Государственный орган: понятие, классификация.

Основным элементом механизма государства является орган государства. Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства.

1. Главный признак органов государства - наличие у него государственно-властных полномочий.

2. Орган государства образуется в установленном законом порядке (Существуют два порядка создания структурно-организованных формирований в рамках государства: разрешительный и регистрационный (явочный). Регистрационный порядок в РФ применяется в отношении общественных объединений и заключается в том, что объединения создаются самостоятельно, по собственной инициативе граждан, без предварительного разрешения органа государства

3. Орган государства наделяется компетенцией. Компетенция - круг вопросов, которые призваны решать тот или иной орган, спектр его полномочий.

4. Орган государства всегда является частью механизма государства, т. е. взаимосвязан с иными органами.

Орган государства:1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата; 2) образован и действует на основе правовых актов; 3) выполняет свойственные только ему задачи и функции; 4) наделен властными полномочиями; 5) состоит из государственных служащих; 6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); контрольный орган муниципального образования; иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Международное право - общепланетарная правовая система, регулирующая межгосударственные отношения, а также внутригосударственные отношения, осложняемые иностранным элементом.

Особенности международного права. Международное право отличается: Субъектами права - ими выступают главным образом суверенные государства. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства; 2. объектом (предметом) регулирования - ими являются отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное право регулирует отношения в рамках государственных границ; 3. особым процессом нормотворчества - в нем нет центральных законодательных органов и исполнительных органов. Нормы создаются самими участниками отношений, т.е. государствами; 4. отсутствием обязательной юрисдикции. Спор о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в международном суде только с согласия спорящих сторон; 5. функциональные связи в сфере нормотворчества и правоприменения носят преимущественно координационный характер, в системе национального права – в основном субординационный; 6. в сущностном плане международное право представляет собой согласованную волю субъектов международно-правового общения; 7. источниками международного права выступают договора, пакты, декларации, резолюции.

Международное право складывается из двух подсистем: международное публичное право и международное частное право.

Соотношение международного внутригосударственного (национального) права. По данному вопросу имеются три ответа. Международное право: 1. входит в национальную правовую систему, составляет его часть; 2. не входит в национальную правовую систему. Оно занимает особое самостоятельное положение; 3. промежуточная правовая система (частично межгосударственная и частично внутригосударственная).

Способы влияния международного права на внутригосударственное. Выделяют несколько технико-юридических способов влияния международного права на внутригосударственное: 1. инкорпорация – включение в состав национального права норм или совокупности норм международного права без существенных изменений; 2. трансформация – предполагает определенное преобразование норм международного права путем их развития, конкретизации и приспособления к национальной системе права и включение в состав последней; 3. имплементация – включает в себя и трансформацию и случаи отсылок в коллизионных нормах национального права к международному.

3. Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность по упорядочению и приведению в единую систему нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, её отраслях и подотраслях. Учет правовых актов — это разновидность систематизации правовых документов, заключающаяся в их сборе, хранении, регистрации, расположении в определенном порядке и поддержании в контрольном состоянии для быстрого нахождения и использования.

Инкорпорация— подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов. Особенность — изменения в содержание не вносятся и содержание по существу не меняется. Обычно в сборниках действующие нормативные акты, тексты таких актов печатаются с учетом последних официальных изменений и дополнений. Кроме того в процессе инкорпорации из текстов, помещенных в сборник актов удаляются главы, статьи и т. д., признанные утратившими силу.

Виды инкорпорации: По юридической силе.·1) официальная инкорпорация — осуществляется от имени и по поручению либо санкции правотворческого органа, который утверждает, либо иным способом официально одобряет подготовленное собрание законодательства. Такое собрание носит официальный характер. Оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в сборнике нормативных актов.2) Официозная инкорпорация — издание собрания, сборника законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган специально не утверждает и не одобряет такое собрание поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. 3)Неофициальная инкорпорация — осуществляется ведомствами, организациями, государством либо частными отдельными лицами, но не имеющими специально предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства и осуществляющая по собственной инициативе. Неофициальные сборники не являются источником права.

Консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации.

Кодификация - это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно - правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.

Существует 3 основных вида кодификационных актов: 1. Кодекс - самый распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни и требующих правовой упорядоченности. 2. Основы законодательства – акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сферы государственного управления. 3. Устав, положение - кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами.

Билет 28.

Типология государств – это методологический познавательный прием, связанный с мысленным расчленением идеального целого (понятия государства) на части . В данном случае типология рассматривается как процесс познания государств.

Значение типологии состоит в глубоком познании сущностно-содержательных признаков и закономерностей развития государств. Использование типологии позволяет все существовавшие и существующие государства распределить на определенные группы и на основе этого познать сущность, социальную направленность, степень прогрессивности конкретных государств, определить стоящие у власти социальные группы, элиты, круг социальных интересов, защищаемых властью, установить тип социальной организации общества, уровень духовно-культурного развития и т.д. Тип государства – это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств данной группы. Она характеризует обобщенные черты этой группы, т.е. типологические признаки.

