Б3. в. од.6 история политических и правовых учений

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. В. ОД.6 ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Направление подготовки

40.03.01.62 Юриспруденция

Профиль: «Гражданско-правовой»

«Уголовно-правовой»

Уровень высшего образования

БАКАЛАВРИАТ

Мурманск 2015

Рабочая программа дисциплины «История политических и правовых учений» для студентов направления подготовки 40.03.01.62 «Юриспруденция» – Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2015.- 17 с.

Рабочая программа дисциплины «История политических и правовых учений» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры Теории и истории государства и права. Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.

© СЗФ МГЭИ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы ………………………………………………………………………..    
Место дисциплины в структуре образовательной программы ………………
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся ………………………………………………………….  
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости …………    
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………..………  
Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. Критерии оценки результатов обучения по дисциплине при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ………………….  
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ………………………………………………………  
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ………………..………  
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……..
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем …………………………………………………………………………….  
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине …………………………………...  
Лист дополнений (изменений) рабочей программы дисциплины…………...



ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПРОЕКТИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Цель изучения дисциплины –формирование у студентов правового мышления и высокого уровня политической и правовой культуры; научение глубокому осмыслению сути политических процессов, происходящих в современной российской и мировой политике в условиях глобализации.

1.2 Основные задачи курса: изучение основных политико-правовые доктрин и учений, школ, течений, теоретического наследия крупнейших представителей юридической мысли; формирование навыков анализа и оценки юридического значения правовых актов, экономических, общественных, политических и правовых явлений прошлого и настоящего; овладение категориальным аппаратом политико-правовой науки для реализации различных целей профессиональной деятельности.

Программа курса состоит из 8 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: предмет истории политических и правовых учений; политические и правовые учения в Древнем мире, в феодальномобществе, в Европе в период ранних антифеодальных революций, в период кризиса феодализма (XVIII в.), в странах Европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII – первая половинаXIX в.), во второй половине XIX в.; политические и правовые учения в ХХ-ХХI вв.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: анализ причинно-следственные изменений в развитии мировой и отечественной политической и правовой мысли; умение аккумулировать информацию о современных научных исследованиях актуальных проблем в области политико-правовой мысли; овладение основами профессионального мышления юриста.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

1.3 Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», должны:

знать о значении истории политических и правовых учений в системе юридических наук; основные политико-правовые доктрины и учения, школы, течения, теоретическое наследие крупнейших представителей юридической мысли; основные исторические этапы, общие закономерности и особенности становления и развития политической и правовой мысли России;

уметь анализировать причинно-следственные изменения в развитии мировой и отечественной политической и правовой мысли; оценивать юридическое значение правовых актов, принимаемых различными государственными органами Российской Федерации; применять на практике полученные знания, самостоятельно анализируя различные экономические, общественные, политические и правовые явления прошлого и настоящего, учитывая конкретные исторические условия появлений тех или иных учений;

владеть категориальным аппаратом политико-право­вой науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской); основами профессионального мышления юриста, позволяющими осознавать и анализировать окружающую действительность с позиции политико-правового знания; информацией о современных научных исследованиях актуальных проблем политико-правовой мысли.

Процесс изучения дисциплины «История политических и правовых учений» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):

студент:

- владеет культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен участвовать в разработке нормативно-пра­во­вых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«История политических и правовых учений» является дисциплиной по выбору профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция» и преподается студентам в 3-м семестре в объеме 3-х зачетных единиц (108 часов).

Освоение истории политических и правовых учений базируется на знаниях, приобретенных в рамках изучения текущих и предшествующих дисциплин: «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Философия».

Знания, полученные в ходе изучения курса, могут быть применены для освоения последующих дисциплин государственно-правовой специализации.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Объем дисциплины и виды учебной работы

а) для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе
Лекции
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   зачет
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы

б) для студентов заочной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе
Лекции
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой    
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)   зачет
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (МОДУЛЯМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, А ТАКЖЕ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ

4.1. Структура дисциплины (распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий).

