Социально-политическая ситуация в регионе
Несомненно, существенное влияние на выборы в регионе оказывает социально-политическая ситуация. Она показывает соотношение основных политических сил в регионе, их цели и интересы. Во многом социально-политическая ситуация зависит от политических руководителей. Поскольку они разрабатывают и принимают политические решения, осуществляют контроль за их реализацией.
В нашей области существует система органов власти. Высшим органом законодательной (представительной) власти в области является Совет народных депутатов, состоящий из 35 человек, избираемых на четырехлетний срок. В составе областного Совета: председатель, его заместитель, комитеты, комиссии. Председатель областного Совета народных депутатов Г.Т. Дюдяев. Главой исполнительной власти в Кузбассе является губернатор, также избираемый на четырехлетний срок. Губернатором области является А.Г. Тулеев. Председатель областного суда – В.М. Вьюнов. В области принят Устав Кемеровской области (основной закон) 9 апреля 1997г. на сессии областного Совета, 29 мая 2002г. утвержден герб и флаг Кемеровской области.
Социально-политическая ситуация в нашем регионе связана с деятельностью А. Тулеева. В чем же феномен А. Тулеева?
А. Тулеев был председателем обл. совета в 1990-1993гг. и председателем Законодательного собрания в 1994-1996гг. До прихода в политику в конце 80-х годов он работал на железнодорожном транспорте, где прошел путь от стрелочника до начальника Кемеровской железной дороги. Единственным перерывом стали три года, проведенные в должности заведующего отделом транспорта и связи в обкоме КПСС, тогда же он заочно закончил Академию общественных наук.
Находясь во главе областного Совета, А. Тулеев превратился в самого популярного политика области, что особенно убедительно показала его победа на выборах в Совет Федерации в 1993г. Созданное им движение «Народовластие» в 1994г. выиграло выборы в Законодательное собрание, председателем которого был избран А. Тулеев. Все годы возглавляемый А. Тулеевым представительный орган находился с областной администрацией в остром соперничестве, в котором А. Тулееву помогали его недюжинные способности оратора-обличителя. С 1991г., когда он принял участие в выборах президента РСФСР, началась общероссийская известность А. Тулеева. Он стал одной из самых видных фигур «лево-правой» оппозиции, участвовал в создании таких объединений, как блок российских депутатов «Российское единство», Комитет «Согласие во имя России», Народно-патриотический союз. На думских выборах 1995г. он шел третьим номером в победившем списке КПРФ, на президентских выборах 1996г. участвовал как запасной кандидат лево-патриотических сил, который должен был после выборов возглавить правительство или стать вице-президентом. Неожиданно для многих после выборов А. Тулеев пошел на сотрудничество с властью, войдя в правительство министром по сотрудничеству с государствами СНГ, а через год согласился стать назначенным главой администрации области, сменив на этом посту своего давнего противника. В момент назначения А. Тулеев был бесспорно самым популярным политиком области. Противники прежде упрекали А. Тулеева в нежелании брать на себя ответственность, в стремлении быть критиком со стороны, теперь все сложнейшие проблемы области приходится решать ему самому. Здесь он может рассчитывать на помощь правительства и президентской администрации, одинаково заинтересованных и в руководителе, способном успокоить Кузбасс, сделать его менее бурлящим и болезненным, и в том, чтобы «приручить» и занять делом одного из ведущих деятелей оппозиции.
Законодательное собрание второго созыва было избрано 29 декабря 1996г. по временному положению, разработанному администрацией. Списочное число депутатов в полтора раза меньше, чем было в Законодательном собрании первого созыва (21 вместо 35), но преемственность двух составов высока. Самую многочисленную группу в Законодательном собрании составляют руководители комитетов и другие депутаты, работавшие в первом созыве на постоянной основе, вторую по величине – производственные руководители низового и среднего звена (бригадиры, начальники участков). Председатель Законодательного собрания Александр Филатов до избрания был начальником проектного отдела шахты «Комсомолец» в Ленинск-Кузнецком. Преобладающее влияние в Законодательном собрании имел левый блок «Народовластие».
