Тема 13: Советское государство и право в период новой экономической политики (1921 – 1929гг.).

В условиях кризиса советской власти В.И. Ленин выдвинул план отказа от прежней внутренней политики («военного коммунизма») и использования частной инициативы (и капитала) для восстановления народного хозяйства. В 1921 году продразверстка была заменена значительно меньшим по размерам продовольственным налогом с крестьян. Разрешена частная торговля и товарные свободные отношения. Часть национализированных предприятий была возвращена их крестьянским владельцам. Разрешена аренда земли и промышленных заведений, введен хозрасчет на государственных предприятиях и т.д. Иначе говоря, было допущено капиталистическое хозяйство во всей структуре, но под контролем Советской власти и при сохранении в ее руках всего комплекса крупного хозяйства (транспорта, торговли, заводов – фабрик и т.д.).

Одновременно в области права государство также частично вернулось к признанию тех социальных норм институтов, которые ранее отвергло как буржуазное. Так в Гражданском Кодексе, принятом в 1922 году, частная и кооперативная собственность признавались наряду с государственной (к правовой защите). Частные предприниматели получили право кредита, аренды государственных предприятий. Договорные отношения в хозяйственной деятельности заменили прежние административные. Вернулась норма договорного наследственного права (завещательная форма).

В 1922 году были приняты уголовный кодекс РСФСР, земельный, лесной, процессуальный кодексы. Все они в той или иной мере отражали изменение государственной политики в области права собственности и личности, восстанавливали процедурные институты и нормы классического судопроизводства (вернулись к прокуратуре и адвокатуре, в частности). Принятые меры помогли уже в 1925 году восстановить довоенный уровень хозяйства, в том числе сельского, снять социальное напряжение в массе трудящегося населения.

Одновременно это были годы развернутого государственного строительства. В период гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовалось несколько независимых государств – Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Прибалтийские республики и другие. Возглавляли их национально – демократические, но антибольшевистские по – своему характеру правительства. Придерживаясь своего программного принципа – право наций на самоопределение – большевики, вместе с тем, прилагали все усилия для утверждения в этих республиках власти Советов. Победа Советов во главе с национальными организациями партии большевиков, послужила основой их объединения в новое государство – Союз Советских Социалистических республик (СССР).

22. Союзный договор и образование СССР. Союзное и республиканское законодательство. Конституция 1924 г. Государственное устройство до 1936 г. Конституция 1936 г.: основные положения, новации.

В конце 1922 года процесс разработки нормативной базы объединения завершился принятием федеративного принципа, по которому на равных правах РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Азербайджан и Армения одобрили основные пункты Конституции СССР и в декабре 1922 года на I съезде Советов утвердили Декларацию и договор об образовании СССР. Конституция нового государства была принята в январе 1924 года на II съезде Советов СССР.

Конституции состояли из двух разделов: Декларации об образовании СССР и договора об Образовании СССР. Обе части содержали принципы объединения, структуру органов власти, компетенцию Союза и республик, полномочия, нормы представительства в союзных учреждениях, механизм органов власти и т.д. Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР, а исполнительным и распорядительным - Совет народных комиссаров СССР. В последующие годы национально – государственное строительство развивалось как в направлении образования новых социальных и автономных республик, так и по развитию органов власти и управления. В 1925 году была принята новая Конституция РСФСР, а затем и других союзных республик. Законодательная работа в 20-е годы стала одним из основных направлений государственного строительства в СССР.

На сессии центрального исполнительного комитета СССР (ЦИК СССР) в октябре 1924 года были приняты Основы Судоустройства и Судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Закреплялась единая судебная система во главе с Верховным судом СССР. Тогда же (в октябре 1924 года) были приняты Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. На его основе в 1926 году была принята новая редакция Уголовного кодекса РСФСР, где получили разработку разделы о государственных и воинских преступлениях. В декабре 1928 года принимаются Общие начала землепользования и землеустройства СССР. Национализация земли и исключительное право государственной собственности на нее закреплялось на всей территории СССР. Все сделки с землей объявлялись недействительными. Одновременно законодатель рекомендовал переход для крестьян к коллективным формам хозяйства как средствам социалистического землевладения. Коммунам, картелям, товариществам по совместной обработке земли устанавливались льготы по сельхозналогу, кредитование, наделению землей, машинами и т.д. В то же время с 1926 года властными органами была взята линия на жесткое ограничение «кулацких хозяйств», т.е. зажиточной части крестьянства, в которой руководство партии большевиков усматривалось опасность буржуазного развития.