а) для студентов очной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
Предмет истории политических и правовых учений ОК- 3,4,5 ПК- 1,2
Политические и правовые учения в Древнем мире 6/2* ОК – 5,6 ПК – 4,9
Политические и правовые учения в феодальном обществе ОК-6,7,9 ПК- 1,2,4
Политические и правовые учения в Европе в период ранних антифеодальных революций ОК-6,7,9 ПК- 1,2,4
Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.) 4/2* ОК- 7,9 ПК-18
Политические и правовые учения в странах Европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII – первая половина XIX в.) 4/2* ОК- 3,4,9 ПК- 4,9
Политические и правовые учения в странах Европы во второй половине XIX в. 6/2* ОК- 5,6,7 ПК – 9,18
Политические и правовые учения в ХХ-ХХI вв. 6/2* ОК – 7,9 ПК- 18
  Зачет      
  Итого 38/10*  

б) для студентов заочной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
Предмет истории политических и правовых учений   ОК- 3,4,5 ПК- 1,2
Политические и правовые учения в Древнем мире ОК – 5,6 ПК – 4,9
Политические и правовые учения в феодальном обществе   ОК-6,7,9 ПК- 1,2,4
Политические и правовые учения в Европе в период ранних антифеодальных революций   ОК-6,7,9 ПК- 1,2,4
Политические и правовые учения в период кризиса феодализма (XVIII в.)   ОК- 7,9 ПК-18
Политические и правовые учения в странах Европы в период становления и развития гражданского общества (конец XVIII – первая половина XIX в.)   ОК- 3,4,9 ПК- 4,9
Политические и правовые учения в странах Европы во второй половине XIX в.   ОК- 5,6,7 ПК – 9,18
Политические и правовые учения в ХХ-ХХI вв. ОК – 7,9 ПК- 18
  Зачет      
  Итого 8*  

4.2. Содержание дисциплины

В Древнем мире

Становление и развитие политико-правовой идеологии как специфической формы общественного сознания. Ее особенности в классово-сословных обществах. Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира (Древнего Востока): Древнем Египте, Древнем Вавилоне, Древней Индии, Древнем Китае*.

Политические и правовые учения в Древней Греции. Софисты о государстве и праве. Сократ о государстве и праве. Политическое и правовое учение Платона. Проектидеального строя в книге «Государство». Платон о соотношении государства и права в диалоге «Политик»*.

Классификация форм государства. Платон о праве и государстве в книге «Законы». Политическое и правовое учение Аристотеля*. Понятие государства. Аристотель о связи форм государства с имущественной дифференциацией свободных, о задачах политики, о справедливости и ее видах, о праве и законах. Обоснование рабства. Полибий о классификации форм государства и их круговороте. Понятие смешанной формы государства.

Политические и правовые учения в Древнем Риме. Понятие республики в трудах Цицерона. Римские юристы о праве и его видах*. Политические идеи христианства. Августин Аврелий о соотношении церкви и государства. Борьба с ересями. Новое обоснование рабства.

В феодальном обществе

Политические и правовые идеи в государствах средних веков. Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении средневековья. Политические и правовые учения в средневековой Западной Европе. Учение Фомы Аквинского о видах законов, об элементах государственной власти, о соотношении церкви и государства. Политические и правовые идеи средневековых юристов. Критика теократических идей в учении Марсилия Падуанского. Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей.

Политико-правовая идеология основных направлений ислама в странах Арабского Востока*.

Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве и Московском царстве. Политические идеи «Слова о Законе и Благодати» Илариона. Идея единого русского государства в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве» и «Поучении Владимира Мономаха». Политико-правовые воззрения Даниила Заточника.

Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси. «Русская Правда» как источник знаний о правовой системе древнерусского государства*.

Основные направления политико-правовой идеологии в период становления и развития русского централизованного государства.

Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей). М. Грек: политико-правовые идеи, проблема отношений светской и духовной власти. Теория «Москва – третий Рим» Филофея. Политико-правовые воззрения Федора Карпова. Политические и правовые взгляды Зиновия Отенского*.

Политическая программа И.С. Пересветова.