Начавшаяся 11 июля 1989 г. шахтерская забастовка привела к созданию в области сильных рабочих организаций. Объединенный шахтерский стачком, образованный 15 июля в Прокопьевске, послужил основой для создания Совета рабочих комитетов (СРК), который возглавил народный депутат СССР Теймураз Авалиани, заместитель директора строительного управления «Киселевскугля». К началу 1990г. рабочие комитеты появились практически во всех шахтерских городах, а на областном уровне вместо Т. Авалиани, ставшего первым секретарем горкома КПСС в Киселевске, к руководству СРК пришли гораздо более радикально настроенные В. Голиков и А. Асланиди. Шахтерское движение, первое время требовавшее только улучшения условий труда и быта, все больше включалось в политику. Созданный тогда же Независимый профсоюз горняков (НПГ) России возглавил Кузбассовец А. Сергеев, его областное отделение, самое мощное в стране, - Саетгали (Вячеслав) Шарипов.
После выборов в марте-апреле 1990г. руководители СРК и их сторонники получили около четырех десятков мест в областном совете. Представители СРК и другие демократы выдвинули на пост председателя экономиста с разреза «Черниговский» М. Кислюка, одного из организаторов шахтерской забастовки 1989г. и народного депутата РСФСР, но он уступил поддержанному обкомом КПСС и частью местных рабочих комитетов начальнику Кемеровской железной дороги А.Тулееву. Проигравшему М. Кислюку достался пост заместителя председателя облисполкома. В условиях слабости обкома А. Тулеев скоро стал самым сильным политиком в области. Его позиции особенно укрепились в январе 1991г., когда он стал одновременно и пред-седателем облисполкома, отправив заодно в отставку М. Кислюка.
С начала марта 1991г. шахтеры Кузбасса опять вмешались в политическую борьбу на уровне всей страны, объявив бессрочную забастовку с требованием отставки правительства СССР. К середине марта к забастовке присоединилось большинство других угольных бассейнов, некоторые предприятия металлургии и других отраслей. В начале апреля правительство СССР пошло на переговоры с бастующими шахтерами, пообещав удовлетворить их экономические требования, но забастовка продолжалась. Закончилась она с приездом в Кузбасс в конце апреля – начале мая председателя ВС РСФСР Б. Ельцина, подписавшего указ о переходе угольных предприятий на территории России под ее юрисдикцию. Указ был подписан прямо на площади во время митинга, под одобрительные крики собравшихся шахтеров. В условиях острого противостояния властей России и Союза, их борьбы за контроль над ключевыми отраслями хозяйства, в ожидании приближающихся выборов президента РСФСР значение кузбасской забастовки и переход шахтеров на сторону российских властей трудно было переоценить. После этих событий за Кузбассом на несколько лет закрепилась слава бастиона Б. Ельцина и демократов, которая со временем все меньше соответствовала состоянию дел в области. Во время попытки переворота в августе 1991г. А. Тулеев был обвинен в поддержке ГКЧП, но сумел удержаться на посту председателя областного совета – тем более что его популярность в области подтвердили июньские выборы президента. Очень быстро, еще до конца августа, область получила и главу администрации, и представителя президента, оба поста заняли сторонники СРК М. Кислюк и А. Малыхин, проявившие себя при защите «Белого дома».
