Новой экономической политики (1921—1928 гг.)
Страна переходила из чрезвычайных условий гражданской войны и иностранной военной интервенции к мирным условиям. Экономическое и политическое положение страны после окончания Гражданской войны было сложным. Политика военного коммунизма окончательно себя изжила, а национализация и политика продразвёрстки привели экономику страны в упадок. Право должно было способствовать восстановлению разрушенного войнами хозяйства, гарантии сохранности союза рабочего класса и крестьянства, укреплению Советского государства и законности. Важную роль в дискуссиях по юридическим вопросам в период НЭПа занимала концепция «революционной законности», возникшая в 1921—1922 гг. Она была идеологической основой для перехода от «революционного правосознания» к нормальной правовой системе со стабильными юридическими гарантиями, без которых были невозможны НЭП и частная хозяйственная деятельность. Введение новой экономической политики потребовало перестройки экономической и государственной системы. Определённая демократизация, переход к мирному экономическому строительству, изменения в социальной политике обусловили проведение ряда реформ во всех областях жизни. Перестройка затронула все уровни государственного управления.
Решение о переходе к новой экономической политике (НЭПу) было принято на X съезде РКП (б). 21 марта 1921 г. на основании решения Съезда ВЦИК издал Декрет «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом».
Новая экономическая политика (1921—1928 гг.)—система экономических мероприятий, сменившей политику «военного коммунизма» и являвшейся, до известной степени, её противоположностью.
Причины перехода к НЭПу:
1. Глубокий социально-экономический и политический кризис власти;
2. Массовые выступления в сельской местности, городах, в армии и на флоте;
3. Крушение идеи «введения» социализма и коммунизма путём ликвидации рыночных отношений;
4. Стремление удержать власть любой ценой;
5. Спад революционной волны на Западе.
Цели НЭПа:
1. Восстановление хозяйства и выход их кризиса;
2. Привлечение крестьян на сторону Советской власти;
3. Предоставление экономических свобод.
Мероприятия НЭПа в промышленности:
1. Поощрение частного и смешанного капитала, т. е. допущение государственного капитализма (аренда);
2. Расширение самостоятельности госпредприятий (хозрасчёт);
3. Ликвидация уравнительной оплаты труда, замена натуральной оплаты денежной (тарифная система);
4. Привлечение иностранного капитала;
5. Образование рынка рабочей силы, отмена принудительного труда.
Мероприятия НЭПа в сельском хозяйстве:
1. Замена продразвёрстки натуральным налогом (продналогом), который в 2 раза меньше (в 1924 г натуральный налог был заменён денежным);
2. Отмена централизованного распределения продовольствия, возвращение к свободе торговли хлебом и другими продуктами питания (Декрет СНК 24 мая 1921 г. «Об обмене»);
3. Ограниченное разрешение аренды земли, использования наёмного труда;
4. Развитие системы контрактации и сельской кооперации (добровольное сотрудничество).
Изменения в правящей партии в период НЭПа:
1. Учреждение поста генерального секретаря РКП (б);
2. Усиление контроля партаппарата–ограничение внутрипартийной демократии (запрет фракций в РКП (б);
3. Усиление борьбы в партруководстве во время болезни Ленина;
4. Разгром сторонников «мягкого» внутрипартийного режима;
5. Превращение ОГПУ в инструмент партийной власти и внутрипартийной борьбы.
Социально–экономические итоги НЭПа:
1. Быстрое восстановление сельского хозяйства, промышленности и транспорта;
2. Возрождение торговли;
3. Рост численности городского населения;
4. Повышение производительности труда рабочих;
5. Ускоренная социальная дифференциация в городе—появление «новой буржуазии» (нэпманы) и ускорение расслоения крестьянства;
6. Нарастание экономической нестабильности—регулярные экономические кризисы и рост безработицы.