Иван IV (Грозный): идеи неограниченной самодержавной власти, юридической безответственности государя. Политическая программа А.М. Курбского: идея сословного представительства. Полемика между Иваном IV и Курбским о власти и государстве.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: проблема преодоления политического отчуждения в истории политической мысли; политические и правовые идеи в государствах Древнего мира (Древнего Востока): Древнем Египте, Древнем Вавилоне, Древней Индии, Древнем Китае; Платон о соотношении государства и права в диалоге «Политик»; политическое и правовое учение Аристотеля; римские юристы о праве и его видах; политико-правовая идеология основных направлений ислама в странах Арабского Востока; «Русская Правда» как источник знаний о правовой системе древнерусского государства; политические и правовые взгляды Зиновия Отенского; развитие политико-правовой идеологии в произведениях индепендентов, левеллеров, диггеров в период английской революции; особенности политико-правовых учений С. Пуфендорфа, Х. Вольфа, Х. Томазия; Бабеф и другие участники «Заговора во время равенства» о задачах революции, законах переходного периода, об устройстве и конституции будущего общества и государства; политико-правовая идеология крестьянских движений; Л. фон Штейн о соотношении государства и гражданского общества, о классовом содержании форм государства; славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков и др.) о роли православия в судьбе России ихарактере ее народа; К. Маркс и Ф. Энгельс о базисе и надстройке, о классовом характере государства и права, об их экономической обусловленности, происхождении, сущности, этапах развития и исторических судьбах; обоснование идеи коммунистической революции и диктатуры пролетариата; политические взгляды А.И. Герцена и В.Г. Белинского; шестидесятники; Н.Г. Чернышевский; революционное народничество; П.Л. Лавров; М.А. Бакунин; русский бланкизм; П.Н. Ткачев; проблемы государства и права в теориях демократического, христианского, исламского и других видов социализма; анархизм и анархо-синдикализм; политико-правовые идеи национальных движений в Африке, Азии, Латинской Америке

№ п/п Вид учебно-методического обеспечения Кол-во
1. Вопросы по каждой теме для самостоятельного изучения
2. Рабочая тетрадь
3. Темы докладов, сообщений
4. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий
5. Вопросы к экзамену (зачету)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов яв­ляется зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудо­емкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организа­ции текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету / экзамену

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.

2. Политико-правовые идеи и памятники стран Древнего Востока.

3. Особенности политико-правовой мысли Древней Индии.

4. Политико-правовые идеи Древнего Китая (учения даосизма и маоизма).

5. Характеристика политико-правовых идей Конфуция, их влияние на современную социально-поли­ти­чес­кую практику.

6. Характеристика политико-правовых взглядов древне­китайских легистов.

7. Учение Платона о государстве и законах.

8. Политическое и правовое учение Аристотеля.

9. Политико-правовая мысль Древней Греции периода упадка (учение Эпикура).

10. Особенности содержания политико-правовой мысли в Древнем Риме.

11. Характерные черты и особенности политико-право­вых учений средневековья. Взгляды Ф. Аквинского и М. Падуанского.

12. Формирование и развитие мусульманской политико-правовой мысли.

13. Политические и правовые учения Древней Руси.

14. Характерные черты и особенности политико-право­вых учений эпохи Возрождения.

15. Н. Макиавелли о человеке, нравственных основах политики и праве.

16. Политико-правовые идеи М. Лютера и Т. Мюнцера.

17. Политические идеи тираноборцев и их антиподов. Э. Ла Боэси. Ж. Боден.

18. Характеристика политико-правовых идей социалистов-утопистов ХVI века (Т. Мор и Т. Компанелла).

19. Политические и правовые идеи в период создания Русского централизованного государства. Политико-правовые взгляды И.С. Пересветова.

20. Особенности политико-правовой мысли в России в ХVII в. Взгляды А. Ордин-Нащокина, С. Полоцкого, Ю. Крижанича.

21. Политические и правовые взгляды Т. Гоббса.

22. Политико-правовая концепция Д. Локка.

23. Концепция государства и права И. Бентама.

24. Юридический позитивизм Дж. Остина.

25. Политико-правовая концепция Ф.М. Вольтера.

26. Характеристика идей Ш.Монтескье о разделении властей.

27. Политическая и правовая идеология французского утопического социализма (Г. Мабли, Морелли,Г. Бабеф).

28. Политико-правовые идеи А. Сен-Симона и Ш. Фурье, их влияние на общественно-политическую мысль в Европе (ХIХ в.).

29. Либеральные идеи Б. Констана.

30. Историческая школа права в Германии. Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта.

31. Учение Г. Гегеля о государстве и праве.

32. И. Кант о государстве, соотношении права и морали.

33. Политико-правовые идеи в Италии в ХVIII веке.Ч. Беккариа.

34. Основное содержание политико-правовых взглядов А. Гамильтона. Их влияние на формирование государственного устройства США.

35. Политико-правовые идеи Т. Пейна и Т. Джефферсона, их роль в становлении политико-правовой доктрины США.

36. Учение о стадиях развития человеческого общества О. Конта, его роль в становлении политико-право­вой мысли Нового времени.

37. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.

38. Государственно-правовая концепция Г. Еллинека.

39. Позитивизм Г. Спенсера: политико-правовое содержание.