Между администрацией и обл.советом сразу же началось острое соперничество, гораздо более ожесточенное, чем в большинстве других областей. Уже в феврале 1992 г. обл.совет выразил недоверие администрации, а демонстративное заявление А. Тулеева об отставке (в связи с тем, что опять всплыли документы о поддержке им ГКЧП) было дружно отклонено депутатами. Влияние демократов в обл.совете к тому времени уже заметно ослабело. Стычки и взаимные обвинения между властями изредка прекращались – так было, например, летом 1992г., когда начались совместные совещания представителей обл.совета и администрации, а перед VIII съездом народных депутатов М. Кислюк и А. Тулеев вместе подписали заявление о необходимости компромисса между ветвями власти и принятия новой Конституции на Учредительном собрании, включающем Съезд народных депутатов и полномочные делегации субъектов федерации.
Глава администрации М. Кислюк, со временем все больше уступавший в борьбе за симпатии жителей области, старался вести себя как реформатор, которого смогут оценить только будущие поколения кузбассовцев. Под его руководством разрабатывались масштабные планы создания в Кузбассе свободной экономической зоны с правами автономии, затем областных финансово-промышленных групп, сам губернатор получил в 1995г. степень доктора экономических наук за разработку «кузбасской экономической модели». Администрация развернула строительство современных дорог, международного аэропорта, крупного горнолыжного комплекса и других крупных проектов, заслуживших немало упреков за недостаточную просчитанность, за то, что на них ушли деньги, необходимые для решения насущных социальных проблем.
Во время событий сентября-октября 1993г. А. Тулеев был одним из организаторов Всесибирского совещания представителей ВС республик, областных и краевых советов, прошедшего 29 сентября в Новосибирске. На совещании, запомнившемся угрозами его участников прекратить перечисление налогов и перекрыть Транссибирскую магистраль, А. Тулеев выступил с предложением к Съезду народных депутатов России продолжить свою работу в Кемерове. Сразу же после взятия «Белого дома» кемеровский обл.совет, несмотря на громкие протесты депутатов, был распущен администрацией.
На выборах в Совет Федерации в декабре 1993г. полную победу одержал А. Тулеев (77,0%), а М. Кислюк в выборах не участвовал. Вторым депутатом стал исполнительный директор «Нашей газеты» Александр Асланиди (19,9%) один из руководителей шахтерского движения и противник А. Тулеева, опередивший бывшего народного депутата СССР Т. Авалиани (12,3%) и директора «Росугля» Юрия Малышева (11,8%).
Выборы Законодательного совета в марте 1994г. закончились убедительной победой созданного А. Тулеевым блока «Народовластие». Блок получил большинство мест в Законодательном собрании, а А.Г. Тулеев был избран председателем. На первом же заседании Законодательное собрание объявило себя правопреемником областного совета, а через год в марте 1995г. решило возвратить себе название Совет народных депутатов. Другим громким шагом в начале работы Законодательного собрания стал отказ А. Тулеева подписать предложенный президентом Договор об общественном согласии.
Преимущество сторонников А. Тулеева в Законодательном собрании не было подавляющим – не меньше трети мест принадлежало местным главам исполнительной власти и хозяйственным руководителям, которые не были склонны обострять отношения с администрацией. В отношениях депутатов с исполнительной властью были и короткие периоды сотрудничества. Администрация и Законодательное собрание в сентябре 1994г. подписали договор «Согласие к действию», который должен был положить конец взаимным нападкам, установить гражданский мир и превратить «Кузбасс бастующий» в «Кузбасс созидающий». Тем не менее, в целом соперничество властей после избрания Законодательного собрания возобновилось с прежней силой.
Администрация области все чаще подвергалась обвинениям в коррупции. Только в 1994г. было начато расследование против двух заместителей главы области: заместитель по экономическим вопросам Сергей Лопарев обвинялся в финансовом злоупотреблении и превышении служебных полномочий, заместитель по строительству Николай Сластенков – в получении взятки и строительстве загородного дома за государственный счет. В 1995г. разгорелся скандал вокруг приватизации угольного разреза «Задубровский», в котором заметную долю собственности получил один из родственников М. Кислюка. В конце 1996г. началось расследование по поводу нецелевого использования финансовых средств самим М. Кислюком.
