственных учреждений.

27. Организация управленческой деятельности в масштабе всей системы государственного управления.

28. Организация труда в группах структурных подразделений.

29. Факторы потенциальной нормы управляемости

30. Органические функции руководителя.

31. Нарушение служебной субординации.

32. Распределение знаний с учетом верхней границы возможностей исполнителя.

33. «Закон ситуации», или объективизация поручений.

34. Категории персонала государственных учреждений: виды, функции.

35. Административный процесс как исполнение государственной службы. Виды административного процесса.

36. Роль управленческих процедур в механизме административного управления.

37. Административное производство: его место в административно-управленческом процессе и структура.

38. Проблемы упорядочения административно-управленческого процесса.

39. Формы осуществления управленческой деятельности.

40. Правотворческая управленческая деятельность.

41. Правоприменительная управленческая деятельность.

42. Понятие организационного акта управления.

43. Стадии организационно-управленческой работы по реализации правовых актов управления.

44. Планирование как организационно-управленческая деятельность.

45. Понятие управленческого решения.

46. Специфика административно-управленческих решений.

47. Виды управленческих решений.

48. Оптимизация управленческих решений.

49. Разработка управленческих решений.

50. Организация исполнения решений.

51. Оценка деятельности органов управления.

52. Проблема повышения эффективности государственных учреждений.

53. Административный контроль: понятие, назначение.

54. Контрольно-надзорная деятельность в современной России (проблема снятия административных барьеров в экономике).

55. Процедуры конкретной деятельности.

56. Служебный контроль. Ответственность по службе.

57. Посетитель административного органа. Инициатива по отношению к посетителю.

58. Процедуры реализации прав и обязанностей граждан в сфере управления.

59. Административный порядок рассмотрения жалоб.

60. Информационное обслуживание и самообслуживание.

61. Анализ движения посетителей как метод оценки честности в работе органов административного управления.

62. Закономерности организационных изменений, их концепция.

63. Затраты на реорганизацию.

64. Психологическая подготовка организационных изменений.

7. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы студентов

Вопросы для самоподготовки

Тема 1.

  1. Дайте определение административной науки. Каковы ее цели, предмет исследования, структура?
  2. В чем специфика административной науки и взаимосвязь с другими общественными науками?
  3. Какие методы используются в изучении административного управления? В чем суть системного подхода?
  4. Каково содержание и соотношения понятий: государственно-политическое управление; государственно-административное управление; политика и администрирование; политик - государственный служащий.

Тема 2.

  1. Что Вы вкладываете в понятие «система государственного административного управления», какова ее специфика?
  2. Обозначьте системообразующие компоненты в структуре государственно-административного управления.
  3. Что включает в себя государственная сфера как объект государственно-административного воздействия?
  4. Какие Вы видите варианты (модели) реорганизации государственного административного управления, его взаимодействия с частным сектором?
  5. Выделите важнейшие, на Ваш взгляд, закономерности развития системы государственно-административного управления.

Тема 3.

  1. Какие задачи и функции призвана обеспечить администрация субъектов РФ?
  2. Какими моделями представлена структура администрации в различных субъектах РФ?
  3. Усматриваете ли Вы двусмысленность статусного положения высшего должностного лица субъекта РФ. Какие решения Вы можете предложить?
  4. Какие меры предусмотрены ФЗ № 106 по восстановлению правопорядка в правотворческой сфере? Разделяете ли Вы позицию федерального законодателя?
  5. В чем, на Ваш взгляд суть реформы по созданию федеральных округов?

Тема 4.

  1. В чем специфика функций государственного управления, их соотношения с общеродовым понятием «функция»?
  2. По каким основаниям классифицируются функции управления? Предложите Вашу аргументированную систематизация функций управления.
  3. В сем различие функций политических и административно-правовых?
  4. Как Вы понимаете термин «квалификационно-управленческие функции», какие признаки их обличают?
  5. Каковы критерии определения функция, не свойственных, избыточных и условия их передачи на другой уровень управления, другим организациям?
  6. Какими подходами целесообразно руководствоваться при решении задач централизации или децентрализации?

Тема 5.

  1. Что включает в себя понятие «правовой статус государственного органа»?
  2. Каково соотношения понятий: организационная структура органа управления и организационная структура управления?
  3. Попробуйте аргументировать принципы оптимизации функционально-структурной составляющей управления. Предложите свои подходы к оптимизации функционально-структурного компонента системы государственного управления какого – либо конкретного ведомства, органа государственно-административного управления.

Тема 6.

  1. Что такое должностная инструкция? Составьте должностную инструкцию для конкретного индивидуального рабочего места в государственной организации.
  2. Какое содержание Вы вкладываете в понятие должность и должностное лицо?
  3. какими принципами следует руководствоваться при организации индивидуального рабочего места государственного гражданского служащего?
  4. Кто (и почему) должен составить четкое описание индивидуальных рабочих мест в государственном учреждении?

Тема 7.

