К каким наукам по специальности «юриспруденция» относится история политический и правовых учений?

а) уголовно-правовым;

б) гражданско-правовым;

в) теоретико-правовым;

г) конституционно-правовым.

2. Поскольку одни авторы рассматривают предмет истории политических и правовых учений как часть истории философии, а другие как историю теории государства и права, предмет данной науки является:

а) однородным;

б) комплексным;

в) философским;

г) историческим.

3. История политических и правовых учений изучает:

а) закономерности исторически возникающего и теоретически развиваю-

щегося знания о праве и государстве;

б) историю цивилизаций

в) закономерности смены одного исторического типа государства другим

г) историю общественно-экономических формаций.

4. История политических и правовых учений не изучает:

а) историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, политике, праве, морали;

б) историю возникновения общества и государства;

в) историю возникновения и развития политики и права;

г) историю возникновения и развития типов государства.

5. История политических и правовых учений — межотраслевая научная и учебная дисциплина:

а) философского, социологического и юридического профиля,

б) исторического, философского, юридического профиля,

в) этико-юридического профиля,

г) социологического, этического и естественнонаучного профиля.

Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока

1. Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии древней Индии являлись:

а) даосизм и конфуцианство;

б) технократизм и рационализм;

в) марксизм и волюнтаризм;

г) брахманизм и буддизм.

2. Представителями древнекитайской политико-правовой мысли являлись:

а) Конфуций, Лао-цзы, Шан Ян;

б) Платон, Аристотель, Сократ;

в) Цицерон, Августин, Аквинский;

г) Макиавелли, Боден, Лютер.

3. Основателем конфуцианства является:

а) Лао-цзы;

б) Шан Ян;

в) Конфуций;

г) Хань Фэй-цзы

4. Этико-политическое учение Конфуция характеризуется как:

а) теория управления с помощью добродетели;

б) теория разделения властей;

в) теория оптимизма;

г) концепция эгалитаризма.

5. Даосизм – это …

а) политико-правовое учение эпохи Возрождения;

б) политико-правовая мысль Киевской Руси;

в) политико-правовое учение Древнего Китая;

г)политико-правовое учение эпохи Возрождения.

6. В древнекитайской политико-правовой мысли «законниками» было сформулировано следующее положение:

а) «Государство – это зло»;

б) «равенство всех, кроме деспотов, перед законом»;

в) «народ – источник и носитель верховной власти»;

г) «единство естественного и позитивного права».

Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме

1. Кто из нижеперечисленных мыслителей не является представителем политико-правовых учений античности:

а) Аристотель;

б) Сократ;

в) Гегель;

г) Платон.

2. Учение софистов предполагало:

а) отрицание общей для всех объективной истины;

б) разделение государственной власти на три ветви;

в) наличие абсолютной идеи;

г) существование развитого социализма.

3. Согласно политико-правовым взглядам Платона, разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному – воины (стражи), вожделеющему - …

а) брахманы;

б) простолюдины (земледельцы и ремесленники);

в) пролетариат;

г) буржуазия.

Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит следующая фраза: «Человек по своей природе есть существо политическое»?

а) Протагор;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Демокрит.

Кто согласно взглядам Аристотеля является главным элементом государства?

а) животное;

б) гражданин;

в) бог;

г) воин.

6. Полибий выдвинул концепцию смешанной формы правления, сочетающей в себе одновременно начала монархии, аристократии и демократии. Какое государство, по его мнению, являлось примером существования данной формы?

а) Арабский Халифат;

б) Монгольское ханство;

в) Римская республика;

г) Киевская Русь.

7. Что, по мнению Цицерона, является "делом народа"?

а) государство;

б) частная собственность;

в) окружающий мир;

г) торговля.

Какие три части в составе права, действовавшего в Римской империи, выделяли римские юристы?

а) уголовное право, конституционное право, административное право;

б) право цезаря, право слуги, право наложницы;

в) международное право, божественное право, переселенческое право;

г) естественное право, право народа, право граждан.

· Задания для контрольных работ

Вариант 1

Задание 1.

Познакомившись с основными политико-правовыми идеями Древнего мира, объяснить их различия и общие черты.

Задание 2.

Что нового ввел Аристотель в учение о форме государства?

Задание 3.

Проанализировав основные черты политико-правовых идей России Х- XVIII в, выделить наиболее значимые из них и составить схему их совпадений и принципиальных различий.

Вариант 2

Задание 1.

В чем заключается суть основных идей Платона, изложенных в его знаменитых диалогах «Государство» и «Законы»?

Задание 2.

В чем заключается критика теории естественного права представителями исторической школы права?

Задание 3.

Как определяется Закон в трактате Иллариона? Как соотносятся термины «истина», «закон», «правда»?

Вариант 3

Задание 1.

Каково главное содержание учения Фомы Аквинского о государст­венной власти?

Задание 2.

Что означает суверенитет в формулировке Ж. Бодена?

Задание 3.

Какие черты характерны для политической доктрины В.Н. Татище­ва?

6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Формирование балльной оценки по дисциплине

«История политических и правовых учений»

В соответствии с «Положением о многобалльной (100-балльной) шкале оценки знаний при промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам, реализуемым на основе ФГОС ВО» Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова распределение баллов осуществляется следующим образом:

Виды работ Максимальное количество баллов
Посещаемость
Текущий и рубежный контроль
Творческий рейтинг
Промежуточная аттестация (экзамен/ зачет)
ИТОГО

1. Посещаемость

В соответствии с утвержденным учебным планом по направлению «Юриспруденция» (профили – «Гражданско-правовой», «Уголовно-правовой») по дисциплине предусмотрено:

· семестр 1 – 4 лекционных и 4 практических занятий. За посещение 1 занятия студент набирает 2,5 балла.

2. Текущий и рубежный контроль

Расчет баллов по результатам текущего и рубежного контроля в 1семестре:

Форма контроля Наименование раздела/ темы, выносимых на контроль Форма проведения контроля (тест, контр. работа и др. виды контроля в соответствии с Положением) Количество баллов, максимально
  Политическая и правовая в странах Древнего Востока тесты  
Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме тесты
Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени тесты
Политические и правовые учения ХХ века контрольная работа
Всего    

3. Творческий рейтинг

Распределение баллов за соответствующие виды работ представляются в виде следующей таблицы:

в 1семестре:

Наименование раздела/ темы дисциплины Вид работы Количество баллов
Отечественные политические и правовые учения второй половины XIX века участие в работе СНК «Форум», подготовка реферата
ИТОГО  

4. Промежуточная аттестация

Экзамен по результатам изучения учебной дисциплины «История политических и правовых учений» в 1 семестре проводится в устной форме. Экзамен состоит из двух блоков, первый из которых включает в себя три теоретических вопроса, на который студент должен дать устный ответ. Второй блок включает устное решение ситуационного задания (казуса).

Оценка по результатам экзамена выставляется исходя из следующих критериев:

- первый блок – 16 баллов,

- второй блок – 24 балла

В случае частично правильного ответа на вопросы, студенту начисляется определяемое преподавателем количество баллов.

Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед аттестацией. Приведение суммарной балльной оценки к четырехбалльной шкале производится следующим образом.

Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную четырехбалльную

100-балльная система оценки Традиционная четырехбалльная система оценки
85 – 100 баллов оценка «отлично»/«зачтено»
70 – 84 баллов оценка «хорошо»/«зачтено»
50 – 69 баллов оценка «удовлетворительно»/«зачтено»
менее 50 баллов оценка «неудовлетворительно»/«незачтено»

Наши рекомендации