Система управления государственной и муниципальной собственностью в РФ

3.1. Принципы управления государственной собственностью

Существует ряд принципов, которые характерны для управления государственной собственностью, из них можно выделить:

1. Необходимость оценивать результативность управления государственной собственностью на основе показателей социальной и экономической эффективности.

При расчете социальной эффективности необходимо учитывать блага, которые получает общество при реализации управления государственной собственностью. Экономическая эффективность является показателем, который характеризует влияние проводимой политики управления государственной собственности на экономические показатели. Этими показателями, например, могут выступать использование производственных мощностей, сырьевых и материальных ресурсов.

2. Разработка целей управления государственной собственности с выделением основной, а так же приоритетных.

3. Обязательным и одним из самых важных принципов в системе управления государственным имуществом является Мотивация.

Просто необходимо разрабатывать механизм материальной заинтересованности работников в системе управления государственной собственностью исходя из полученных результатов. Это могут быть: система оплаты труда, продвижение по карьерной лестнице, система социального обеспечения, защиты и страхования, премии, отпуска и т.д.

4. Социальная и экономическая ответственность субъектов управления за устойчивость расширенного воспроизводства собственности и эффективность использования ее объектов. Принцип Ответственности

5. Комплексность и системность управления.

Взаимосвязь функций управления собственностью, общая цель управления, которая обеспечивает направленность системы управления государственной собственностью, единство действий органов власти, всех управляющих структур и лиц – всё это составляющие принципа комплексности и системности.

1. Непрерывная эволюционная реорганизация.

Осуществляется с помощью таких методов управления государственной собственностью, как приватизация (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки) и деприватизация (это возврат гражданами государству своего права собственности на жильё), национализация( переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленности, транспорта, связи, банков и т.д.) и денационализация( передача государственной собственности (промышленных предприятий, банков, земельных участков, акций и т.п.), возникшей в результате национализации, в частную собственность.).

2. Обязательность качественного правового регулирования.

Для этого принципа необходимы разработка, принятие и совершенствование системы законодательных актов, создающих правовое обеспечение управлению. Что очень важно для ведения прозрачной экономической политики.

3. Профессионализм.

Этот принцип предполагает разработку конкурсной системы при привлечении субъектов управления, а также систему их подготовки и повышения квалификации. Данный принцип просто необходим в системе управления государственной собственностью.

Так же можно включить такие принципы как: Принцип эффективности использования ресурсов, принцип приоритетности долгосрочных целей, принцип иерархии целей, принцип итерационности процесса обоснования, принцип скользящего планирования.

3.2. Система управления государственной собственности

Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, под которой следует понимать совокупность органов государственной и исполнительной власти, территориальных органов (агентств) Федерального органа по управлению государственной собственностью (Росимущества России), органов управления собственностью субъектов РФ и объектов государственной собственности.

Органы исполнительной власти на любом уровне системы управления имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в собственность. Можно рассмотреть как вариант построение многоуровневой системы управления:

1. Макроуровень (федеральный) – уровень взаимодействия федеральных органов законодательной и исполнительной власти, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

2. Мезоуровень – уровень взаимодействия элементов системы управления Росимущества со структурными подразделениями других министерств и ведомств, территориальными органами, другими организациями и учреждениями Министерства.

3. Микроуровень – уровень взаимодействия структурных подразделений аппарата (на настоящее время) Росимущества между собой.

До настоящего времени не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами федеральной власти. Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности.

Система управления государственной и муниципальной собственностью в РФ - student2.ru

Рисунок 1.Функциональная схема управления государственной собственностью

Система управления государственной и муниципальной собственностью в РФ - student2.ru

Рисунок 2. Система управления государственной собственностью

Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Росимущество Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено полномочиями, достаточными для выполнения делегированных ему государством основных функций.

Федеральные органы управления государственной собственностью

Наличие большого количества разнообразных объектов, составляющих государственную собственность, требует сложной системы управления.

При этом важнейшая роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации).

Министерство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, который проводит государственную политику и осуществляет управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Государственные комитеты Российской Федерации и федеральные комиссии России– федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют, на коллективной основе, межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Федеральная служба, Российское агентство, федеральный надзор– федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и так далее) функции в установленных сферах ведения.

Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации, которому Конституцией Российской Федерации поручено, в частности, управление государственной собственностью. Осуществляя процесс управления государственной собственностью, Правительство Российской Федерации вступает во взаимоотношения:

· с федеральными органами государственного управления;

· с органами государственного управления субъектов Российской Федерации;

· государственными предприятиями и учреждениями или акционерными обществами с государственным участием, другими субъектами системы управления госсобственностью.

Необходимо отметить роль Президента Российской Федерации, который как глава государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, взаимодействие органов власти Федерации, а так же ее субъектов путем издания и подписания законодательных актов Российской Федерации. [1]

В соответствии с нормами права принято, что указами Президента Российской Федерации оформляются решения, имеющие нормативный характер. Применительно к управлению государственной собственностью – это предписания относительно государственной собственности, рассчитанные на постоянное или многократное действие.

Взаимоотношения между Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в процессе управления государственной собственностью осуществляется по двум каналам: сверху вниз, то есть по инициативе Правительства Российской Федерации или снизу вверх, то есть по инициативе федеральных органов исполнительной власти. Правовые аспекты этих видов взаимоотношений имеют принципиальные отличия, обусловленные разницей правового положения Правительства Российской Федерации и остальных федеральных органов исполнительной власти. При этом Правительство Российской Федерации, в частности, обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по управлению государственной собственностью.

Часть своих функций Правительство Российской Федерации делегировало ряду федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения эффективного управления различными объектами государственной собственности. Как уже отмечалось ранее, основная роль в процессе управления государственной собственностью отведена Росимуществу Российской Федерации, которое от имени государства осуществляет право собственности по отношению к федеральным государственным унитарным предприятиям и учреждениям как к имущественным комплексам и пакетам акций, закрепленных в федеральной собственности. При этом Правительством Российской Федерации на Росимущество могут возлагаться следующие основные задачи и функции:

· Управление и распоряжение в установленном порядке объектами федеральной собственности, в том числе жилищным фондом, на территории Российской Федерации, а так же за рубежом;

· Учет федерального имущества, а так же контроль эффективности его использования;

· Разработка принципов и осуществление единой государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий, объектов недвижимости, а так же земельных участков, находящихся под приватизируемыми предприятиями;

· Межотраслевая и межрегиональная координация приватизации государственного имущества, управления и распоряжения федеральной собственностью;

· Руководство деятельностью своих территориальных органов;

· Участие в создании инфраструктуры фондового рынка, обеспечивающей процессы приватизации и реализации государственной политики в области привлечения инвестиций;

· Разработка и формирование стратегических направлений государственной политики в области реформирования имущественных отношений в Российской Федерации;

· Содействие развитию международного сотрудничества в области имущественных отношений;

· Методическое и правовое обеспечение процессов управления и приватизации государственного имущества.

Методология управления государственной собственностью

Управление государственной собственностью – это управление ee воспроизводством, использованием и трансформацией, что особенно важно для переходной экономики России.

Главная функция такого управления - координация взаимодействия между субъектaми государственной собственности, а также ее с другими формaми сoбственности. Ее воспроизвoдствo прoисходит в условиях рыночных oтнoшений, из чего следует, что при упрaвлении ею необхoдимo сooтветствовать требoвaниям рыночных закoнoв: конкуренции, спросa, предложения, стоимости и так далее.

Процесс управления государственной собственностью и муниципальной собственностью должен осуществляться таким образом, чтобы затраты на ее содержание и управление не превышали доходов, полученных от процесса управления. А возможно наоборот доходы превышали расходы.

Территориальные органы управления государственной собственностью

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» Росимущество создало свои территориальные органы в субъектах Федерации, которые теперь образуют единую систему органов по управлению и приватизации федеральной собственностью. В субъектах Российской Федерации этими органами являются территориальные комитеты (агентства), создаваемые распоряжениями Росимущества. Агентство осуществляет такую деятельность как:

· Ведет реестр федеральной собственности, находящейся на его территории;

· Ведет реестр акционерных обществ, созданных в процессе приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, расположенных на территории субъекта Федерации;

· Согласует действия по внесению федеральными государственными унитарными предприятиями имущества в уставный капитал хозяйственных обществ, на залог, а также ведет реестр договоров о залоге;

· Ведет учет договоров аренды федерального имущества;

· Передает акции (сертификаты) приватизированных предприятий федеральной собственности Российскому фонду федерального имущества;

