Эффективность управления государственной (муниципальной) собственностью: цели, задачи, критерии, методы оценки
Под эффективностью управления государственной (муниципальной) собственностью понимают экономически эффективное (например, с минимальными или просто меньшими затратами финансовых средств) достижение управляемым объектом государственной собственности определенных свойств (характеристик), обеспечивающих требуемый уровень предоставляемых услуг, запланированное развитие инфраструктуры, достижение приоритетных целей государственного управления.
Эффективность управления государственной (муниципальной) собственностью зависит от эффективности публичного (государственного или муниципального) управления в целом и определяется целями публичного управления. Как правило, часто встречающейся интегральной целью управления (например, на муниципальном уровне) является повышение уровня и качества жизни населения. Эта цель затем «распадается» на ряд подцелей и задач. Данным задачам соответствуют показатели, которые должны в полной мере учитываться при установлении критериев, показывающих эффективность использования собственности, принадлежащей данному публично-правовому образованию.
Правомерно выделять два основных фактора, влияющих на оценку управления публичной собственностью – социальную и экономическую эффективность.
Социальная эффективность показывает, как использование объектов влияет на достижение общественно значимых и общественно полезных целей.
Экономическая эффективность – это доходы от использования публичного имущества и приращение его стоимости за вычетом расходов на обслуживание и управление.
Оценка эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом субъектов Федерации осуществляется ими самими как собственниками. Указом Президента Российской Федерации от 21.08.12 г. № 1199 установлены критерии, с помощью которых возможна оценка деятельности региональных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Среди них, однако, нет критериев, непосредственно затрагивающих управление имуществом.
На уровне муниципальных образований сегодня достигнуты наиболее значительные подвижки, связанные с определением критериев и порядка оценки эффективности управления имуществом. Так, в одних муниципалитетах приняты специальные нормативные акты об оценке эффективности управления муниципальным имуществом, в других – соответствующие нормы интегрированы в локальные положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом.
В некоторых муниципалитетах предпринимаются попытки реализовать комплексный подход, предусматривающий оценку объектов муниципальной собственности с помощью различных критериев.
51. Управление акциями, долями государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ.
Управление акциями, долями государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ регулируется в соответствии с ФЗ от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ФЗ от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другими нормативно-правовыми актами.
К основным формам в системе управления пакетами государственных акций относят: назначение представителей государства в систему органов управления акционерными обществами; проведение работы по передаче акций в доверительное управление и залог; проведение операций по продаже акций. Представителями органами государственного управления могут быть госслужащие или муниципальные служащие, которые назначаются уполномоченным государственным органом.
Также, в ст. 39 ФЗ о приватизации указывается, что кроме госслужащих представителями государства могут выступать и иные лица. Так, нормы ФЗ предусматривают возможность договорных представительств. В таком случае представителями государства являются «профессиональные поверенные» (профессиональные директора). Природа заключения договора государства с профессиональными директорами определяется в качестве договоров поручения. В обоих случаях представители государства могут реализовать свои полномочия на основании выданных соответствующим уполномоченным органом доверенностей. Также, к иным лицам согласно ст. 39 ФЗ о приватизации относятся и независимые директора, кандидатуры которых выдвигаются РФ как акционеров для избрания в совет директоров.
Уставный капитал представляет собой денежные средства или имущество, которые внесены учредителями при регистрации хозяйственных товариществ и обществ. В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" уставный капитал определяется минимальным размером его имущества, которое гарантирует интересы его кредиторов и составляется из номинальной стоимости долей его участников.
Вкладами в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ могут быть денежные средства, ценные бумаги и другие материальные ценности или имущественные права, которые имеют денежную оценку. Сроки оплаты доли в уставном капитале обществ не может превышать 4-х месяцев с момента проведения государственной регистрации обществ. Для акционерных обществ также допускается проведение государственной регистрации без оплаты уставного капитала, причём не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено в течение 3-х месяцев с момента проведения государственной регистрации, а полная оплата должна состояться в течение 1 года с момента проведения государственной регистрации.