Администрация, располагавшая до избрания Законодательного собрания всей полнотой власти, не спешила делиться полномочиями с депутатами, ограничивая возможности их контроля за исполнением бюджета, вообще за действиями исполнительной власти. Попытки Законодательного собрания расширить свои полномочия встречали серьезное противодействие, что показала и борьба вокруг Устава области. Устав был принят депутатами в сентябре 1995г. Он предусматривал, что губернатор должен избираться на сессии Законодательного собрания, а право подписи областных законов предоставлялось председателю Законодательного собрания. М. Кислюк, конечно, наложил вето на такой вариант.
Администрация, в свою очередь, настаивала на введении структуры власти, делающей ее полным хозяином области. Такой проект начал разрабатываться сразу после роспуска обл.совета. Предлагалось разделить должности губернатора – главы области, назначаемого президентом, и главы администрации, которого назначает уже губернатор. Депутаты Законодательного собрания могли бы выражать недоверие главе администрации, но не губернатору, подотчетному только президенту. Представительный орган предлагалось сделать двухпалатным, в верхнюю палату должны были входить по должности главы местных администраций, тоже назначаемые, являющиеся одновременно и председателями местных представительных органов. Кандидатуру председателя Законодательного собрания должен был предлагать губернатор. По степени сосредоточения власти в одних руках проект явно превосходил даже общероссийский образец.
Конфликт между администрацией и депутатами развернулся и по поводу местных выборов – депутаты выступали за скорейшее восстановление системы местных Советов народных депутатов, исполнительная власть старалась отложить выборы на как можно более поздний срок. Закон о Законодательном собрании, принятый депутатами в марте 1996г., тоже был отклонен администрацией.
Резкое несовпадение позиций администрации и Законодательного собрания привело к тому, что к весне 1996г. область не имела ни устава, ни закона о структуре власти, ни законов о Законодательном собрании и о выборах в него. Сторонники М. Кислюка, главы администраций и директора, перестали участвовать в работе Законодательного собрания, которое лишилось кворума и, значит, возможности принять какое-либо решение о своем будущем.
Дождавшись конца марта, администрация объявила о прекращении полномочий Законодательного собрания и больше не давала депутатам возможности работать, был распущен и аппарат Законодательного собрания. Депутаты, обвинившие администрацию в срыве работы, объявили голодовку, А. Тулеев обратился с жалобой в Конституционный суд, но администрация и не думала менять свое решение. Депутаты – сторонники исполнительной власти во главе с Петром Финком образовали временную комиссию, которая стала готовить впрок устраивавшие администрацию проекты областных законов.
Последним серьезным столкновением между администрацией М. Кислюка и Законодательного собрания во главе с А. Тулеевым стала борьба вокруг Кузнецкого металлургического комбината. В конфликте на комбинате, затронувшем интересы внешних инвесторов и вылившемся в запутанное судебное разбирательство, М. Кислюк и А. Тулеев поддержали разных претендентов на руководство комбинатом: первый – Евгений Брауншвейга, избранного директором в марте 1995г., второй – бывшего раньше директором Николая Фомина. Кульминация конфликта пришлась на 16-17 февраля 1997г., когда сторонники Н. Фомина при поддержке новокузнецкой милиции заняли дирекцию комбината, а спустя сутки с небольшим с помощью областного ОМОН удалось вернуть власть Е. Брауншвейгу. В разрешение спора вокруг комбината пришлось вмешаться президенту, создавшему своим распоряжением специальную комиссию.
