Структура теории государства и права. соотношение теории государства и теории права.
1) Структура ТГП— обусловленное закономерностями возникновения, развития и функционирования государства и права существование (обособление) самостоятельных научных дисциплин. Своеобразие возникновения и функционирования государства и права, их природа не дают оснований для выделения некоей общей теории государства и права, или общей науки о государстве и праве. Поэтому название «теория государства и права» в известной мере условно и выполняет специфическую учебную нагрузку — объединить и преподавать в рамках одной дисциплины теорию государства и теорию права. Соответственно в структуре общей теории государства и права выделяются: 1) теория государства и 2) теорию права. Каждая из этих научных дисциплин имеет собственную структуру. Современная теория права, оставаясь в традициях дореволюционной правовой науки структурно подразделяется на: философию права, догму права и социологию права.
Специализация и дифференциация научного знания широко проникает в правовую науку. Соответственно, каждая из составных частей общей теории права имеет свои относительно самостоятельные ветви. В составе догмы права это, в частности, герменевтика — наука о толковании правовых норм, юридическая техника, центральными звеньями которой являются правотворческая, в особенности законодательная, техника и др. Социология права включает законодательную социологию, юридическую конфликтологию. Философия права в большей степени монистична, но и она имеет свое подразделение, сообразно которому происходит специализация научных исследований. Наиболее разработанными являются история философии (история правовых учений, или история теории права) и учение о сущности права и методологии правовой науки. Философская и социологическая составляющие теории права не означают в то же время то, что философия и социология права являются составными частями теории права, представляют собой и направления исследования (изучения) права. Эти направления делают теорию права методологической наукой. Однако следует подчеркнуть, что составной частью теории права является теория государства. Государство (как институт власти) является предметом изучения политической науки, а в рамках теории права оно изучается как правовое явление. Здесь можно использовать материалы соотношения теории права и политологии, о чем уже выше шла речь, так как теория государства – составная часть и теории права, и политологии.
Право представляет собой социальный феномен, оно существует только в человеческом обществе. Как сложное социальное явление, право находится в тесной связи с иными социальными институтами, такими как экономика, политика, религия, культура и др. При этом право и общество в целом также выступают как взаимовлияющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой находятся такие институты как государство и право. Различные варианты соотношения государства и права зависят от типа правопонимания. При этом можно выделить три основных направления соотношения государства и права, анализ которых позволяет выявить взаимосвязь и специфику каждого из этих явлений:
· Единство.
· Различие.
· Взаимодействие.
Прежде чем перейти к анализу этих аспектов отметим, что, в зависимости от типа правопонимания соотношение государства и права двояко:
1. При нормативном подходе к правопониманию государство признается первичным, а право - вторичным и подчиненным государству, производным от него.
2. Иные концепции правопонимания исходят из обратного: право первично, а государство призвано поддерживать, обеспечивать его.
Соотношение государства и права находится, кроме этого, в непосредственной зависимости от того, какой политический режим сформировался в данном обществе - демократический или тоталитарный.
Единство государства и права проявляется в том, что они - явления одного и того же общества, они функционируют вместе и у них общая задача: нормальное развитие и функционирование общества. Единство государства и права выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы. Государство и право выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности. Государственное и правовое развитие - единый процесс.
Однако это вовсе не означает, что все, свойственное государству, свойственно праву, и наоборот. Они являются самостоятельными образованиями, обладающими, помимо общих, и рядом специфических черт.
Различия государства и права состоят в том, что, хотя они и имеют общую задачу, решают они ее по-разному: государство - в сфере социального управления, право - в сфере социального регулирования.
Различия вытекают уже из определения данных понятий. Государство - это прежде всего организация власти, состоящая из органов. Право - это система норм, субъективных прав, юридических операций.
Государство прежде всего выражает какой-то общий интерес граждан; это организация, которая действует в интересах всего общества, для него характерен приоритет группового над индивидуальным. Право же прежде всего выражает интерес личный, индивидуальный; для него характерен приоритет индивидуальных интересов, защита отдельной личности.
Государство связано с властью, с принуждением, имеет жесткие внешние проявления. Основанием права выступают категории свободы, справедливости, равенства. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях, конфликтовать между собой.
Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии друг на друга. Связь государства и права является функциональной, т. е. государство и право взаимно обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга. Направления этого влияния таковы.
Государство в отношении права, во-первых, фиксирует, закрепляет нормы права в официальных источниках; во-вторых, государство через свои органы обеспечивает функционирование права, его реализацию, содействует использованию субъективных прав, обеспечивает исполнение юридических обязанностей; в-третьих, государство обеспечивает функционирование права с помощью государственного принуждения, привлекая правонарушителей к юридической ответственности.
Право пытается поставить пределы деятельности государства, добиться того, чтобы вся его деятельность протекала в правовой форме: и устройство государственной власти, и ее функционирование, и взаимоотношения с гражданами. Право прежде всего конституирует и легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы, дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью этой деятельности, ее соответствие международным стандартам.
Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно закрепляется и оформляется общественный строй, положение личности в обществе. Никакая государственность немыслима без права и вне его.
Как уже отмечалось выше, государство по определению - организация, тяготеющая к централизации, оно стремится подчинить себе общество. А право выражает индивидуальные интересы и пытается поставить пределы, преграды всевластию государства. Чтобы это было возможно, необходима особая конструкция государства - правовое государство.