Руководящая всем государственным строительством в СССР партия большевиков (российская коммунистическая партия (большевиков) с 1919 года) приняла название в 1925 году на своем XIV съезде Всероссийской коммунистической партии (большевиков) (ВКП (б)). Ее национальные подразделения окрепли и взяли на себя идейно – политические властные функции к середине 20–х годов во всех союзных республиках. В системе Советов партия коммунистов стала монопольной политической силой, фактически возглавляющей и направляющей их деятельность. По ее инициативе новая экономическая политика начала ограничиваться, а затем свертываться уже в 1926 – 1929гг.

23. Индустриализация и коллективизация в СССР. Чрезвычайные судебные органы. Государственное устройство до 1936 г. Конституция 1936 г.: основные положения, новации.

Тема 14: Советское государство и право в 30-е годы
(в период развернутого социалистического строительства в СССР)

Стратегический план В.И. Ленина на поддержку революции в России выступлениями европейского пролетариата и на этой основе возможности ее перерастания в социалистическую оказался несостоятельным. Уже в середине 20-х годов перед партией большевиков встала проблема дальнейшего пути - возможности строительства социализма в России. Силами России. После смерти В.И. Ленина в 1924 году внутрипартийные дискуссии по этому вопросу завершились победой И.В. Сталина, тогда генерального секретаря ЦК ВКП(б), убедившего своих соратников в возможности социалистического строительства в СССР даже при капиталистическом окружении. Это положение становится с середины 20–х годов руководящим принципом внутренней и внешней политики СССР. Во исполнении его был взят курс на индустриализацию народного хозяйства и почти одновременно – на коллективизацию сельского хозяйства. В крестьянской стране решить ту и другую задачу, тем более в намеченном большевиками сжатые сроки, было делом чрезвычайной сложности. Руководство страны, а по сути Центрального Комитета ВКП(б), пошло не столько путем наращивания производственных мощностей и создания материальной базы социалистических преобразований, сколько применением штатского в гражданскую войну и в период НЭП, а методом административно – принудительного диктата. Коллективизация сельского хозяйства проводилась в 1929 – 1934 гг. с применением массовых нарушений гражданских и имущественных прав крестьянства, нередко методами административно – принудительными, экспроприации значительной части деревни. В уничтожении индивидуальных крестьянских хозяйств власть опиралась частично на бедноту, но больше на рабочий класс и органы принуждения. По сути это было продолжение гражданской войны, но уже не против буржуазии, а против недавнего соперника в этой войне. К 1936 году место личных крестьянских хозяйств заменяли по всей стране коллективные хозяйства (колхозы).

Тем самым советская власть решила сразу несколько задач: значительно увеличила товарность сельского хозяйства и получила в свое распоряжение управление ею, в целом получила возможность контроля и управления сельским хозяйством, исключила возможность появления в деревне буржуазных элементов и вероятной оппозиции социалистическим преобразованиям. Формально ликвидация крестьянской частной собственности создала основу социально однородного общества социалистического типа.

В сущности весь период от октября 1917 года и до конца коллективизации характерен в советской государственной практике преимущественным развитием и совершенствованием институтов принуждения, административного волюнтаризма, подчинением закона революционной (затем социально – партийной) целесообразности и властной вседозволенности. Возникшая в результате этой практике у немалой части советских руководителей убеждения в универсальности институтов и методов принуждения легло в основу системы административно – командного управления.

При этом партийная власть срослась с государственной властью и подчинила ее. Партийные руководители стали одновременно государственными руководителями. Вся хозяйственная система, Советы всех уровней, все общественные организации оказались под жестким контролем партийных органов, в рамках централизованного аппарата управления. Государство, все его институты оказались под властью и в полном распоряжении партийной номенклатуры, быстро (без какого – либо контроля над нею) превращавшейся в основной слой привилегированной бюрократии. Стало сбываться предостережение оппонентов большевиков из социалистического лагеря 1917 года (меньшевиков и социалистов – демократов) от опасности перерождения руководства партии от идейных базисов во властную элиту – власть любой ценой. Отсюда уже был один шаг к тоталитарной системе с культом вождя партии наверху.