Формационный подход основан на учении о смене общественно-экономических формаций (их базис - тип производственных отношений), каждой из которых соответствует свой исторический тип государства.

Недостатки формационного подхода:- Переоценка классово-экономического фактора, который не всегда может иметь и имеет решающее значение в процессе образования государства, уступая ведущую роль другим факторам; - Оставление вне поля зрения огромного пласта культурно-ценностных идей и представлений, которые не могут быть охарактеризованы как классовые;

Цивилизационный подход - это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах. В настоящее время в цивилизационом подходе преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство. Основные достоинства цивилизационного подхода:Рассматривает государство как важнейший фактор духовно-культурного развития общества, направленного на ограничение и исключение даже легализованного насилия по отношению к личности - При познании сущности, социальной роли того или иного государства необходимо учитывать его духовно-историческое развитие, идеологию, религию, традиции и иные социальные ценности, существующие в конкретном обществе. Основные недостатки цивилизационного подхода:- Не учитываются социально-экономические факторы, которые играют существенную роль в государственно-правовой жизни общества; - Не определяется принадлежность политической власти тому или иному классу, обществу в целом - Характеристика общества с позиции культурно-исторического развития теряет государственно-политический оттенок и в итоге становится характеристикой не государства, а конкретной культурно-исторической общности.

2. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке ор­ганом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регули­рующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям: - по субъектам законотворчества (принятые народом в резуль­тате референдума или законодательным органом); - по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); - по сроку действия (постоянные законы и временные) и т.д. - по характеру (текущие и чрезвычайные); - по сферам действия (общефедеральные и региональные); - по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.); - по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ );

Общая характеристика Конституции РФ. Действующая Конституция РФ была принята на всенародном голосовании (референдуме) 12 декабря 1993 года. Конституция РФ отличается от других законов и правовых актов следующими чертами: 1. Особый субъект, от имени которого она принята. В преамбуле Конституции РФ 1993 года сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… принимаем Конституцию Российской Федерации». Конституция РФ 1993 года была принята народом путем всенародного голосования. 2. Учредительный, первичный характер конституционных установлений. 3. Всеохватывающий характер конституционной регламентации.

3. Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленной совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль и нравственность - одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Тем не менее, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их соблюдения, т. е. фактическое состояние, уровень морали. Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Единство права и морали выражается в том, что они имеют следующие сходные черты:

- представляют собой разновидность социальных норм, которые вместе составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них в принципе единая нормативная природа; - право и мораль имеют один и тот же объект регулирования - существующие общественные отношения; - право и мораль как нормативные явления определяют границы должных и возможных поступков, служа средством гармонизации личных и общественных потребностей; - право и мораль, являясь регуляторами человеческой деятельности, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения; - право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма; - право и мораль выступают в качестве основных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих возможностей. Цель права - " Установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, ожесточенные споры и т.д. тратилось как можно меньше душевных сил ". Таковым в сущности является и назначение норм морали. Возникающее противоречие, нарушая необходимое единство и согласованность между нормой права и морали, приводит их в состояние известного противоборства. Поскольку правовое предписание, обеспечиваемое силой государственного принуждения, проводится в жизнь независимо от внутреннего отношения субъекта к исполняемому им правовому правилу, а норма морали, регулирующая те же общественные отношения, такого обеспечения не имеет, последняя всякий раз будет нарушаться самим актом исполнения нормы права. В подобных случаях субъекты общественных отношений, хотя норма морали и соответствует их представлениям о добре и справедливости, вынуждены руководствоваться не ею, а нормой права, предписывающей им иной вариант поведения. Противоречие между нормой права и морали нарушает прежде всего внутреннее единство нравственных оценок. С одной стороны, правовая норма, не согласующаяся с нормой морали, вызывает у субъектов правоотношений отрицательную нравственную реакцию, а с другой —действует правило морали о соблюдении социалистического права (в том числе противоречащей морали правовой нормы) как нравственной обязанности членов общества.

Взаимодействие норм права и морали, должно занимать одну из главенствующих ролей. А преодоления противоречий между ними, важнейший шаг для становления великого общества.

Билет №29

1. Функции гос-ва – это главные социально значимые направления его деят-ти на конкретно-историческом этапе развития общества. Значение: С помощью функций предоставляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деят-ти гос-ва.

Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные(например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта); По времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности). По объектам воздействия- внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям гос-ва относят: политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и фин. контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. 1) Политическая функция составляет обеспечение народовластия; создание жизнеспособного демократического общества; 2) Экономическая ф. – обеспечение благоприятных условий экономического развития 3) Социальная ф. – обеспечение общественного благополучия, 4) Экологическая ф. - экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны. 5) Налогообложение и финансовый контроль –. призвана обеспечить и гарантировать практически все направления деят-ти гос-ва. 6)Фин. контроль – один из видов гос. контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны, в эту систему включаются не только гос. финансы, но и рынок ц/бумаг, валютные ценности и др. 6) Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка – обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий демократического гос-ва.

