Политическая и социально-экономическая ситуация на рубеже веков

17 марта 1991 г. в ССС Р состоялся референдум , на которо м большин - ство гражда н стран ы (76,4%) высказалис ь з а сохранени е обновленног о Союза . Жител и Росси и поддержал и решени е парламент а о необходи - мост и введения поста Президента РСФСР . В апреле 1991 г. началис ь пря - мы е переговор ы Президент а ССС Р с руководство м республи к о заклю - чени и новог о Союзног о договор а в президентско й резиденци и Ново - Огарево . 12 июн я 1991 г. состоялис ь первы е в истори и Росси и выбор ы президента . И м стал Б . Н . Ельцин , намног о опередивши й свои х сопер - ников : Н. И. Рыжкова , В. В. Жириновского , А. М. Тулеева, А. М. Мака - шова , В. В. Бакатина . К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить ком - промиссны й и согласованны й в общи х чертах проек т Союзног о догово - ра , подписани е которог о намечалос ь н а 2 2 августа . Докумен т предусматривал сохранение з а союзны м центром вопросо в обороны , фи - нансов , внутренни х дел и частичн о налогово й и социально й политики . Основны е властные полномочи я (согласно проекту) закреплялис ь за рес - публиками .

В этих условия х произошл и событи я 19—21 августа 1991 г. В отсут- ствие М. С. Горбачева, находившегос я на отдыхе в Крым у на правитель - ственно й даче «Форос», был учрежден Государственный комите т по чрез- вычайном у положени ю в стран е (ГКЧП) . В нег о вошл и вице-президен т ССС Р Г. И. Янаев , премьер-минист р В. С. Павлов , минист р оборон ы Д . Т . Язов , минист р внутренни х де л Б . К . Пуго , Председател ь КГ Б В. А. Крючков , председател ь Крестьянског о союз а ССС Р В. А. Старо - дубцев , президен т Ассоциаци и государственны х предприяти й ССС Р А . И . Тизяков , заместител ь председател я Совет а оборон ы О . Д . Бакла - нов . ГКЧ П объяви л о введени и чрезвычайног о положени я в ряд е райо - но в СССР , о расформировани и структур власти , противоречащи х Кон - ституци и СССР , о приостановк е деятельност и оппозиционны х партий , запрете митинго в и демонстраций , о проведени и в ближайше м будущем экономически х реформ . Н а это м активны е действи я ГКЧ П прекрати - лись . Инициатив а перешл а к оппозиции , организовавше й многочис -

Государственную Думу второго созыва (1996—1999) большинств о голо- сов получила КПР Ф (22%), на втором месте оказалась ЛДП Р (10,9%), за ним и шл и НД Р («Наш дом — Россия» — проправительственное движе - ни е во главе с В. С. Черномырдиным ) — 10% и «Яблоко» — 7,1%. Спи - керо м Госдумы стал коммунист Г. Селезнев.

16 июн я 1996 г. состоялся первый тур президентских выборов, в ходе которог о Б. Ельци н набрал 35,28% голосов избирателей, принявши х участие в выборах, Г. Зюганов — 32,04%, А. Лебедь — 14,52%, Г. Явлин - ски й — 7,42%, В.Жириновски й — 5,7% голосов избирателей. В про- межутке между первым и вторым турами выборов Б. Ельци н заключил соглашение с А. Лебедем, назначив его секретарем Совета безопасности и помощнико м президента по национально й безопасности. Одновре- менн о из правительства был выведен министр обороны П. Грачев, ответ- ственны й за провал военно й кампани и в Чечне. 3 июл я 1996 г. состоялся второй тур президентских выборов, в которых убедительную победу одер- жа л действующи й Президен т России . З а Б . Ельцин а проголосовал о

53,8%, за Г. Зюганова — 40,3% избирателей.

Кадровые перемены лета 1996 г. оказались временными . А. Лебедь вскоре был замещен на посту секретаря Совета безопасности И. Рыбки - ным . 17 марта 1997 г. первым и заместителями Председателя правитель- ства были назначен ы Б. Немцо в и А. Чубайс.

