Соотношение государственной, политической и публичной власти.
Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях.
В юридической литературе разные авторы рассматривают власть по-разному:
- как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу;
- как волевое отношение властвующего и подвластного субъектов;
- как способность властвующего навязывать свою волю другим лицам;
- как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей;
- как управление, связанное с принуждением;
- под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть (А.Ф. Черданцев);
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти.
В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть». Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества - органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. Подобно тому, как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.
Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его участии, разрешении. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей, государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению.
Государственная власть:
1. Распространяется на все общество - это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной;
2. Носит публично-политический характер и призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов;
3. Опирается на государственное принуждение, имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей;
4. Осуществляется специальными лицами и устанавливает систему налогов;
5. Организует население по территориальному признаку и характеризуется легитимностью и легальностью;
Характер органов, осуществляющих управление на местах — в административно-территориальных единицах, в районах административной автономии, — определяется двумя факторами: разным подходом к понятию государственной власти и публичной власти территориального коллектива и доктриной разделения административно-территориальных единиц на «естественные» и «искусственные».
В большинстве государств принята концепция, согласно которой органами государственной власти являются только центральные органы (парламент, глава государства, правительство и др.), их представители на местах (назначаемые комиссары, префекты, губернаторы), а также суды. Что же касается выборных органов на местах и формируемой ими собственной администрации, то они рассматриваются как местные органы самоуправления и управления территориальных коллективов. Это тоже публичная власть, но не государственная, а власть населения тех административно-территориальных единиц, которые рассматриваются как территориальные коллективы (не все административно-территориальные единицы признаются территориальными коллективами). Истоки такого подхода лежат в «общинной теории», пользовавшейся раньше большим влиянием. Органы местного самоуправления автономны по вопросам их компетенции, и по этим вопросам центральные органы не вправе давать указания, как органам самоуправления следует решить тот или иной вопрос. Они вправе и обязаны вмешаться, если орган самоуправления нарушает закон. Местные органы самоуправления не соподчинены между собой: каждое звено местных органов самоуправления осуществляет собственные полномочия. По уполномочию центральных органов государства местные органы самоуправления могут осуществлять также некоторые функции органов государственной власти, и тогда последние вправе давать им конкретные указания. Но в этом случае органам местного самоуправления передаются необходимые материальные и финансовые средства. Детально правовое положение органов самоуправления регулируется специальными законами (в некоторых постсоциалистических странах — законами об основах самоуправления), а также принимаемыми ими хартиями, уставами или даже, как в Бразилии, Местными органическими законами (так называются акты органов самоуправления, регулирующие их правовое положение).
В некоторых странах принята, однако, иная, «государственная» теория местного самоуправления: эти органы рассматриваются как продолжение центральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход
чаще всего обосновывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться центром.