· Изымает в соответствии с действующим законодательством неиспользуемое или ненадлежащее используемое федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления;

· Принимает участие в пределах своей компетенции в разработке и реализации инвестиционных программ, программ по предотвращению несостоятельности (банкротства) федеральных государственных унитарных предприятий;

· Организует и контролирует реализацию Государственной программы приватизации (включая продажу земельных участков под приватизированными и приватизируемыми предприятиями) и выполнение графиков продаж федерального имущества, отчитывается об их выполнении перед Росимуществом;

· Контролирует перечисление дивидендов и арендной платы от использования федеральной собственности в федеральный бюджет;

· Отчитывается перед Росимуществом о выполнении заданий по поступлениям в федеральный бюджет средств от приватизации и использования федеральной собственности;

· Принимает и регистрирует заявки на приватизацию федеральных предприятий, создает комиссии по приватизации, утверждает планы приватизации по предприятиям, не включенным в разделы 2.1, 2.2 и 2.3 Государственной программы приватизации, учреждает открытые акционерные общества в процессе приватизации;

· Оформляет и передает Росимуществу сертификаты на пакеты акций, закрепленных в федеральной собственности;

· Выступает арендодателем федерального имущества, закрепленного за казенными предприятиями и федеральными учреждениями на праве оперативного управления, а также незакрепленного федерального имущества;

· Дает согласие на сдачу в аренду федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения;

· Осуществляет контроль целевого использования и сохранности федерального имущества и принимает необходимые меры при нарушении установленных правил использования и распоряжения этим имуществом;

· Назначает и осуществляет проверки (ревизии, инвентаризации), в том числе и аудиторские, в целях осуществления контроля за надлежащим использованием и сохранностью федерального имущества, требует от федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений необходимые документы и сведения для осуществления таких проверок;

· Организует работу по проведению экспертизы оценки стоимости имущества, находящегося в федеральной собственности;

· Готовит для Росимущества проекты заключений по ходатайствам субъектов Федерации о передаче им в собственность имущества Российской Федерации;

· Принимает решения о приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в разделы 2.2 и 2.3 Государственной программы приватизации;

· Осуществляет юридические действия, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией федеральных государственных унитарных предприятий;

· Утверждает уставы федеральных государственных унитарных предприятий, в случае отсутствия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли, заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями этих предприятий;

· Управляет долями, акциями, закрепленными в установленном порядке в собственности Российской Федерации, заключает договоры на управление этими долями и акциями;

· Дает согласие на продажу федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, на создание дочерних предприятий;

· Организует конкурсы (аукционы) по передаче федерального имущества в доверительное управление или в залог;

· Выступает балансодержателем федерального имущества, расположенного на территории субъекта Федерации, не закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и учреждениями;

· Закрепляет федеральное имущество за федеральными государственными унитарными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление;

· Выступает в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, учредителем хозяйственных обществ, созданных не в процессе приватизации, от имени Российской Федерации;

· Принимает участие в разработке и реализации мероприятий по реструктуризации федеральных государственных унитарных предприятий, в создании холдинговых компаний, финансово-промышленных групп и других организаций с корпоративной формой управления;

· Участвует в организации постприватизационной поддержки приватизированных федеральных государственных унитарных предприятий.

Свою деятельность территориальные агентства осуществляют взаимодействуя с региональными отделениями Российского фонда федерального имущества, Министерства по антимонопольной политики Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Федеральной службы Российской Федерации по финансовому оздоровлению и банкротству и др.

3.3. Система управления муниципальной собственностью в РФ.

Понятие собственности в его различных модификациях показывает, что оно очень многогранно, объемлет собой массу разных по характеру, степени значимости и возможности решения проблем. Термин «собственность» употребляется в двух различных смыслах:

1) в юридическом смысле — как обозначение вещного права, права лица на определенную вещь (совокупность вещей), включающего в себя правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться этой вещью (вещами);

2) в экономическом смысле — как обозначение совокупности производственных отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной деятельности.

В общем виде собственность - это отношения людей к объектам материального мира, проявляющиеся в экономических отношениях между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных благ, а также в юридических нормах и форме правил и морали.