Серьезной проблемой 1990-х гг. оставались инфляционные процессы. В августе 1997 г. началась подготовка к осуществлению денежной реформы. Начало ей положил Указ Б. Ельцина от 5 августа «Об изменении нарица- тельной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». В соот- ветствии с реформой с 1 января 1998 г. проводилась деноминация россий- ского рубля в 1000 раз. Подобная мера способствовала укреплению нацио- нальной валюты, некоторой стабилизации экономических процессов.

Однак о расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долга государства к этому моменту превысили все разумные пределы, составив в 1996 г. 13% всех федеральных расходов, в 1997 г. — 24%, в 1998 г. — 30%. Ново е правительство ввиду финансовой задолженности страны попыта- лос ь проводить более жесткую экономическую политику, предусматри- вающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Подобный под- ход привел первоначально к 10%-ному росту цен, а затем к самому глубо- ком у финансовом у обвалу в новейше й истории России. Ден ь 17 августа

1998 г. фактическ и знаменовал собой финансово е банкротство России: обесценение национальной валюты и, как следствие, невозможность го- сударства платить по внешни м и внутренним долгам. Финансовы й кри - зи с перешел в стадию неконтролируемого роста цен, которы е за корот- ко е время возросли более чем в четыре раза. Вновь ухудшилось положе- ни е подавляюще й части населения страны, в том числе и средних слоев общества. В этих условиях отставка правительства Кириенк о стала неиз- бежной . К 1 сентября рост цен по сравнению с докризисны м состояни- ем на отечественны е товар ы превыси л 20%, на импортны е — 80%. По оценк е Госкомстата России, численность населени я страны с дохо- дам и ниж е прожиточного уровня в августе достигла 33 млн человек.

В конц е 1990-х гг., помим о экономически х проблем, особую акту- альность приобретал вопрос с определение м кандидата на роль новог о главы государства от правящих кругов. Началась «премьерская чехарда».

23 марта 1998 г. Б. Н. Ельци н издал указ о роспуске правительства Чер - номырдина . Исполняющи м обязанност и главы правительства был на - значен С. В. Кириенк о (24 апреля, с третьего этапа голосования, его кан - дидатура была утверждена на заседании Государственной Думы). Отдель- ным и указам и был и отправлен ы в отставк у первы й вице-премье р

A. Чубай с и минист р внутренних дел А. Куликов. После финансовог о обвал а август а 1998 г. новы м руководителе м правительств а ста л Е. М. Примаков , занимавши й ране е пост министр а иностранны х дел. Постепенн о начали расти производственны е показатели, отечествен- на я промышленност ь укрепила свое положение в условиях оттока инос - транног о капитала. Вместе с тем различно е видение проблем, стоящи х перед экономико й России, не позволял о правительству предпринимат ь решительны е меры. По мере приближени я к выборам снижалас ь под - держк а правительства и со сторон ы президентских структур, дл я кото - рых все более очевидным становилось усиление позици й Е. Примаков а ка к потенциальног о кандидата на пост президента от оппозиции .

В мае 1999 г. С. В. Степаши н стал новым премьером, правительство Е. Примаков а было отправлено в отставку. Основным направлением де- ятельност и нового Кабинета Министро в стали попытк и урегулирова- ни я вновь обострившегося положени я н а Северном Кавказе. Критик а общественностью неубедительных действий правительства привел а к тому, что уже в августе 1999 г. главой кабинета был назначен В. В. Пути н (ранее — директор ФСБ) . Очередно й глава правительства продемонст - рировал готовность к решительны м действиям по укреплению россий - ско й государственности. Рейтинг популярности нового премьера-госу- дарственник а осенью 1999 г. стремительно рос.

19 декабр я 1999 г. прошл и выбор ы в Государственную Думу третьего созыва (2000—2003). Вход е выборо в КПР Ф получила 24,3% голосов избирателей, «Единство» — 23,3%, «Отечество — Вся Россия» — 13,3%,

«Союз правыхсил» — 8,5%, «БлокЖириновского» (ЛДПР) и «Яблоко» — по 6%. «Единство» и КПР Ф в дальнейше м взяли под контроль ключевые думские комитеты. Спикером Государственной Думы был внов ь избра н представитель КПР Ф Г. Н. Селезнев. Состав верхней палаты российского парламента — Совета Федерации — в ходе выборов 1999—2000 гг. не пре- терпел существенных изменений . Обязанност и его главы по-прежнем у исполня л Е. С. Строев.

