Виды государственного управления

В зависимости от критерия классификации можно выделить различные виды государственного управления. Управление мо­жет быть демократическим, цивилизованным или антидемократи­ческим, т.е. авторитарным, тоталитарным, диктаторским. В на­шей стране на протяжении практически всего XX века господ­ствовала система государственного управления, основанная на идеологическом и политическом диктате. Такое управление ока­залось социально малоэффективным и к началу 90-х годов прак­тически себя исчерпало.

По иерархической структуре власти государственное управле­ние может быть федеральным, региональным и местным. Некото­рые авторы выделяют:

а) международное публичное управление, которое осуществ­ляется органами, которые созданы либо мировым сообществом, либо региональными международными объединениями; б) госу­дарственное управление на общенациональном уровне; в) управ­ление на уровне субъектов федерации; г) управление в автоном­ных ограниченных образованиях; д) управление на уровне муни­ципальных образований.

По объекту управленческого воздействия оно может быть функциональным(отраслевым и межотраслевым) и территори­альным.

Функциональное управление предполагает наличие верти­кальной соподчиненности от центра до предприятия. Оно ре­ализуется через министерства, службы и агентства, которые осуществляют единую политику в отрасли или сфере управле­ния, разрабатывают соответствующую нормативно-правовую базу управления, обеспечивают необходимые внутриотрасле­вые и межотраслевые пропорции, осуществляют соответству­ющий контроль и надзор, оказывают государственные услуги населению.

Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и ком­плексное развитие регионов, выравнивание уровней их эконо­мического и социального развития. Оно обеспечивается раз­граничением полномочий между федеральными, региональны­ми и местными органами власти. В Российской Федерации управление осуществляется из трех «центров»: 1) федеральных органов власти силами федеральной государственной службы, 2) органов власти субъектов федерации и их государственной гражданской службой, 3) местных органов власти и муници­пальной службы.

В зависимости от целей, задач и временных рамок управление подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое управление предполагает долгосрочную ориен­тацию развития общества по отдельным направлениям, сферам, объектам и территориям определяет цели развития общества и за­дает основной вектор деятельности каждому звену управления. Основой стратегического управления являются стратегические планы, концепции и программы, ориентированные на качествен­ное изменение социума, сравнимые с лучшими мировыми дости­жениями.

Тактическое управление - конкретные действия по реализа­ции намеченных целей. Это краткосрочное управление, при котором на базе имеющейся информации происходит по­стоянное сравнение показателей стратегического плана с до­стигнутыми результатами за определенный период. В рамках оперативных решений осуществляется корректировка показа­телей стратегического плана, пересматриваются промежуточ­ные цели и задачи.

Оперативное управление призвано решать текущие или возни­кающие в результате нежелательных отклонений задачи. При этом используется ситуационный подход анализа объектив­ной реальности, при котором выбирается более приемлемый ва­риант дальнейшего развития ситуации.

По содержанию и методам управленческого воздействия госу­дарственное управление может быть (по методике ООН) полити­ческим, экономическим, административным и социальным.

Политическое управление - разработка политики, принятие политических и соответствующих правовых решений, их практи­ческая реализация.

Экономическое управление представляет собой процесс приня­тия и реализации государственных решений, касающихся эконо­мической сферы. Это воздействие осуществляется косвенно, пу­тем воздействия на экономические интересы, т.е. через хозяй­ственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Государство обладает исключитель­ным правом на налоговое, инвестиционное, тарифное, таможен­ное, экологическое и другое регулирование. В данном случае отсутствует прямое директивное принуждение, объект управле­ния свободен в выборе варианта действий, но в случае их проти­воправности, к нему применяются экономические, администра­тивные и даже уголовные санкции.

Административное управление - проведение политики с помо­щью эффективного, ответственного и «прозрачного» государст­венного администрирования. Административное воздействие - это непосредственное влияние на интересы управляемых объектов методами директивного принуждения, с помощью разрешения, запрета, дисциплинарных санкций, применяемых независимо от их мнения. Суть такого управления - воздействие на управляемых по схеме «приказ-подчинение». Примером может служить любое постановление или распоряжение органа (должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями, где со ­ держатся правовые императивы - обязательные предписания ни­жестоящим субъектам совершать те или иные действия.

Социальное управление - организация и управленческие про­цедуры в гражданском обществе, защищающие культурные и ре­лигиозные ценности, создающие благоприятную атмосферу для самореализации личности.

Государственное управление - не застывшее, а постоянно развивающееся явление общественного бытия. Его парадигмы постоянно совершенствуются, а нередко и кардинально меняют­ся. Свое активное влияние оказали и реалии XX - начала XXI ве­ков, породившие, например, концепции рациональной бюро­кратии, правового, а позже социального государства, теорию «нового государственного управления» (New Public Management).

В последнее время наблюдается подмена понятия «государ­ственное управление» понятием «государственный менедж­мент». Управление и менеджмент действительно близки по сво­ей функциональной предназначенности. Оба нацелены на эф­фективность и оперативное реагирование на конъюнктурные изменения. Но это не синонимы, по целому ряду позиций они существенно отличаются. Их несовпадение определяется установочно-целевыми приоритетами и ресурсами. «Расходятся» они по объемам, характеру, формам и методам управляющего воздействия:

□ если менеджмент ориентирован на экономическую рента­бельность управленческой деятельности, то государственное управление нацелено на социальную эффективность, каче­ственную реализацию общенациональных социальных инте­ресов, потребностей, прав и свобод человека;

□ если менеджмент основан на частных инвестициях, индиви­дуальных вкладах и продаже услуг, то государственное управ­ление - на налогообложении и бюджетном распределении национальных доходов и средств;

□ если продукт, производимый фирмой, осязаем и имеет свою потребительскую стоимость и цену, то продукт государствен­ного управления незрим и практически не поддается выраже­нию в количественных, а тем более ценовых показателях;

□ если управленческие отношения в сфере менеджмента в основ­ном регулируются нормами частного права (гражданского, предпринимательского, коммерческого, трудового), то госу­дарственное управление связано с правовым регулированием нормами публичного права (конституционного, администра­тивного, экологического, международного). Различны и ме­тоды этого регулирования, в первом случае они преимуще­ственно диспозитивные, во втором - императивные;

□ в отличие от частных компаний и фирм, государственно-ад­министративные органы в большей мере подвержены контро­лю со стороны общественно-политических институтов: пар­тий, общественных палат, профсоюзов, других заинтересован­ных объединений граждан;

□ если объектом управляющего воздействия со стороны госу­дарства является все общество, включая такие его сферы, как оборона, правопорядок, международные отношения, налого­обложение, экология и др., то частный сектор участвует в ре­шении общенациональных проблем в достаточно ограничен­ных масштабах.

Различия, как видим, существенные. Представляется, что го­ворить о государственном менеджменте уместно только в той ча­сти, где государство выступает не только как источник правового регулирования экономических отношений, но и непосредствен­но предстает как субъект рыночных отношений.

* * *

В рамках данной темы мы ответили на вопросы, касающихся сущности государственного управления, его структуры и видов. Итоговым занятием может быть групповой семинар или индиви­дуальное теоретическое собеседование.

Семинар

Наши рекомендации