40. Политико-правовое учение Ф. Ницше.

41. Марксизм как политическое и правовое учение.

42. Политико-правовая мысль России в годы петровских преобразований (Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, И.Т. Посошков).

43. Консервативная и либеральная идеология эпохи просвещенного абсолютизма в России (М.М. Щербатов, Д.А. Голицын, С.Е. Десницкий).

44. Политико-правовые взгляды А.Н. Радищева.

45. Проекты государственных преобразований М.М. Спе­ранского.

46. Политические и правовые идеи декабристов.

47. Политические аспекты теории официальной народности, чаадаевской философии, славянофильства и западничества.

48. Особенности политико-правовой мысли анархизма второй половины ХIХ века (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, П.Л. Лавров).

49. Политическо-правовая идеология «русского социализма» (народничества).

50. Русский либерализм второй половины ХIХ в. Политико-правовое учение Б.Н. Чичерина.

51. Социологические концепции права и государства в России. С.А. Муромцев. Н.М. Коркунов. М.М. Ковалевский.

52. Учение о праве и государстве Г.Ф. Шершеневича.

53. Неокантианские теории права. П.И. Новгородцев. Б.А. Кистяковский.

54. Религиозно-нравственная философия права в России. В.С. Соловьев. Е.Н. Трубецкой.

55. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.

56. Политико-правовые взгляды русских философов первой половины ХХ века (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин).

57. Марксистская политико-правовая идеология (социал-демократия и большевизм).

58. Сущность и содержание основных политико-правовых установок ленинизма.

59. Право в оценке советских юристов и официальной советской доктрины.

60. Политико-правовые взгляды М.Вебера. Концепция идеальных типов власти.

61. Современные теории плюралистической демократии. Концепция Г. Ласки.

62. Политико-правовые идеи современного элитизма. В. Парето. Г. Моска.

63. Политико-правовая идеология фашизма и национал-социализма.

64. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.

65. Политико-правовая доктрина солидаризма. Л. Дюги.

66. Школа «свободного права». Е. Эрлих.

67. Социологическая юриспруденция. Р. Паунд.

68. Тенденции развития политической и правовой мысли в странах Запада во второй половине ХХ – начале ХХI вв.

69. Политическая и правовая мысль современной России.

70. Историография истории мировой и отечественной политической и правовой мысли

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

А) Основная литература

Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2015.- 694с.- гриф + CD

Б) Дополнительная:

1. Зотов В.Д. История политических учений: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Норма, 2014с.-672с.- гриф

2. Чанышев А.А. История политических учений: эл. учебник.- М.: КНОРУС, 2009.- 1 эл. опт. диск

3. История политических учений: учебник для бакалавров / под ред. А.К. Голикова, И.А. Исаева. - Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2012.– 432с.

4. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений: учебник для вузов. - + CD.- М.: Юрайт, 2013.- 694с.- гриф

5. Шестопалов А.П. Рабочая программа учебной дисциплины «История политических и правовых учений».- М.: МГЭИ, 2012.- 28с.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Институт государства и права Российской академии наук

www.igpan.ru/rus

Государственная публичная библиотека России

www.shpl.ru

Научная библиотека МГУ имени М.В.Ломоносова

http:// www.nbmgu. ru

Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного университета

http:// www.lib.pu. Ru

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся. Процент таких занятий из общего числа аудиторных занятий составляет 50% от общего количества аудиторных занятий.

Основными видами учебной работы являются лекционные, практические занятия, коллоквиумы. Групповое обсуждение и индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач, в т.ч. посредством телекоммуникационных технологий. Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций. Групповые дискуссии, разбор конкрет­ных профессиональных задач, заслушивание докладов, дискуссии, анализ случаев (кейс-метод). Просмотр и анализ учебных фильмов. Имитационные игры (ролевые, деловые), тренинги.

Самостоятельная работа студентов включает: знакомство с литературными источниками, их анализ, подготовку выступлений и обсуждение на семинарских заня­тиях, составление портфолио (подборка материалов из разных источников, содержащих анализ и изложение собственного взгляда на проблему) по выбранной из программы курса теме. Портфолио, как правило, используется для самостоятельной работы студентов по темам пропущенных занятий. Написание рефератов.