Успех блока «Единство» на выборах увеличивал шанс ы на избрани е B. В. Путина. Этому способствовали и удачно разворачивающиес я дей - ствия российски х войск в Чечне. Учитывая эти обстоятельства и жела я максимальн о обеспечить победу на выборах своему объявленному пре - емнику, президент РФ Б. Ельци н 31 декабр я 1999 г. объявил стране о сложени и с себя президентских полномочий . Согласно Конституци и к их исполнени ю приступил глава российског о правительства В. В. Пу- тин .

ленны е митинг и в Москве и Ленинграде. ГКЧ П не решилс я на силовой вариан т решени я проблемы, а его члены были вскоре арестованы.

Процес с распада страны приобретал обвальный характер. 1 декабря

1991 г. на Украине состоялся референдум, ставший шагом на пути к неза- висимост и республики. 5 декабря избранны й Президентом Украин ы Л. Кравчук подписал указ о выходе республики из состава Союза. 8 де - кабр я 1991 г. лидеры России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Бело - руссии (С. Шушкевич) объявили о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и прекращении деятельности СССР. 21 декабря к СН Г присоединилис ь руководители еще восемь республик (Азербайджана, Армении , Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, Таджикистана, Туркме- нии , Узбекистана). 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев подал в отставку с пост а Президента СССР.

Уже в ноябре 1991 г. было сформирован о российское правительство во главе с президентом Б. Ельцины м и двумя вице-премьерам и Г. Бур- булисом и Е. Гайдаром. Экономическая программа реформ, разработан- на я Е. Т. Гайдаром, предусматривала либерализаци ю цен, а после уста- новлени я реальных рыночных цен — приватизаци ю государственного сектор а экономики . Предполагавшийся в 1992 г. трехкратный рост це н (в 1991 г. рост цен составил по отношени ю к 1990 г. 2,6 раза) планирова - лос ь компенсировать на 70% социальными пособиями , ростом заработ- но й платы, пенсий , стипендий.

2 января 1992 г. Россией был сделан первый шаг на пути к рыночно й экономике : началась либерализация цен и торговли. Правительство са- моустранилось от контроля над формированием цен, что привело к их неконтролируемому всплеску в начале года. В январе рост це н составил

1000—1200%, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. Пр и это м зарплата в 1992 г. выросла лиш ь в 12 раз. Реформой не была преду- смотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широко - масштабную валютную помощь Запада. Правительство Ельцина—Гайда- ра не смогло обеспечить социальные гарантии при проведении реформ.

Одни м из важнейших направлений преобразований стала привати - зация . 19 августа 1992 г. Б. Ельцин издал Указ «О введении системы при - ватизационны х чеков в Российской Федерации» (ваучерная приватиза- ция) . 1 октября 1992 г. началась выдача населению ваучеров— привати - зационны х чеков. Только за 1992 г. в частну ю собственност ь был о передан о 24 тыс. организаций и предприятий, 160 тыс. фермерских хо- зяйств , 15% предприятий торговой сети. В результате массовой прива - тизаци и 1992— 1993 гг. в стране появилос ь 40 мл н номинальны х акцио - неров , пр и этом большая часть предприятий оказалась под контролем финансовы х групп. Приватизация, создав слой собственников, эконо - мическ и оказалась малоэффективной , не дав предполагавшегося роста инвестиций .

Проведени е политик и «шоковой терапии» в условиях обнищани я населения , разорения предприятий легкой и оборонно й промышлен - ности , сельскохозяйственного производства привело к формировани ю

широко й оппозици и курсу рефор м Ельцина—Гайдара. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РФ добился отставки Гайдара, вместо ко - торого премьер-министром правительства Ельци н назначил В. С. Чер - номырдина . Оппозиционны й по отношени ю к президенту парламен т посчитал это первым шагом к восстановлению своего контроля над пра- вительством и проводимыми им экономическим и реформами , намере - ваясь в следующем году закрепить успех.

