К каким наукам по специальности «юриспруденция» относится история политический и правовых учений?
а) уголовно-правовым;
б) гражданско-правовым;
в) теоретико-правовым;
г) конституционно-правовым.
2. Поскольку одни авторы рассматривают предмет истории политических и правовых учений как часть истории философии, а другие как историю теории государства и права, предмет данной науки является:
а) однородным;
б) комплексным;
в) философским;
г) историческим.
3. История политических и правовых учений изучает:
а) закономерности исторически возникающего и теоретически развиваю-
щегося знания о праве и государстве;
б) историю цивилизаций
в) закономерности смены одного исторического типа государства другим
г) историю общественно-экономических формаций.
4. История политических и правовых учений не изучает:
а) историю возникновения и развития теоретических знаний о государстве, политике, праве, морали;
б) историю возникновения общества и государства;
в) историю возникновения и развития политики и права;
г) историю возникновения и развития типов государства.
5. История политических и правовых учений — межотраслевая научная и учебная дисциплина:
а) философского, социологического и юридического профиля,
б) исторического, философского, юридического профиля,
в) этико-юридического профиля,
г) социологического, этического и естественнонаучного профиля.
Тема 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока
1. Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии древней Индии являлись:
а) даосизм и конфуцианство;
б) технократизм и рационализм;
в) марксизм и волюнтаризм;
г) брахманизм и буддизм.
2. Представителями древнекитайской политико-правовой мысли являлись:
а) Конфуций, Лао-цзы, Шан Ян;
б) Платон, Аристотель, Сократ;
в) Цицерон, Августин, Аквинский;
г) Макиавелли, Боден, Лютер.
3. Основателем конфуцианства является:
а) Лао-цзы;
б) Шан Ян;
в) Конфуций;
г) Хань Фэй-цзы
4. Этико-политическое учение Конфуция характеризуется как:
а) теория управления с помощью добродетели;
б) теория разделения властей;
в) теория оптимизма;
г) концепция эгалитаризма.
5. Даосизм – это …
а) политико-правовое учение эпохи Возрождения;
б) политико-правовая мысль Киевской Руси;
в) политико-правовое учение Древнего Китая;
г)политико-правовое учение эпохи Возрождения.
6. В древнекитайской политико-правовой мысли «законниками» было сформулировано следующее положение:
а) «Государство – это зло»;
б) «равенство всех, кроме деспотов, перед законом»;
в) «народ – источник и носитель верховной власти»;
г) «единство естественного и позитивного права».
Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме
1. Кто из нижеперечисленных мыслителей не является представителем политико-правовых учений античности:
а) Аристотель;
б) Сократ;
в) Гегель;
г) Платон.
2. Учение софистов предполагало:
а) отрицание общей для всех объективной истины;
б) разделение государственной власти на три ветви;
в) наличие абсолютной идеи;
г) существование развитого социализма.
3. Согласно политико-правовым взглядам Платона, разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному – воины (стражи), вожделеющему - …
а) брахманы;
б) простолюдины (земледельцы и ремесленники);
в) пролетариат;
г) буржуазия.
Кому из древнегреческих мыслителей принадлежит следующая фраза: «Человек по своей природе есть существо политическое»?
а) Протагор;
б) Платон;
в) Аристотель;
г) Демокрит.
Кто согласно взглядам Аристотеля является главным элементом государства?
а) животное;
б) гражданин;
в) бог;
г) воин.
6. Полибий выдвинул концепцию смешанной формы правления, сочетающей в себе одновременно начала монархии, аристократии и демократии. Какое государство, по его мнению, являлось примером существования данной формы?
а) Арабский Халифат;
б) Монгольское ханство;
в) Римская республика;
г) Киевская Русь.
7. Что, по мнению Цицерона, является "делом народа"?
а) государство;
б) частная собственность;
в) окружающий мир;
г) торговля.
Какие три части в составе права, действовавшего в Римской империи, выделяли римские юристы?