Внешние Функции гос-ва – это основные направления деят-ти гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К внешним функциям гос-ва относят: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в разл. видах отношений, в т.ч. в решении глобальных проблем современности. 1) Функция интеграции основывается на признании взаимозависимости гос-в в современном мире. 2) Функция обороны – основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. 3) Ф. поддержания мирового порядка – предполагает создание условий для стабильного развития м/ународного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз.4) Ф. сотрудничества с другими гос-ми в разл. сферах, в т.ч. в решении глобальных проблем – ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом, не м.б. решены на национальном или региональном уровне и требуют м/ународного реагирования.

2.Подзаконные нормативные акты являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов.

К подзаконным нормативным актам относятся:1) на федеральном уровне: а) указ Президента РФ; б) постановление Правительства РФ; в) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов;

2) на уровне субъектов Федерации: а) акты органов субъектов Федерации б) акты органов самоуправления; в) уставы областей, республик, входящих в состав РФ;

Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций.

Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации. Президент — глава государства, и в соответ­ствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обя­зательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Пре­зидента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованны­ми ведомствами или Правительством.

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Органы власти и управления субъектов Федерации, ре­шая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты рас­пространяются лишь на территории соответствующих ре­гионов. Решения областного уровня (законы, распоряже­ния) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

3. Отрасль права -обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью регулируемых ими однородных общественных отношений. Ведущая отрасль права – гос-ное или конституционное право. Гос. (конституционное)право - отрасль права, которую образуют совокупность гос-но-правовых норм, закрепляющих основы общественного строя и политики РФ, правового положения граждан России, их права, свободы и обязанности, национально-гос-ное устр-во РФ и система ее гос.органов, основы всей гос-ной и общественной организации.

Адм-ное пр. - регулирует общественные отношения, кот. возникают в сфере гос-ного управления, в процессе организации и исполнительно-распорядительной деят-сти органов гос.управления, определяет структуру и компетенцию, закрепляет испольнительно-распорядительную деят-сть управленческих органов (правительств, кабинетов министров), министерств, ведомств, ОМС. Финансовое пр. - совокупность прав. норм, регулирующих обществ. отношения, складывающиеся в процессе финансовой дея-ти гос-ва, оно включает в себя правов.нормы, регулирующие отношения, связанные с накоплением, распределением и перераспределением денежных ср-в гос-ными и иными органами, это связано с формированием бюджета, сбором налогов. Трудовое пр. - регулирует обществ. отношения рабочих и служащих, отношения между адм-цией и профсоюзными органами, порядок рассмотрения трудовых споров, материального обеспечения трудящихся по старости, а также в случае болезни, инвалидности или потере кормильца. Право соц.обеспечения - система юр.норм, регулирующих отношения в системе материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети. Гражданское пр.- включает в себя нормы, регулирующие личные отношения граждан между собой; гос-ных, кооперативных и общественных организаций, граждан между собой по поводу имущества, а также и неимущественные отношения, защиту чести и достоинства, содержание права собст-сти. Семейное пр. – регламентирует условия и порядок вступления в брак, основания его прекращения, личные и неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, усыновленными и др.родственниками; вопросы опеки и попечительства, порядок регистрации актов гражданского состояния. Земельное пр. – регулирование земельных отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущего поколений научно обоснованного, рационального и эффективного использования и охраны земель, создания условий повышения эффективности их использования, охрана прав различных организаций и граждан как землепользователей, укрепление законности в области зем. отношений. Уголовно пр. – самост-ная отрасль пр., т.е. система юр.норм, установленных высшим органом законодательной власти РФ, определяющая, какие деяния явл. преступлениями и какие наказания могут быть назначены за их совершение, закрепляет основания уг. отв-сти, цели, объем и хар-р наказания и условия его применения к лицам, совершившим преступления. Международное пр. - совокупность юр.принципов и норм, регулирующих отношения между гос-вами и др.участниками (субъектами) международного общения. Экологическое пр. - сист. норм, регулирующих общ. отношения, направленные на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий, охрану окружающей среды. Подотрасли – лесное, водное, горное и др.права. Уг. исполнительное пр. – совокупность юр.норм, регулирующих общ. отношения, которые возникают в процессе и по поводу исполнения наказаний и применения мер исправительного воздействия. Муниципальное. Военное. Предпринимательское право. Уг. процесс. пр. - отрасль пр., нормы которого регулируют деят-сть связанную с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением уг. дел, ее порядок и содержание, возникающие при этом правоотношения; регулирует дея-сть суда, прокуратуры, органов предвар. дознания и следствия в ходе расследования и рассмотрения уг. дел. Гражд. процесс. пр. - отрасль права, устанавливающая порядок разбирательств и разрешения судом гражд. дел, а также порядок исполнения постановлений судов и некоторых других органов. Гр.проц.пр.- это совокупность норм, определяющих права и обязанности органов правосудия, истцов, ответчиков и др.участников гражд. процесса.

Билет 30.

Наши рекомендации