Государственный и муниципальный сектора экономики: понятие, структура и роль в национальной экономике.

Госсектор - важнейшая составная частью национальной экономики. Его отличительная черта: возможность государства осуществлять прямое и оперативное упр-е хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Единого подхода к определению госсектора не сущ, сказывается целевая и национальная специфика). Можно говорить о 2 трактовках госсектора: в узком и широком смыслах.
Госсектор в узком смысле – это совокупность Юл (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное упр-е которыми осущ-ся гос-вом через федеральные и региональные органы власти.
Под административно-хозяйственным управлением понимается воздействие со стороны управленца на деятельность Юл, направленное на максимально быстрое достижение поставленной цели.
Т.е. предприятие попадает в госсектор только в том случае, если государство через своих уполномоченных представителей может осуществлять прямое управление его деятельностью. Возможно 2 варианта попадания в госсектор: на основе изначального статуса предприятия (? госунитарное предприятие, гос учреждение и т.п.), либо на основе доминирования государства в собственности или акционерном капитале предприятия.
Принцип «отсутствия разрыва в изначальном статусе предприятия»: при передаче предприятия госсектора в доверительное управление частному лицу оно не уходит из состава госсектора и при введении государством внешнего управления на частных предприятиях они остаются частными.
Наличие госсектора в национальной экономике необходимо для решения важных соц-экономических проблем, которые нельзя решить силами частного и муниципального секторов, т.е. госсектор это специфическая форма упорядочения социально-экономической жизни страны.

Национальная система производства представляет собой совокупность всех хозяйствующих субъектов, занимающихся производством товаров и услуг на территории страны.
Муниципальный сектор – совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное управление которыми осуществляется ОМСУ.
Гос и мун сектора в совокупности образуют общественный сектор экономики страны.
Госсектор в широком смысле. В этом случае в госсектор включается вся сфера госсобственности, бюджет и другие ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении государства, т.е. госсобственность плюс госфинансы (бюджет).
В настоящее время в современной экономической науке существует 2 научных направления: экономика гос сектора, которая оперирует понятием госсектора в узком смысле и изучает различные аспекты функционирования и управления данной частью национальной экономики; и общественная экономика, рассматривает госсектор в широком смысле (казна государства) и изучает различные аспекты бюджетного регулирования и согласования групповых интересов.
Состав российского госсектора: 1) госучреждения; 2) гос унитарные предприятия (казенные предприятия (на праве оперативного управления); унитарные предприятия (на праве хозяйственного ведения)); 3) акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% акций находится в гос собственности: (госакционерные общества (госкорпорации); смешанные (государственно-частные) акционерные общ-ва).
Система прямого (административно-хозяйственного) регулирования позволяет непосредственно воздействовать на объемы, ассортимент и цены продукции стратегического значения + оперативность внедрения в практику принимаемых госорганами решений. Под действие мер прямого регулирования подпадают только хозяйствующие субъекты госсектора. Реализация прямого регулирования предприятиями госсектора осуществляется через руководителей, назначаемых органами госвласти.
Система косвенного (макроэкономического) регулирования экономики – воздействие государства на экономические параметры деятельности хозяйствующих субъектов с помощью инструментов общего (макроэкономического) действия (налоги, процентные ставки, тарифы, квоты, нормативы общего действия и т.п.). Под влияние инструментов общего действия подпадают все хозяйствующие субъекты государственного, муниципального и частного секторов экономики. Однако, реакция предприятий на макроэкономические воздействия плохо предсказуема и сильно дифференцирована по субъектам национальной экономики. Именно в большей предсказуемости ключевых параметров рынка и состоит главное преимущество использования прямых методов госрегулирования.



Наши рекомендации