После сдачи налогов производители получали право обменивать оставшиеся у них «излишки» на нужные им товары. В августе 1921 г. эти принципы были подтверждены наказом СНК «О новой экономической политике», который заложил основания для перевода госпредприятий на начала хозяйственного расчёта. На первом этапе НЭПа система налогообложения характеризовалась множественностью различных сборов. Законодатель добивался упорядоченности налогообложения. Центр тяжести при этом переносился на группу косвенных налогов. Одновременно стало возрастать значение другого прямого налога—подоходного (впервые он был введён в ноябре 1922 г.).
Перестройка государственного аппарата в этот период была обусловлена факторами:
1. Окончание гражданской войны и иностранной интервенции;
2. Восстановление разрушенного народного хозяйства;
3. Осуществление НЭПа;
4. Образование и развитие СССР.
Реорганизация советской системы привела к уточнению функций всех государственных органов. Директивные указания вырабатывались партийными органами и съездами Советов. ВЦИК меняет свой характер представительного органа и сосредоточивается на более конкретных вопросах. Уточнялась (в связи с районированием) компетенция местных советов. Усилилась роль Президиума ВЦИК, утверждавшего проекты декретов СНК. В феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия при СТО (Госплан). Организационной основой для неё стала комиссия ГОЭЛРО, действовавшая с 1921 г. Затем Госплан перешёл к разработке перспективного планирования народного хозяйства и составлению 5-летних планов. В январе 1922 г. было осуществлено разграничение компетенции СНК и СТО (в ведении последнего оставались экономические функции). В 1923 г. СТО РСФСР преобразовано в Экономическое совещание (ЭКОСО) РСФСР. Наркомат РКИ был реорганизован из Народного комиссариата государственного контроля в 1920 г. В условиях мирного строительства РКИ сосредоточил свою деятельность на отдельных наиболее важных проблемах, отказавшись от политики полного охвата. РКИ обладал правами приостанавливать незаконные действия. В 1923 г. НК РКИ объединился с Центральной контрольной комиссией ЦК РКП (б).
При переходе к НЭПу центры и главки ВСНХ были преобразованы в органы планирования и контроля. Основная масса предприятий, ранее подчинённых непосредственно ВСНХ, была передана территориальным (губернским), совнархозам, находившимся в ведении ВСНХ. В 1923 г. все отраслевые главки ликвидируются, вместо них в структуре ВСНХ создаются:
1. Главное экономическое управление—регулирование промышленности в целом;
2. Центральное управление государственной промышленности.
Первые тресты стали возникать ещё летом 1921 г. «Положением о трестах» от 10 апреля 1923 г. была отменена система «главкизма».
Правоохранительные органы.
1. 25 мая 1922 г.—утверждение ВЦИКом Положения «О прокурорском надзоре»;
Функции прокуратуры:
а) надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти;
б) наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием;
в) поддержание обвинения в суде;
г) наблюдение за содержанием заключённых под стражей.
2. 26 мая 1922 г.—принятие ВЦИКом Положения «Об адвокатуре»;
Функции адвокатуры:
а) оказание юридической помощи гражданам;
б) защита интересов граждан в суде.
Судебная реформа.
31 октября 1922 г. ВЦИК принял Положение «О судоустройстве РСФСР», которым вводилась единая система судебных учреждений.
1. Общие суды;
а) народный суд;
б) губернский суд;
в) Верховный Суд РСФСР;
2. Специальные суды;
а) военные и военно-транспортные трибуналы;
б) особые трудовые сессии народных судов;
в) земельные комиссии;
г) арбитражные комиссии.
23 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР утвердил «Положение о Верховном Суде СССР», подробно регулировавшее структуру, компетенцию этого суда. 29 октября 1924 г. Постановлением ЦИК СССР были утверждены «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик».
Объединённое Государственное политическое управление (ОГПУ).
В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП (б) приняла решение о реорганизации ВЧК. IX Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК, а 6 февраля 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании ОГПУ при НКВД. Деятельность ОГПУ сосредоточивалась на раскрытии политических и антигосударственных преступлений. Органы ОГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии (применявшиеся ранее ВЧК) отменялись, подготовленные следственными органами ОГПУ дела передавались в судебные инстанции.
