Государственный орган управления
Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции.
Поэтому орган государства можно характеризовать, прежде всего, как "организацию", коллектив, управляемую группу людей.
Но для органа государства характерно то, что он является организацией "политической", т.е. наделенной государственной властью. Органы государства призваны выступать от его имени, выполнять его функции.
Это предполагает наделение их специфического рода полномочиями, которые по своей природе являются государственно-властными. Наличие государственно-властных полномочий – главный юридический признак любого государственного органа.
Федеральные органы государственной власти России – органы власти России на уровне федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации – России, власть представлена тремя ветвями власти: 1 – законодательной; 2 – исполнительной; 3 – судебной.
Законодательная власть в России представлена высшим законодательным органом: Федеральным Собранием, который состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Властные полномочия осуществляет путём принятия законов, обязательных для всех на территории России.
Исполнительная власть в России представлена системой федеральных органов исполнительной власти. Властные полномочия осуществляют путём принятия решений, постановлений, и других подзаконных нормативных актов. Помимо указанного в Конституции Правительства России действуют и другие федеральные органы исполнительной власти – федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также их территориальные органы. Систему органов федеральной исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству России, утверждает Президент России.
Президент России является главой государства, гарантом Конституции России и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти.
Судебная власть представлена системой судов: Конституционный Суд России, Верховный Суд России, другие федеральные суды. Осуществляет судебную власть, в частности, правосудие.
Каждый орган государственного управления (исполнительной власти), как и любой орган государства, имеет свою компетенцию, организационную структуру, территориальный масштаб деятельности.
69. Сущность, виды, структура, этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России.
Политические процессы представляют собой способы функционирования политических систем общества, изменяющихся в пространстве и времени; ведение совокупной деятельности субъектами политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политических систем.
Элементы структуры частного политического процесса: (1) причина (или причины) возникновения политического процесса; (2) объект политического процесса; (3) субъект политического процесса; (4) цель политического процесса; (5) средства, методы, ресурсы и исполнители политического процесса.
Основные виды политических процессов: (1) ведение работы по формированию органов политических систем (институтов); (2) проведение работы по воспроизведению компонентов и признаков политических систем в процессе их функционирования; (3) ведение работы по принятию и исполнению политических решений, которые определяют задачи и способы их решений, которые осуществляют выбор средств для достижения политических целей и определения направления политических действий.
Этапы политических процессов делятся на: (1) конституирование - ведение работы по образованию политических систем; (2) воспроизведение компонентов и признаков политических систем; (3) принятие и выполнение политико-управленческих решений; (4) ведение контроля относительно функционирования и направления развития политических систем.
Особенности политических процессов в современной России:
(1) нерасчлененность политических и экономических вопросов, социальных и личных отношений;
(2) отсутствие консенсуса между основными участниками политической жизни;
(3) неструктурированность и высокий уровень совмещения и взаимозаменяемости политических ролей;
(4) отсутствие интеграционных процессов связанных с участниками политических процессов вследствие отсутствия в российском обществе единой коммуникационной системы;
(5) в политических процессах современной России лежит активный стиль для навязывания нововведений со стороны правительства страны;
(6) высокий уровень концентрации политической власти и ресурсов в руках правящей элиты страны, что в свою очередь заставляет контрэлиту и оппозицию формировать радикальные движения, а не выступать политическими оппонентами;
(7) наличие тотальной маргинализации посткоммунистического общества, что обусловливает ситуацию, в которой лидеры для того, чтобы остаться у власти, обращаются к помощи более развитых стран мира.