После прекращения работы Законодательного собрания администрация на полгода с лишним избавилась от «противовеса». Выборы нового состава, которые депутаты распущенного Законодательного собрания хотели привести в июне 1996г. одновременно с президентскими, были сорваны. После выборов президента покинул пределы области А. Тулеев, ставший министром российского правительства. Оставшийся без представительного органа и без главного соперника М. Кислюк попытался переломить ситуацию в области. В июле 1996г. он отправил в отставку областное правительство, начал аттестацию и сокращение в своей администрации. Тогда же ему удалось добиться от президента подписания указа о государственной поддержке кузбасской модели реформирования экономики региона до 2000г. В октябре 1996г. по примеру правительства М. Кислюк создал областную чрезвычайную комиссию по финансовой стабилизации, объявившую о введении чрезвычайного положения по сбору налогов, ставящего предприятия-должники под жесткий контроль администрации.
Судьба представительного органа определилась только в сентябре 1996г., когда указ президента предписал провести новые выборы по положению, разработанному администрацией. Число депутатов Законодательного собрания сократилось в полтора раза – в укрупненных округах влияния исполнительной власти, как считалось, должно возрасти. Датой выборов был определен самый канун Нового года, когда вероятность их срыва из-за неявки была наибольшей. Тем не менее, новое Законодательное собрание было избрано, преобладание в нем опять получило «Народовластие». Победой левых заканчивались и практически все местные выборы, которые стали проводиться с марта 1997г., несмотря на противодействие областной администрации. Борьба администрации и нового состава Законодательного собрания продолжалась и вокруг Устава, и вокруг закона о выборах главы, попытки прийти к соглашению окончились неудачей. Тем не менее, к середине 1997г. срок выборов главы области – октябрь – все же определился.
Тем временем с сентября 1996 г. в городах Кузбасса начали создаваться новые структуры самоуправления – комитеты спасения, которые вскоре оттеснили на вторые роли другие рабочие организации. Первый подобный комитет был создан 11 сентября профсоюзными организациями Прокопьевска. В декабре 1996 г. в Кузбассе началась очередная всеобщая стачка угольщиков, разрешать проблемы шахтеров в область в очередной раз вылетал представитель власти – первый заместитель председателя правительства В. Потанин.
С приближением выборов администрация М. Кислюка предпринимала отчаянные попытки повысить свою популярность. По предложению администрации в ноябре 1996г. был созван «Кузбасский угольный конгресс», объединивший руководителей угольных предприятий и профсоюзов, власти городов. Идеологией конгресса, созданного как основа движения в поддержку М. Кислюка, стало предотвращение разрушения угольной отрасли и критика правительства, отдающего предпочтение добыче нефти и газа. Другим мероприятием, призванным создать М. Кислюку образ борца за права региона, явилась поддержанная администрацией кампания против расформирования Кемеровской железной дороги. Перед самой отставкой М. Кислюк пошел и на сближение с левыми, назначив своим заместителем одного из руководителей новокузнецкого Комитета спасения Альберта Ленского, который прежде играл заметную роль в рядах оппозиции.
Поводом к отставке М. Кислюка стало неудовлетворительное положение с выплатой пенсий, отмеченное на встрече Б. Ельцина с руководителями правительства в начале июля 1997г. Президентским указом от 3 июля главой администрации был назначен А. Тулеев, к тому времени уже объявивший о намерении участвовать в областных выборах. Вскоре М. Кислюк был назначен руководителем Федеральной комиссии по железнодорожным тарифам. После его ухода почти все заместители и немалая часть руководителей комитетов тоже подали в отставку.
Вставший во главе области А. Тулеев сразу с решительным видом приступил к наведению порядка. Среди первых его шагов оказались публикация ежедневных отчетов администрации о поступлениях и расходовании денег и призыв создавать на всех предприятиях рабочие дружины для прекращения воровства и хищений. Пришедшаяся на вторую неделю его губернаторства давно готовившаяся все кузбасская акция протеста 11 июля оказалась вовсе не такой массовой и ожесточенной, как ожидалось, а ее участники заявили о поддержке действий А. Тулеева. Главным направлением в деятельности губернатора стало изменение системы управления угольной отраслью, удешевление угля за счет борьбы с мафиозными, по его мнению, посредническими структурами. С приходом новой администрации в области были немного снижены цены на хлеб, заморожена оплата за жилье. А самое главное – прекратилось противостояние между законодательной и исполнительной властями в регионе.