Образование СССР.
Декларация прав народов России в 1917 г. провозгласила право на самоопределение для каждой нации. При этом она не сформировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и мировой революции. С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик шло по пути вхождения республик и автономных областей в состав РСФСР и по пути двусторонних договоров, заключавшихся между независимыми республиками и РСФСР. Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с 1920 г. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях. Национальный вопрос всегда занимал важное место в политике большевиков. Классовый подход проявился и в толковании большевиками причин создания Союза республик. Ленин, как и многие другие руководители партии большевиков, считал, что существуют объективные предпосылки для образования Союза республик:
1. Стремление партии коммунистов расширить поле для социалистического эксперимента—восстановление народного хозяйства, успешное проведение НЭПа, т. е. необходимо объединить людские, материальные, финансовые ресурсы всех республик;
2. Старые хозяйственные связи—возможность развивать хозяйство по единому плану, что являлось важнейшим марксистским принципом построения социализма;
3. Необходимость совместной обороны—создание единых армии и флота для защиты от нападения извне.
Проекты объединения:
1. «Сталинский» (автономизация, т. е. унитарная тенденция)—стремление к созданию единого государства с мощным центром и подчинёнными ему республиками, которые входили бы в состав РСФСР на правах автономий;
2. «Ленинский» (федеративное устройство, т. е. федералистская тенденция)—стремление к созданию союза государств, сохраняющих независимость, но имеющих общие армию, флот, финансы, внешнюю политику, координирующие органы.
27 декабря 1922 г.—принятие Декларации об образовании СССР (между 4-мя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией, Закавказской Федерацией, куда вошли Армения, Грузия, Азербайджан), как акта об учреждении нового государства.
30 декабря 1922 г.—утверждение Договора об образовании СССР (ленинский вариант) на I Всесоюзном съезде Советов.
С юридических позиций это стало воплощением ленинских представлений по национальному вопросу (так может показаться). На деле же, по мере укрепления сталинского единовластия, СССР всё более приобретал форму унитарного государства.
Историческое значение:
1. Утверждение СССР как союза суверенных республик;
2. Оформление представительных и исполнительных союзных органов.
Конституция СССР (31 января 1924 г.).
Она явилась следствием образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Принята на II Всесоюзном съезде Советов СССР. По своему содержанию она не похожа на предшествующие и последующие советские Конституции. Она весьма своеобразна.
Структура по содержанию:
1. Декларация об образовании СССР;
2. Договор об образовании СССР.
Компетенция СССР:
1. Регулирование международных отношений и внешней политики;
2. Решение вопросов развития народного хозяйства СССР;
3. Утверждение единого бюджета СССР;
4. Управление транспортом, связью, вооружёнными силами, финансами, налогами, землёй, недрами;
5. Определение судоустройства и судопроизводства;
6. Определение гражданских, уголовных и общих начал трудового законодательства;
7. Охрана суверенных прав республик СССР;
8. Приём в состав СССР новых республик;
9. Изменение границ СССР либо границ республик;
10. Разрешение споров, возникающих между республиками.
Система высших органов власти:
1. Всесоюзный съезд Советов—высший орган власти СССР;
2. ЦИК СССР (состоял из Совета Союза и Совета Национальностей)—высший законодательный орган;
3. СНК СССР;
4. Народные комиссариаты;
5. Верховный Суд СССР—орган, наделённый функциями судебного контроля и конституционного надзора.
Новая Конституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции как бы дополняли друг друга. Тогда имела распространение концепция единой Советской Конституции.
Таким образом, РСФСР в период НЭПа представляла собой сложное национально-государственное образование. Общесоюзные кодификации права отразили процессы централизации власти, управления и регулирования, происходившие в стране. Заканчивался НЭП и начинался новый период государственно-правовой истории.