Разумеется, неизведанность путей построения нового государства и общества, апробация впервые в истории модели социализма неизбежно наложили свои отпечатки на социалистическую практику. Тем более, что эксперимент история ставила в стране менее всего пригодной для этого. Отбросив в первые годы все прежнее в государстве как буржуазное, и потому непригодное для социализма, Советская власть постепенно возвращалась в рамки опята цивилизации. Инструментом руководства национализированной и централизованной экономикой стало планирование, с 1929 года – пятилетка. Выстраивается кредитно – финансовая система, где Госбанк становится с 1930 года единственным распорядителем краткосрочных кредитов, с 1934 года вводится производственно – территориальный принципы управления экономикой, принятые в 1932 – 1935 гг. уставы сельхозартели стали по сути государственными регламентами колхозного хозяйства, в 1934 году создается объединенный Наркомат внутренних дел СССР (НКВД СССР), централизовавший систему органов безопасности. В его состав вошло ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление) – инструмент борьбы с инакомыслием и политическими (идеологическими) преступлениями. В систему НКВД вошло созданное в 1930 году Главное управление лагерей (ГУЛАГ), система тюрем и концлагерей преимущественно для политических заключенных. В 30-е годы складывается единая система судоустройства СССР, союзных и автономных республик.

Вершиной и своеобразным итогомЗаконодательства в 30-е годы стала принятая в 1936 году Конституция СССР – наиболее совершенный в сравнении с предшествующими – документам советского права.

Конституция 1936 года провозглашала построение социалистического общества в СССР. Его экономической основой закреплялась общественная собственность в форме государственной и колхозно – кооперативной. Высшим органом государственной власти вместо Всесоюзного съезда Советов стал двухпалатный Верховный Совет СССР с прямыми выборами депутатов.

Президиум Верховного Совета СССР стал постоянно действующим высшим органом власти. Правительство СССР (Совнарком СССР) сохранило свое название и структуру. Советы всех уровней стали называться Советами депутатов трудящихся, подчеркивая тем самым социальную однородность общества. По той же причине все граждане СССР получили право участвовать в выборах во все органы власти (кроме лишенных этого права по суду). Впервые в Конституции было закреплено право Коммунистической партии определять и направлять действиявсех государственных и общественных организаций СССР. Всем субъектам федерации предоставлялось право выхода из СССР и право собственного конституционного устройства. Закреплялось единое гражданство на всей территории СССР и единое основное право. Среди них право на труд, отдых, бесплатное образование, обеспечение по старости и при потери трудоспособности. Конституция декларировала полный перечень политических прав гражданина, но фактически в рамках Советской идеологической и политической доктрины.

Вся полнота власти по Конституции 1936 года сосредотачивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей, как и ранее, отвергался как «буржуазный». Среди правовых источников ведущая роль отводилась закону. Формально – это всякий акт, принятый представительным органом. В материальном смысле он не всегда исходил от законодательной власти, но всегда содержал нормы общего значения. По Конституции 1936 года формальная и материальная аспекты Закона всегда совпадали. Делегирование властных функций, имевшее место на практике, от одного органа другому по существу ничего не меняло, поскольку осуществлялся жестко в пределах властной единой системы.

С начала 30-х годов сращивание руководящих органов государства и коммунистической партии все чаще реализовывалось в совместно принятых нормативных актах, т.е. вопрос делегирования руководящей функции практически снимался. Процесс концентрации политической власти внутри целого круга партийных и государственных чиновников, сопровождавший эту тенденцию, одновременно сопровождался процессом сужением гражданских прав основной массы населения. Особенно это было заметно в области трудового, колхозного, административного и уголовного права. Полное отсутствие реального общественного контроля за органами власти превращало их в самодовлеющую и самодостаточную систему над правом и обществом. Последние особенно проявилось в 30-е годы с введением паспортов и института прописки, поставивших население под жесткий контроль администрации. Колхозники, вообще не получившие паспортов, оказались привязанными к месту труда и жительства, без права на свободное передвижение по стране. Принятые в апреле 1939 года постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов» не просто закрепляло рабочую силу за колхозами, а превращала колхозника в крепостного, окончательно лишенных гражданских прав.