Законодательство Российской Федерации под муниципальной собственностью понимает объекты, находящиеся на территории муниципального образования и за его пределами, самостоятельно созданные органами власти муниципального образования для обслуживания нужд местного сообщества, переданные муниципальному образованию в результате разграничения государственной собственности, полученные или приобретенные муниципальным образованием иными законными путями.

Муниципальная собственность – одна из 3 основных форм собственности, установленных Конституцией РФ наряду с частной и государственной, субъектами права которой выступают муниципальные образования, а права по владению, пользованию и распоряжению осуществляют органы местного самоуправления. Порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закреплены в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе № 131-ФЗ и других нормативно- правовых актах.

Конституция РФ признает равенство муниципальной, государственной и частной собственности, но они различаются: государственная и муниципальная собственность составляют разновидности публичной/ общественной собственности, частная относится к индивидуальной, личной собственности конкретного лица или объединения лиц. Отличия публичной и частной собственности заключаются в способах присвоения дохода от эксплуатации собственности: при частно -хозяйственной деятельности доход имеет частноправовую форму присвоения, то есть поступает тому кто эту деятельность осуществляет, в публичных хозяйствах происходит публичноправовое присвоение дохода: лица, причастные к его образованию, передают доход собственнику — соответствующим местным сообществам.

Муниципальная собственность включена в систему местного хозяйства, то есть представляет собой его основу и является необходимым элементом экономики. Включение муниципальной собственности в систему местного хозяйства обуславливается:

Во первых, территориальной обособленностью муниципальной собственности в границах, совпадающих с границами первичного административно-территориального образования и составляющих естественный территориальный предел развития местного хозяйства;

Во вторых, направленностью функционирования объектов муниципальной собственности на удовлетворение потребностей в общественных благах и услугах местного населения, на что также ориентированы все предприятия производственной и непроизводственной сфер местного хозяйства.

На базе муниципальной собственности формируется муниципальное хозяйство. Оно представляет собой совокупность предприятий и учреждений, которые осуществляют на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, и являются объектом муниципальной собственности, либо предприятий и учреждений, в уставном капитале которых участвуют органы местного самоуправления. Элементами муниципального хозяйства являются: бюджетный процесс на муниципальном уровне, доходы и расходы местного бюджета, а также муниципальный кредит.

Особенность муниципальной собственности состоит в том, что в преобладающей своей части она является бюджетопотребляющей, а не доходопроизводящей. Значительная часть направляется на цели поддержания объектов муниципальной собственности, находится в минимально работоспособном состоянии. При этом доходы от использования муниципальной собственности во многих муниципальных образованиях в настоящей экономической ситуации редко превышают 2,7-4,3 % общей суммы бюджетных доходов муниципалитетов.

Решение проблемы увеличения собственных доходов муниципального хозяйства возможно за счет повышения его эффективности, за счет использования муниципальной собственности и за счет развития сети муниципальных предприятий. Развивая коммерческую деятельность системы муниципальных предприятий, муниципальная экономика ставит две цели - получение дополнительных доходов в местный бюджет и производство товаров и услуг, в которых нуждается население.

Население непосредственно может осуществлять такие права только в небольших муниципальных образованиях. Поэтому от имени муниципального образования приобретают и осуществляют имущественные и иные права и обязанности глава местной администрации, также другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является - местное сообщество (население муниципального образования). Органы МСУ только «управляют муниципальной собственностью» и являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности.

К таковым относятся:

1) Представительный орган муниципального образования;

2) Глава муниципального образования;

3) структурные органы и подразделения местной администрации;

4) орган управления муниципальным хозяйством;

5) муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

6) другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

Объекты.

Муниципальная собственность изначально образовалась на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года, в соответствии с которым единая государственная собственность была разделена на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

Выделяются 4 группы муниципальной собственности:

1) Торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и т.д.) частным сектором.

2) Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.

3) Сфера социальной защиты населения и ЖКХ, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.

4) Транспорт и связь, к сфере которых относится общественный транспорт и оказание любых других транспортных услуг населению.

