Основные подходы к теории общественного призрения

Приходская благотворительность осуществлялась в следую­щих основных формах:

· материальная и медицинская помощь;

· помощь просветительской деятельности.

· Материальная по­мощь включала в себя помощь натурой: «раздача платья», про­дуктов, взносы за обучение и содержание в богадельнях, плата за проживание, а также предоставление дешевых обедов.

· Меди­цинская выражалась в оказании помощи врача и бесплатном предоставлении лекарств больным.

Довольно большое место в деле народного просвещения занимали церковно-приходские школы (К.П. Победоносцев). большая часть казенных поступлений шла со стороны Сино­да. К 1908 г. в России имелось 26 097 школ, в которых обуча­лось 1 401 866 учащихся, а школ грамоты — 13 650 с 436000 учащимися.

Начать с этого - В XIX в начале XX в.. оформляются три подхода к решению социальных проблем –

1) Революционно-преобразовательный –марксизм, социализм, анархизм, и др. – через радикальные преобразования - революция

2) Реформистский – сочетание либерализма, демократических идей о гражданском, социальном гос-ве и социализма (пример – скандинавские страны) -

3) Антропологический – 1917 г. «Социальные диагнозы» Мэри Ричмонд – проблема в самом человеке.

В российской науке вопрос о теории общественного призрения как специфической области познания, имеющей свою предметную определенность, был В. И. Герье.

П. Дерябин, основываясь на учениях отцов церкви, продол­жает отстаивать необходимость христианской благотворитель­ности. негативно оценивались в обществен­ной и научной литературе.

Н. Елагин обосновывает необходимость сохранения данных догматов в литургии обыденной жизни в классической христи­анской логике.

Н. Воз­несенский видит в них продолжение христианской практики благотворительности. Работу деятелей общественного и частно­го призрения в светских учреждениях и организациях он рас­сматривает как своего рода обращение к христианским тради­циям, благотворительному прозелитизму, когда «великое мно­жество инакомыслящих» подчиняются основным воззрениям христианского мира.

Правовые аспекты теории общественного призрения

Другое направление общественной мысли в области обще­ственного и частного призрения — законотворческая деятель­ность, оформившаяся в «науке полицейского права» в качестве самостоятельного раздела. Общественная благотворительность рассматривалась в комплексе проблем.

Н. Бунге рассматривал благотворительность как комплекс государственных мер.

И. Тарасов рассматривал благотворительность как превентивные меры, как организация страхования, пенсионное дело, сберегатель­ные кассы, развитие промыслов и ремесел, улучшение податной системы и образование к благотворительной деятельности он не относит.

Появление идей о социальном страховании. В начале XX в. общественное призрение в контексте данного направления осмысляется как система мер правительства, на­правленных на социальное страхование индивида от различных социальных рисков.

В работах М. Оленова, Н. Вигдорчика, Б. Кистяковского.

принцип обязательности призрения стариков и больных как основополагающий принцип гражданского общества, должен, считает М. Оленов, распространяться и на безработных. В данном случае следует осуществлять социальное страхование, пособия которого формируются из отчислений всех работающих граждан, а также государства.

Страхование как вид государственного обеспечения наряду с различными видами самопомощи должно «быть правом гражданина».

Создаются курсы, которые готовят специалистов для работы с молодежью, правонарушителями и беспризорными. Курсы предусматривают свои программы под­готовки, систему практик и стандартов, которые предъявляются специалисту.

1. Отечественное законодательство о формах социальной помощи XVI-XVII вв. 4 с.

2. Основные подходы к социальной помощи в письменных источниках.