  1. Управленческий труд и управленческая деятельность: каково содержание и соотношение данных понятий?
  2. Какие компоненты включает в себя организация труда служащего?
  3. Проанализируйте важнейшее направление, необходимое условия совершенствования организации труда и деятельности аппарата государственных учреждений.
  4. Аргументируйте Ваше мнение по вопросу о том, что рациональнее и эффективнее: более горизонтальная или более вертикальная структура подразделения.
  5. Что означает термин «масштаб управляемости»? В группе с каким числом работников Вы хотели бы трудиться или руководить? Аргументируйте, какое число работников может быть признано оптимальным.

Тема 8.

  1. Что понимается под термином «потенциальная норма управляемости»?
  2. Проанализируйте совокупность факторов, которые способны повысить потенциальную норму управляемости, применительно к какому-либо подразделению государственного учреждения.
  3. В чем суть органических функций руководителя?
  4. Какие Вы можете выделить факторы, определяющие методы работы руководителя?
  5. Придаете ли Вы значение в своей деятельности принципу сохранения свободы маневра?
  6. Что означает распределения заданий с учетом верхней границы возможности исполнителя?
  7. В чем причина необоснованной активности начальников, берущих на себя работу вне зоны органических функций?
  8. Как Вы уяснили закон ситуации, или объективизацию поручений?

Тема 9.

  1. Определить содержание и соотношение понятий: персонал – кадры – государственный гражданский служащий, применительно к одному государственному органу административного управления.
  2. На какие категории подразделяются должности государственной гражданской служба?
  3. В чем специфика, отличительные черты гражданских служащих каждой их четырех категорий должностей, каковы их профессионально важные качества?

Тема 10.

  1. Дайте определение административному акту, охарактеризуйте его отличительные признаки.
  2. Что такое правовой режим административного акта?
  3. Административный договор: в чем его суть и роль в системе правового регулирования?
  4. В чем специфика нормативно-правовых актов местного самоуправления?
  5. Какова роль управленческих процедур в упорядочении управленческой деятельности?

Тема 11.

  1. В каких формах материализуются результаты управленческой деятельности?
  2. В чем смысл и содержание правотворческой управленческой деятельности?
  3. Охарактеризуйте стадии процедуры издания нормативных актов.
  4. Что такое правовой управленческий акт? Каковы принципы принятия и правила оформления правовых актов?
  5. Что означает понятие «механизм правоприменения»?
  6. Охарактеризуйте стадии процедуры правоприменительной деятельности.

Тема 12.

  1. Дайте характеристику и классификацию организационных актов управления.
  2. Проанализируйте специфику каждой стадии организационной работы по реализации законов.
  3. В чем смысл планировании как организационно-управленческой деятельности государственного органа?
  4. Какие требования необходимо учитывать при составлении плановых показателей?
  5. Какие существуют подходы к составлению планов (виды планирования)?
  6. Охарактеризуйте специфику объективно необходимых стадий процесса планирования и проблемы, возникающие на каждой из стадий.

Тема 13.

  1. Аргументируйте свою концепцию управленческого решения.
  2. Есть ли основания (и какие) рассматривать административно-управленческие решения как специфический вид решений?
  3. Что означает оптимизация управленческих решений?
  4. Охарактеризуйте последовательные стадии процесса разработки, принятия и осуществления решения.

Тема 14.

  1. Можно ли измерить результаты управленческой деятельности?
  2. Что означает экономия, продуктивность, качество и эффективность применительно к государственно-административному управлению и конкретному государственному учреждению?
  3. Какие Вы видите проблемы повышения результативности и эффективности деятельности государственных органов и подходы (средства) их решения?

Тема 15.

  1. Каковы последствия одностороннего подхода контрольных органов к действительности?
  2. Какова сущность и роль административного контроля в свете теории административного управления?
  3. Что предпринять в современной России для снятия административных барьеров в экономике и упорядочении и контрольно-надзорной деятельности?
  4. Охарактеризуйте необходимые стадии и условия оптимизации процедуры контрольной деятельности.
  5. Какие проблемы в служебном контроле требуют, на Ваш взгляд оперативного решения?

Тема 16.

  1. Чем посетитель административного органа отличается от клиента?
  2. Можно ли каждому работнику административного аппарата доверять контакты с посетителями?
  3. В чем заключается служебный долг администрации перед посетителями?
  4. Что Вы можете предложить для упрощения процедуры реализации прав и обязанностей граждан? Каковы стадии этой процедуры?
  5. Охарактеризуйте административный порядок рассмотрения жалоб.
  6. На основе каких факторов администрация районов может решать вопрос о выборе групп и интересов, с которыми необходимо сотрудничать.

Тема 17.

  1. Почему термин «управление изменениями» отражает новую парадигму и новую стратегию реформ?
  2. Охарактеризуйте «организационный анализ» и «организационное развитие» как закономерные стадии процесса организационных изменений.
  3. В чем Вы видите специфику задач, функции состава рабочей команды по управлению изменениями в организации?
  4. При каких условиях необходимо отказаться или отложить организационные изменения?

Наши рекомендации