Мораль, право и проблемы безопасности в теории международных отношений

Вопросы и задания:

  1. Согласны ли вы с мнением Гроция, что без права нет справедливости?
  2. Перечислите основные принципы современного международного права. Можно ли утверждать, что они составляют целостную и непротиворечивую систему норм? Какие изменения наблюдаются в этой сфере в современную эпоху?
  3. Что такое концепция гуманитарного вмешательства?
  4. Какие подходы к проблеме морали существуют в современных теориях международных отношений?
  5. На ваш взгляд, совместимы ли международные отношения с моралью?
  6. Какие подходы к соотношению индивидуальной и социальной морали выделяет Р. Нибур?
  7. Каковы, по вашему мнению, следствия его «дуального подхода» для международных отношений?
  8. Что меняется, когда мы начинаем говорить о безопасности индивида в отличие от безопасности государства?
  9. Есть ли пределы расширительному толкованию понятия безопасности? Всегда ли такое расширение продуктивно?
  10. Можно ли утверждать, что теория секьюритизации имеет дело не с реальными угрозами безопасности, а с их восприятием?
  11. Приведите примеры процессов секьюритизации и десекьюритизации из современной политической действительности

Обязательная литература:

  1. Гроций Г. О праве войны и мира. Любое издание. Кн. 1, гл. 1–2.
  2. Нибур Р. Конфликт между индивидом и общественно нравственностью // Мораль в политике. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Б. Г. Капустина. М.: КДУ: Издательство МГУ, 2004. С. 403–422.
  3. Buzan B., Wæver O., Wilde J. de. Security: a New Framework for Analysis. Boulder, London: Lynnie Rienner, 1998. P. 21–47.

Дополнительная литература:

  1. Slaughter, A.M. International Law and International Relations: A Dual Agenda // Ameriсan Journal of International Law. 1993. Vol. 87. pp. 205-239.
  2. Ланцов С. А. Мораль, право и политика как регуляторы международных отношений: теоретические концепции и внешнеполитическая практика // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2005. № 3. С. 102-113.
  3. Лангевише Д. Что такое война? Эволюция феномена войны и ее легитимация в Новое Время // Ab Imperio. 2001. № 4. С. 7–28.
  4. Клаузевиц К. О войне. Любое издание, или: http://militera.lib.ru/science/clausewitz/. Ч. 1, гл. 1–2.Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М.: ИРИСЭН, 2007. С. 109–149.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа студентов в рамках данного курса в основном состоит в подготовке к семинарам. Обязательная литература к каждому семинару должна быть внимательно прочитана и законспектирована студентом до занятия. Особое внимание при работе с литературой следует обращать на вопросы и задания к семинарам. Каждое семинарское занятие будет в значительной степени строиться вокруг обсуждения обязательной литературы, поэтому рекомендуется иметь при себе на занятиях копии текстов, которые указаны в программе как обязательные к данному занятию, а также их конспекты.

Кроме того, в процессе подготовки к итоговому экзамену настоятельно рекомендуется обращаться к программе курса (раздел «Темы и краткое содержание») и прорабатывать каждый вопрос в каждой теме с использованием всех имеющихся в распоряжении студента ресурсов – материалов лекций, обязательной и дополнительной литературы, учебников, самостоятельно подобранных материалов. Экзаменационные задания не будут ограничиваться только материалами лекций и семинарских занятий: на экзамен могут быть вынесены любые вопросы в рамках программы курса.

Во всех случаях, когда материалов лекций и обязательной литературы оказывается недостаточно для выполнения заданий к семинарам или для подготовки к экзамену, необходимо обращаться к учебникам и дополнительной литературе. Необходимо обратить особое внимание на словари и справочную литературу, приведенную в разделе «Литература по курсу в целом». Эти издания могут быть особенно полезны для прояснения терминологических вопросов. Настоятельно рекомендуется немедленно обсуждать любые возникшие в ходе подготовки вопросы, проблемы и неясности с преподавателями, ведущими занятия по курсу, не откладывая это обсуждение до экзаменационной сессии. Проконсультироваться с преподавателями можно во время и после лекционных и семинарских занятий, в часы консультаций и, по предварительной договоренности, в другое время, а также по электронной почте ([email protected]).

Раздел 3. Обеспечение учебных занятий

Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

- Компетентностно-ориентированный учебный план ООП ВПО бакалавриат по направлению 031900 “Международные отношения”;

- Характеристика ООП ВПО бакалавриат по направлению 031900 “Международные отношения”;

- настоящая Рабочая программа (включая Приложения);

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

- план семинарских занятий (включая список тем докладов);

- методические указания по подготовке к семинарским занятиям;

- список рекомендованной литературы по курсу;

3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Наши рекомендации