В 1993 г. обозначилось усиливающееся противостояние между пре - зиденто м и парламентом. 20 марта Ельци н предприня л попытк у при - остановк и деятельности Верховного Совета, озвучив по телевидени ю указ, устанавливающий «особый порядок управления страной». В ответ на состоявшемся в апреле VIII съезде народных депутатов РФ была пред- принят а попытк а импичмента президенту. 21 сентября 1993 г. появилс я Указ Ельцина № 1400 «О поэтапно й конституционно й реформ е в Рос - сийско й Федерации». Подлежали роспуску Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Выборы в новы й законодательный орган (Федераль- но е собрание) назначались на 11—12 декабря 1993 г. Верховный Совет, а затем IX Внеочередной съезд народных депутатов отказались подчи - ниться указу. Действия Ельцина были признан ы антиконституционны - ми , после чего к исполнени ю обязанностей главы государства присту- пи л вице-президен т А. В. Руцкой.

Противостояние между исполнительно й и законодательно й влас- тью нашл о свое отражение на улицах Москвы , где начались столкнове - ни я вооруженных сторонников парламента с сотрудниками милиции . Общее количество погибших в Москве в начале октября составило, по официальны м данным, около 140 человек. «Октябрьский путч» (по тер- минологи и Б. Ельцина) удалось подавить.

Используя сложившуюся ситуацию, Президент на 12 декабря 1993 г. назначи л выборы в законодательные органы. Одновременн о объявля - лось о предстоящем голосовании по вопросу приняти я новой Конститу- ции. Основно й Закон в 1993 г. был приня т незначительным (оспаривае- мым оппозицией) большинством голосов, а на выборах в нижню ю пала- ту Федерального Собрания (Государственная Дума) победу одержала Либерально-демократическа я партия России (ЛДПР ) В. Жириновско - го, набрав 22,7% голосов и получив 59 депутатских мест. Бло к коммуни - стов (КПРФ ) и аграриев (АПР) получил в сумме 20,3% голосов (32 и

21 место соответственно), «Яблоко» — 7,8% (20 мест), «Женщин ы Рос - сии » — 8,1% (21 место) , Демократическа я парти я Росси и — 5,5% (14 мест). Пр и этом правительственная парти я Е. Гайдара «Демократи- ческий выбор России» (ДВР) набрала лиш ь 15,4% голосов (40 мест). Боль- шинств о в Госдуме стало принадлежать оппозиции , а ее председателем был избран представитель АП Р И . Рыбкин .

К началу 1994 г. был и достигнуты относительные успехи в процесс е внутриполитической стабилизации в России. В январе Государственная Дума объявила амнистию членам ГКЧ П и участникам октябрьски х со- быти й 1993 г. Однако военные действия в Чечне (1994—1996) внов ь выз- вали рост оппозиционны х настроений в стране. В 1995 г. на выборах в

Выборы Президента России состоялись 26 марта 2000 г. В них в пер- во м туре, набрав более 52% голосов, победил В. В. Путин. Его ближай - ши й соперник , лидер КПР Ф Г. А. Зюганов, получил около 30% голосов. Пр и новом Президенте России более отчетливо определились основ - ны е направления реформаторской законодательной политики руковод- ства страны. Обозначилась тенденци я к самостоятельному активному, особенн о в законотворческом плане, курсу, была предпринят а попытк а укрепит ь «вертикаль власти» и предотвратить распад России.

Важной предпосылко й для успешного развития России стали рост мировы х цен на энергоносители и вследствие этого — более крупны е поступлени я валюты в бюджет. Прибыл и российских нефтяны х кампа - ни й увеличились в 1999 г. на 7 млрд рублей, а в 2000 г. — на 17 млрд руб- лей . Золотовалютные резервы Центрального банка России выросли при это м в 2000 г. более чем вдвое и составили 27,95 млрд долларов.

Подъем отечественной промышленност и оказался связан с резким снижение м импорта в условиях августовского кризиса 1998 г. Следстви- ем этого стал экономически й рост отечественной промышленност и и сельског о хозяйства. В 1999 г. он составил 3,5%, в 2000 г. — 8,3%. Одно - временн о снизилис ь темпы инфляции . Если в 1999 г. она составляла окол о 36%, то в 2000 г. — уже только 20%, а в 2001 г. — около 18% в год. Реальны е денежны е доходы населения выросли в 2001 г. на 6,4%. Рост валовог о внутреннего продукта (ВВП) России в 2001 г. составил 5,2%. Значительным и были иностранные вложения в экономик у России. Так, СШ А в 2001 г. инвестировал и в нашу экономик у 5 млрд. долл. Итоги сравнительн о успешног о поступательного развития экономик и России в 1999—2001 гг. продолжились в последующие годы, рост валового про- дукт а составил более 7% в год.