Также к муниципальной собственности закон относит и средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды - выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. В состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов МСУ, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Полномочия органов МСУ в отношении муниципального имущества. Эти полномочия разграничиваются муниципальными правовыми актами и законодательством. Представительные органы муниципального образования устанавливают порядок распоряжения и управления объектами муниципальной собственности, а местные администрации непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

Закрепление в Гражданском кодексе РФ именно муниципального образования, т.е. территориально организованного населения как основного субъекта – участника имущественных отношений, имеет важное принципиальное значение. Органы местного самоуправления или их должностные лица могут осуществлять сделки с муниципальным имуществом, путем заключения договоров купли – продажи, аренды, найма и тд, такие сделки считаются заключенными от имени населения муниципального образования. Очень важно сформировать у населения сознание собственника понимание того, что органы местного самоуправления должны действовать в соответствии с их интересами – интересами собственников муниципального имущества.

Методы управления муниципальной собственностью:

1. административные

2. экономические

3. нормативно-правовые

4. организационные

Принципы управления муниципальной собственностью:

1) принцип законности

2) принцип подотчетности, подконтрольности

3) принцип гласности

4) принцип эффективности

Состав муниципальной собственности закреплен в Федеральном законе № 131-ФЗ в соответствии с осуществляемыми органами местного самоуправления полномочиями. Федеральный законодатель в ст. 50 регулирует такой перечень, предусматривая, что в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления вопросов местного значения, отдельных переданных государственных полномочий и участия в реализации непереданных государственных полномочий, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений и предприятий, такое имущество подлежит перепрофилированию, то есть изменению целевого назначения имущества/ отчуждению.

Формирования муниципальной собственности началось после декларирования коммунальной собственности вЗаконе СССР от 9.04.90 г. № 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». В статье 8 было установлено, что «экономическую базу местного самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), коммунальная и другая собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению социально-экономических потребностей населения соответствующей территории».

Порядок формирования муниципальной собственности был определен Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 г. - «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В развитие названного постановления Президент РФ своим распоряжением от 18.03.92 года № 114-рп утвердил «Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности». В этом положением устанавливался порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, порядок оформления прав собственности в реестре муниципальной собственности. Также значительным образом на формирование муниципальной собственности повлиял процесс приватизации.

На современном этапе состояние муниципального имущества было определено ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . Часть 11.1 ст. 154 данного закона установила:

1) что разграничение муниципального имущества осуществляется между:

· вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;

· вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;

· вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;

· муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа;

· муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;

2) разграничение муниципального имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется до 1 января 2009 года законом субъекта РФ, определяющим порядок решения вопросов местного значения в данных муниципальных образованиях. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан передать его, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять в трехнедельный срок после вступления данного закона в силу. В случае, если устав хотя бы одного муниципального образования – участника данных правоотношений не утвержден в течение указанного срока, этот срок отсчитывается со дня утверждения указанного устава;

3) перечни передаваемого имуществa включают в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество;

4) законы субъектов РФ о разграничении муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами принимаются по согласованным предложениям соответствующих органов местного самоуправления; не разрешенные в процессе согласования разногласия регулируются законом субъекта РФ;

5) органы местного самоуправления, наделенные полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после вступления в силу закона субъекта РФ передают (принимают) имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность;

6) изменения в учредительные документы соответствующих муниципальных предприятий и учреждений вносятся в двухмесячный срок; основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является закон субъекта РФ;

7) муниципальное образование, имущество которого передано в собственность других муниципальных образований, несет субсидиарную ответственность по обязательствам переданных им учреждений и казенных предприятий, возникшим до перехода права собственности.

С целью конкретизации порядка принятия решения о перераспределении имущества из собственности органов власти одного уровня в собственность органов власти другого уровня было изданоПостановление Правительства РФ от 13 июня 2006 г. № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».

Способами формирования муниципальной собственности выступают:

Во первых, муниципализация – передача безвозмездно или за выкуп имущества из государственной и частной собственности в муниципальную собственность;

Во вторых, покупка – приобретение имущества на стоимостной основе;

В третьих, дарение;

В четвертых, строительство новых объектов и др.

Расширению экономической основы местного самоуправления способствуют также продолжающиеся реформы по перераспределению полномочий (соответственно и имущества), а также разграничение муниципального имущества в связи с переходом к «двухтиповой» модели территориальной организации местного самоуправления.

Приватизация муниципального имущества - один из источников пополнения местного бюджета. Порядок и условия приватизации муниципального имущества ведутся нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником муниципальным образованиям, в собственность гражданина и юридическим лицам в порядке, предусмотре

Наши рекомендации