ВОПРОСЫ:

1. Деятельность земских учреждений. Практика крестьянского призрения

2. Городская система помощи в пореформенный период

3. Основные подходы к теории общественного призрения

1.1. Социальные проблемы и их решения у древних народов

Месопотамии, Египта, Индии и Китая

Анализ имеющихся свидетельств о жизни древних народов и современных природных сообществ позволяет сделать вывод, что для создания социальной системы, где на практике действуют принципы взаимопомощи, необязательно иметь высокоразвитую экономику и изобилие материальныхблаг. (Что нужно для этого?)Для этого необходимо, чтобы в данном обществе существовало ценностное понятие заботы о ближнем и этот принцип был бы составной частью данной социальной системы.

Тип цивилизации - восточный. Он был представлен древнейшими государствами Месопотамии, Египта, Индии, Китая и др. Известно, что в восточных обществах основу социальной организации (какая?)составляла соседская община. Община регламентировала жизнь своих членов, устанавливала определенные правила,требовала участия в совместных работах, например, строительство ирригационных сооружений, дорог, храмов, участие в празднествах и обрядах. Взаменобщина обеспечивала коллективную помощь своим членам в решении ихтрудных жизненных ситуаций, а именно: болезни, уход за детьми и старика-ми, сиротство, обеспечение питанием, бедность и др.

В древних восточных обществах существовала социальная и имущественная дифференциация и неравенство. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют, что в этих обществах социально значимой была благотворительная деятельность богатых и обеспеченных по отношению к неимущим. (Кого вспоминаем?)Правители и знать в своих жизнеописаниях и биографиях стреми лись изобразить себя благодетельными и идеальными правителями. Так, аристократ Нехебу в Древнем Египте писал о себе: «Я всегда давал одежду, хлеб и пиво бедняку и голодному человеку. Я был любим всеми людьми». Или правитель одного из месопотамских городов Ура Ур-Намму приписывал себе заслугу защиты интересов бедняков: «Сироту человеку богатому ни за что ни отдавал, вдову власть имущему ни за что не отдавал». Эти свидетельства относятся ко II тысячелетию до н.э.

Хотя в государствах восточного типа цивилизации социальные отношения регулировались обычаями и традицией, власть принимала участие в решении социальных проблем.

Древние правовые документы регулировали главным образом сферу семейно-брачных отношений. Например, свод законов вавилонского царя Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.) фиксирует приниженное положение женщины, типичное для многих восточных обществ. Муж являлся господином своей жены, которую он приобретал за определенный выкуп у своего тестя. Это ставило жену в положение рабыни в доме мужа. Закон предусматривал за неверность мужа возвращение жены в дом своего отца со своим приданным. В случае неверности жены ее следовало бросить в воду. Дети считались собственностью отца, который был волен поступать с ними, как ему заблагорассудится.

Или например, законы древнего Шумера (ХХ в. до н.э.) разрешали отцу

продавать в рабство своих детей. Это было вполне реальное право, имевшее широкое распространение. Условия такой продажи фиксировались в документах и были замаскированы под обычай усыновления. Сделка скреплялась особым документом, и усыновитель платил определенную сумму отцу усыновляемого в качестве платы за усыновление. Усыновление осуществлялось в двух формах: с объявлением усыновленного наследником и без такового. Усыновление первого вида происходило, как правило, в бездетной семье для продолжения рода. Во втором случае речь шла о приобретении рабочих рук и зависимом положении «усыновленного».

Своеобразные социальные отношения и социальная практика сложились в Древнем Китае.Древнекитайское общество было жестко иерархичным и делилось на пять социальных групп.

Высшую ступеньку на иерархическойлестнице занимал единоличный правитель - ван. Он являлся верховным собственником земли в Поднебесной, а все люди были его слугами.

Как верховный собственник земли ван «жаловал»

высшим аристократам - чжухоу - право наследственного владения частью земель в государстве. В свою очередьчжухоу признавали право на владение принадлежащей им территории главродоплеменных групп, которые на этой территории проживали.

Этот третий социальный слой назывался дафу. Сами дафу не обрабатывали землю, а передавали ее во владение

четвертой группе - ши. В конечном счете земля обрабатывалась

Наши рекомендации