5 сентября 2005 г. в обращени и к правительству, парламенту и руко- водителям регионов Президентом страны В. В. Путиным была сформу- лирован а программа приоритетных национальны х проектов. В. В. Пу- ти н подчеркнул, что необходимым и логичны м развитием экономиче - ског о курса, проводившегося в течение пяти предыдущих лет, является концентраци я бюджетных и административных ресурсов на повышени и качества жизн и граждан России. В качестве приоритетных направлений

«инвестици й в человека» глава государства выделил: здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство. Вскоре после этого выступле- ни я первы й вице-премье р Д. А. Медведев заявил, что данны й списо к к будущем может быт ь дополне н наукой и культурой. В 2006 г. ряд поли- тико в и средств массовой информаци и меры по улучшению демогра ф и - ческо й ситуации назвал и «новым национальны м проектом».

Растущий авторитет Росси и и личн о В. В. Путина подтвердил факт приняти я олимпийски м сообществом решени я о проведении зимней Олимпиад ы 2014 г. в городе Сочи. Намечен ы колоссальные расходы на подготовк у XXII зимне й Олимпиады , которы е должн ы составит ь

313,9 млрд руб. ил и окол о 12 млрд долл. (проведение зимне й Олимпи а ды в Ноган о в 1998 г. обошлос ь в 2 млрд долл., в Солт-Лейк-Сит и и

2002 г. — в 1,32 млрд долл.).

Наряду с некоторыми успехами следует отметить нерешенность в Рос- сии многих важнейших проблем социального и экономического характе- ра. В повседневной жизн и углубляется разрыв между доходами низов и верхушки общества, обостряются задачи борьбы с бедностью, разреше- ни я вечной для России жилищно й проблемы. По некоторым оценкам независимых экспертов, при учете показателя минимальных социальных потребностей (как это принято в промышленн о развитых странах) доля бедных в России составляет около 90 млн человек из 144 мл н населения страны (данные официальной статистики говорят о 30 млн, или 20% бед- ных). Россия остается единственной в Европе страной, где минимальная оплата труда устанавливается ниже прожиточного минимума1.

Политическо е развитие государства в начале XXI в. характеризова- лос ь определенно й стабилизацией. Следствием этого было укреплени е позици й Президент а В. В. Путина и близких ему политически х сил. Наиболе е полн о это показали результаты парламентских 2003 г. и пре - зидентских 2004 г. выборов, на которых убедительную победу одержали

«Единая Россия» и Президент В. В. Путин, набравши й более 70% голо- сов и избранны й на второй срок уже в первом туре голосования.

Важным этапом в истории страны стали события рубежа 2007—2008 гг., которы е определил и развити е Росси и н а ближайшу ю перспективу.

2 декабря 2007 г. состоялись выборы в Государственную Думу пятого созы- ва (2007—2011). Это были первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, вырос с 5 до 7%. Кром е того, были законодательно устранены нижни й порог явки и возможность голо- совать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запретили проходить по спискам другой, а сами партии были лишены возможности объединяться в блоки. Партию «Единая Россия» политически возглавил Президент В. В. Путин. В результате именно эта партия получила около 70% голосов избирателей и провела в Думу 315 депутатов из 450. В России упрочилась политическая система с доминирующей партией. Теперь «Единая Рос- сия» может сама проводить любые решения через Государственную Думу без учета мнения других партий (КП РФ имеет в Думе 57 голосов, ЛДП Р —

40, а «Справедливая Россия» — 38).

2 марта 2008 г. прошли выборы Президента России. Победу на них одержал Д. А. Медведев, набравший свыше 70% голосов избирателей. За кандидата от КПР Ф Г. А. Зюганова проголосовало около 18 %, за лиде- ра ЛДП Р В. В. Жириновского — около 10%. Чуть более 1 % голосов набрал руководитель Демократической партии А. Богданов. 42-летний Д. Мед- ведев стал самым молодым главой нашего государства за последние 90 лет.

Наши рекомендации