Компетенция государственных органов в сфере управления государственной собственностью. Концептуальные основы построения системы управления государственной собственностью

Управление государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила и условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.

Наибольший эффект реализация этих правил и условий достигается тогда, когда управленческое воздействие государства в лице уполномоченных им органов власти осуществляется системно, т.е. с применением комплекса мер, образующих систему управления государственной собственностью.

Следует отметить, что понятие «система управления государственной собственностью» является новым для теории и практики России, возникшим в ходе реформирования форм и отношений собственности в конце 90-х годов прошлого века. СУГС базируется как на общих постулатах теории управления, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением правил и условий, устанавливаемых государством как собственником своего имущества. Так, общеизвестно, что главной целью частного собственника, использующего свое имущество в процессе предпринимательской деятельности, всегда является прибыль. В отличие от него ряд государственных предприятий могут быть сориентированы прежде всего не на получение максимума возможной прибыли, а на реализацию социальных или оборонных задач. Как управленческая система СУГС включает в себя основные элементы (подсистемы): 1) механизм управления (цели, принципы, методы); 2) управляющую систему в статике (структуру управления -функции и органы управления госсобственностью); 3) управляющую систему в динамике (процессы управления объектами госсобственности), а также 4) подсистемы обеспечения СУГС (учет, оценка, кадровое обеспечение, контроль общей эффективности и т.п.). Система целей СУГС объективна, однако она формируется при сознательном воздействии органов, выступающих представителями государства по распоряжению объектами его собственности. На первом этапе экономических реформ в России главной целью СУГС являлось разгосударствление собственности, сопровождавшееся массовой приватизацией. На нынешнем этапе на первый план вышла цель использования СУГС в качестве инструмента структурной перестройки и роста реального сектора экономики, т.е. в значительной степени собственно выстраивание управляющей деятельности государства в этой области как системной. Результативность СГУС определяется в решающей мере тем, на сколько комплексно и синхронно взаимодействуют основные подсистемы и подсистемы обеспечения. Подсистема структуры управления охватывает составные элементы системы управления государственной собственностью на федеральном, субфедеральном (региональном) и местном уровнях и их соотношение. Подсистема организации процесса управления отражает реальную жизнь СУГС в ходе разработки, принятия и реализации стратегических и текущих управленческих решений органами управления, взаимодействия этих органов с законодательной властью и местным самоуправлением, другими элементами более общей системы - государства в целом, обществом в лице политических и общественных организаций. Иными словами, это конкретная деятельность системы. Функции и структура органов управления в сфере управления государственной собственностьюСтруктура и функции органов управления государственной собственностью Согласно Конституции государственная власть в Российской Федерации организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (есть еще президентская, которая отчасти выступает как законодательная, отчасти как верховная исполнительная, но и ее функции остаются в рамках приведенного деления властей). Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета. При этом органы исполнительной власти обеспечивают организованную и распорядительную деятельность по исполнению заказов, органы судебной власти – отправление правосудия. Важнейшая роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти; Систему федеральных органов исполнительной власти возглавляет Правительство РФ, которому Конституция РФ предоставила право управления федеральной собственности.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 25

Наши рекомендации