3.3 Уровень развития образования и культуры в регионе
Одним их внешних факторов, оказывающим влияние на выборы является уровень образования и культуры. На 01.01.2000 г. в области работало 24 государственных вуза, включая филиалы. В них проходили обучение 70,5 тыс. студентов, почти по 100 специальностям. Обучение студентов ведут 4 тыс. преподавателей, из них 314 докторов, 1,7 тыс. кандидатов наук.
В области 2,5 тыс. учреждений культуры, в т.ч. 77 профессиональных государственных театров, 3 выставочных зала, 36 музеев. Всего в Кузбассе имеется более 1,5 тыс. памятников культуры и искусства. Для подготовки специалистов высшей квалификации для сферы культуры и искусств функционирует Кемеровский государственный университет культуры и искусств – одно из ведущих высших учебных заведений области.
В нашей области развита сеть средних специальных и средних учебных заведений.
Особенность нашего региона состоит в том, что у нас небольшой удельный вес лиц с высшим образованием. Это сказывается на электоральном поведении избирателей. Как известно, чем выше уровень образования у избирателей, тем они более самостоятельны в своем политическом выборе.
Как показывают данные статистики, в нашей области тем не мене наблюдалась динамика роста численности студентов средних специальных учебных заведений. Так, если в 1997/1998 уч. году в области было 48,9 тыс. студентов средних специальных учебных заведений, то в 2001/2002 уч. году 57,5 тысяч, т.е. рост составил 8,6 тыс. человек. Количественный состав студентов высших учебных заведений в Кузбассе также изменился за этот период. Если в 1997/1998 уч. году в области было 46,1 тыс. студентов вузов, то в 2001/2002 уч. году их численность составила 81,2 тыс., т.е. увеличилась на 35,1 тыс. человек.
Изменения произошли в составе профессорско-преподавательского состава в вузах Кузбасса. Так, если в 1997/1998 уч. году численность профессорско-преподава-тельского состава была 3 810, то в 2001/2002 уч. году – 3 937. При этом численность докторов наук возросла с 207 человек в 1997/1998 уч. году до 283 человек в 2001/2002 уч. году. Численность кандидатов наук возросла с 1 599 человек в 1997/1998 уч. году до 1 688 человек в 2001/2002 уч. году. Число доцентов возросло с 1 235 в 1997/1998 уч. году до 1 262 в 2001/2002 уч. году.
Контрольные вопросы
1. Какое влияние оказывает социально-экономическая обстановка в регионе на исход выборов?
2. Какое влияние оказывает на исход выборов социально-политическая ситуация в регионе?
3. Какое влияние оказывают на выборы политические традиции региона?
4. Влияют ли на результаты выборов в регионе общий уровень гражданской культуры?
5. Как влияет на избирательный процесс уровень образования избирателей?
Тесты
1. Что включают в себя социально-экономические условия проведения избирательных кампаний в регионе?
а) только уровень социально-экономического развития региона в целом;
б) только уровень жизни и условия труда;
в) только возможности финансирования региона (дотационный или не дотационный);
г) все выше перечисленное.
2. Какие факторы необходимо учитывать при анализе социально-политической ситуации в регионе?
а) только определение субъектов и объектов политических отношений;
б) только анализ количественного и качественного состава участников политической жизни, их целей и интересов;
в) только анализ реальных процессов и явлений в политической жизни региона, выявление тенденций и определение перспектив политического развития;
г) все выше перечисленные факторы.
3. Что можно отнести только к политико-психологическим факторам, оказывающим влияние на выборы в регионе?
а) стереотипы регионального самосознания;
б) региональная политическая психология;
в) региональная политическая культура;
г) региональные массовые политические настроения;
д) политические традиции региона.
Глава iv