а) уголовное право, конституционное право, административное право;
б) право цезаря, право слуги, право наложницы;
в) международное право, божественное право, переселенческое право;
г) естественное право, право народа, право граждан.
· Задания для контрольных работ
Вариант 1
Задание 1.
Познакомившись с основными политико-правовыми идеями Древнего мира, объяснить их различия и общие черты.
Задание 2.
Что нового ввел Аристотель в учение о форме государства?
Задание 3.
Проанализировав основные черты политико-правовых идей России Х- XVIII в, выделить наиболее значимые из них и составить схему их совпадений и принципиальных различий.
Вариант 2
Задание 1.
В чем заключается суть основных идей Платона, изложенных в его знаменитых диалогах «Государство» и «Законы»?
Задание 2.
В чем заключается критика теории естественного права представителями исторической школы права?
Задание 3.
Как определяется Закон в трактате Иллариона? Как соотносятся термины «истина», «закон», «правда»?
Вариант 3
Задание 1.
Каково главное содержание учения Фомы Аквинского о государственной власти?
Задание 2.
Что означает суверенитет в формулировке Ж. Бодена?
Задание 3.
Какие черты характерны для политической доктрины В.Н. Татищева?
6.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Формирование балльной оценки по дисциплине
«История политических и правовых учений»
В соответствии с «Положением о многобалльной (100-балльной) шкале оценки знаний при промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам, реализуемым на основе ФГОС ВО» Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова распределение баллов осуществляется следующим образом:
Виды работ | Максимальное количество баллов |
Посещаемость | |
Текущий и рубежный контроль | |
Творческий рейтинг | |
Промежуточная аттестация (экзамен/ зачет) | |
ИТОГО |
1. Посещаемость
В соответствии с утвержденным учебным планом по направлению «Юриспруденция» (профили – «Гражданско-правовой», «Уголовно-правовой») по дисциплине предусмотрено:
· семестр 1 – 4 лекционных и 4 практических занятий. За посещение 1 занятия студент набирает 2,5 балла.
2. Текущий и рубежный контроль
Расчет баллов по результатам текущего и рубежного контроля в 1семестре:
Форма контроля | Наименование раздела/ темы, выносимых на контроль | Форма проведения контроля (тест, контр. работа и др. виды контроля в соответствии с Положением) | Количество баллов, максимально |
Политическая и правовая в странах Древнего Востока | тесты | ||
Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме | тесты | ||
Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Нового времени | тесты | ||
Политические и правовые учения ХХ века | контрольная работа | ||
Всего |
3. Творческий рейтинг
Распределение баллов за соответствующие виды работ представляются в виде следующей таблицы:
в 1семестре:
Наименование раздела/ темы дисциплины | Вид работы | Количество баллов |
Отечественные политические и правовые учения второй половины XIX века | участие в работе СНК «Форум», подготовка реферата | |
ИТОГО |
4. Промежуточная аттестация
Экзамен по результатам изучения учебной дисциплины «История политических и правовых учений» в 1 семестре проводится в устной форме. Экзамен состоит из двух блоков, первый из которых включает в себя три теоретических вопроса, на который студент должен дать устный ответ. Второй блок включает устное решение ситуационного задания (казуса).
Оценка по результатам экзамена выставляется исходя из следующих критериев:
- первый блок – 16 баллов,
- второй блок – 24 балла
В случае частично правильного ответа на вопросы, студенту начисляется определяемое преподавателем количество баллов.
Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед аттестацией. Приведение суммарной балльной оценки к четырехбалльной шкале производится следующим образом.
Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную четырехбалльную
100-балльная система оценки | Традиционная четырехбалльная система оценки |
85 – 100 баллов | оценка «отлично»/«зачтено» |
70 – 84 баллов | оценка «хорошо»/«зачтено» |
50 – 69 баллов | оценка «удовлетворительно»/«зачтено» |
менее 50 баллов | оценка «неудовлетворительно»/«незачтено» |