Успешное овладение содержанием данной дисциплины предполагает выполнение обучаемыми ряда рекомендаций: 1) использовать аналитические знания, приобретенные в ходе предыдущего периода обучения, мировоззренческую культуру, а также на жизненный опыт; 2) уметь слушать и конспектировать лекции, так как лектор имеет возможность познакомить обучаемых с новейшими данными науки, с теми знаниями, которые еще не нашли отражения в учебниках и пособиях. К тому же на лекции учитывается психологический настрой обучаемых и уровень их подготовки; 3) систематически посещать практические занятия; отчитываться перед преподавателем за пропущенные занятия; 4) добросовестно готовиться ко всем видам практических занятий, приобретая в ходе занятий необходимые навыки и умения аргументированного обоснования своей точки зрения по наиболее важным социальным явлениям; 5) следует внимательно изучить материалы, характеризующие учебную дисциплину и определяющие целевую установку; 6) необходимо иметь подборку литературы, достаточную для изучения настоящей дисциплины; 7) основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, самостоятельно изучая учебную литературу; 8) при работе с учебной литературой постоянно уточнять сущность и содержание понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям; 9) не ограничиваться только теоретическим, умозрительным характером рассмотрения явлений и процессов. Тесно связывать их с практикой социального развития, уметь использовать их в качестве инструментария для непосредственного анализа реальных социальных и профессиональных проблем; 10) прилагать собственные интеллектуальные усилия, а не только нагружать память, механически заучивая те или иные термины и теоретические определения.

Самостоятельная работа является основной формой подготовки обучаемых и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и контрольным формам по дисциплине, а также формирование навыков умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. В ходе самостоятельной работы обучаемые приобретают опыт творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, а также социально-оценочной деятельности. В часы самостоятельной работы осуществляется взаимодействие обучаемых с преподавателями в целях уточнения вопросов, изучаемых тем, углубленное изучение основной и дополнительной литературы по предмету.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

В процессе реализации образовательной программы при осуществлении образовательного процесса по данной дисциплине применяются:

Информационные технологии:

1. Дидактические материалы – презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи; комплекты схем, плакатов, настенные стенды;

2. Технические средства обучения – аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; проекторы, ноутбуки, персональный компьютер, множительная техника (МФУ);

3. Словесные средства обучения: учебники;словари;периодические издания.

Программное обеспечение и информационно-справочные системы:

1. Электронная-библиотечная система (ЭБС) ibooks.ru (Айбукс-ру);

2. Windows 7;

3. Редактор MSWORD (или пакет MSOffice);

4. Программа Power Point 2009-2011;

5. Справочно-правовая система «Консультант плюс» - www.consultant.ru;

6. Справочно-правовая система «Гарант» - www.garant.ru;

7. Google, Yandex, Rambler – поисковые системы Интернета.

8. http://philology.ruslibrary.ru/default. asptrID=183 (Электронная библиотека специализированной филологической литературы).

9. http://www.infoliolib.info/philol/irl/3/3_6.html (Электронная библиотека «Инфолио»).

10. http://www.erudition.ru/referat/printref/id. 25504_1.html (Российская Электронная Библиотека «Эрудит»).

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

По данной учебной дисциплине требования к аудиторному фонду обычные. Для организации учебного процесса по данной дисциплине необходимо использование аудитории, оснащенной мультимедийной системой. Кроме того, при необходимости демонстрации студентам практических примеров возможно использование компьютерного класса.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов не требуется дополнительного оборудования. Самостоятельная работа осуществляется студентом в библиотеке, либо в сети Интернет.

Ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время аудиторных занятий проводятся в помещениях, оборудованных столами, стульями, досками, экраном, видеопроектором, персональными компьютерами, ноутбуком.

Кроме того, материально-техническая база включает:

- дидактические материалы – презентационные материалы (слайды); учебные видеозаписи; комплекты схем, плакатов, настенные стенды.

- технические средства обучения – аудио-, видео-, фотоаппаратура, иные демонстрационные средства; персональный компьютер, множительная техника (МФУ).

- справочно-правовые системы «Консультант плюс», «Гарант».

программные средства обучения.

В СЗФ МГЭИ учебный процесс обеспечивается наличием следующего материально-технического оборудования:

1)аудитории, оснащенные кафедрами, доской, столами и стульями–для проведения лекционных и практических занятий, презентации учебного материала;

2)учебные специализированные кабинеты:

- лингафонный кабинет, оборудованный современной техникой (1- ПК, 1- DVD, 12+1 специализированное рабочее место);

- компьютерный класс, оборудованный современной техникой1 - ПК,1 принтер), где преподаватели вместе со студентам

Наши рекомендации