Вместе с тем, 30-е годы были временем напряженного труда и быстрого развития Советского государства и общества. Выполнение пятилетних планов создало основу тяжелой промышленности, развитию машиностроения, электротехнической, химической, горнодобывающей и других отраслей народного хозяйства. К концу 30-х годов было объявлено о ликвидации неграмотности, высокими темпами шло формировании советской интеллигенции, подготовка инженерно – технических кадров, создавались научные институты, система высшего и профессионального образования. Менялся культурный облик страны, наращивался экономический потенциал. Особое внимание в условиях международной независимости советское правительство обращало на развитие военно – технических отраслей промышленности. Гигантский подъем трудового энтузиазма советского народа сопровождал социалистическое строительство в 30-е годы и был его основой. Умелая партийно – государственная пропаганда служила мощнейшим средством мобилизации социальных ресурсов. Она носила тотальный характер, будучи целиком в распоряжении официальных институтов власти. Любая публичная критика мероприятий власти не могла быть гласной, рассматривалась как враждебные происки.

Очевидно, в связи с последним стоят массовые репрессии в стране, природу и характер которых до сих пор правоведы и историки объясняют неоднозначно. Начиная с жертв коллективизации в последующие годы, репрессии обрушились на интеллигенцию, военных, рабочих. Не миновали они и части Советского аппарата управления, участников бывших оппозиционных групп в ВКП(б). По официальной пропаганде правоохранительная, карательная и партийно – идеологическая диеты очищали страну от «врагов народа» и социализма: недобитых представителей буржуазии, шпионов и агентов капитализма, двурушников и прирожденцев в рядах партии и т.д.

Возможно какие - то основания для такой чистки внутри страны были: далеко не все участники социалистических преобразований разделяли методы и принимали формы партийного руководства государственными и социальными преобразованиями. Особенно в связи с постоянным нарушением законов и прав трудящихся. Выращенный партийной номенклатурой уже в начале 30-х годов культ непогрешимого вождя и теоретика социализма Генерального секретаря ЦК ВКП(б) В.И. Сталина стал символом победного движения к коммунизму в СССР.

Выдвинутый им тезис в середине 30-х годов о том, что по мере успехов социализма в СССР классовая борьба в стране будет обостряться, фактически и лег в основу массовых репрессий.

У наиболее наблюдательных современников складывалось впечатление, что Сталин и его помощники норовили очистить страну от наиболее социально зрелых и аналитично критических по отношению к тоталитарному режиму элементов советского общества. Создаваемый в результате этого режим политической власти и государственно – экономической системы уже к концу 30-х годов утрачивал свой революционный фундамент и превращался в нечто схожее с прежним царским феодально – крепостническим режимом, несмотря на внешнее яркое интернационально – пролетарское оформление. Умелое партийное манипулирование огромной созидательной энергией трудящихся создавало внешне вполне благополучную картину социально – государственных успехов. Субъективная позиция руководителей в данном случае суть дела не имела.

24. Вторая мировая война и Россия. Советская Россия в годы Великой Отечественной войны.

25. СССР в 1946-1953гг. Неосталинизм.

Тема 15: Советское государство и право
в годы Великой Отечественной войны

Конституционные основы советского государства и права в период Великой Отечественной войны оставались неизменными, но военные условия потребовали развития и ужесточения правовых норм и институтов государственного управления. 23 июля 1941 года была создана Ставка Главнокомандования (позже – Ставка Верховного Главнокомандования) – внешний стратегический военный орган, который вскоре возглавил Генеральный Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин. Через неделю Правительством и ЦК компартии был создан государственный комитет обороны (ГКО), орган чрезвычайной власти, которому должны были подчиняться как все государственные, так и общественные учреждения. По указу Президиума Верховного Совета СССР в июле была объявлена всеобщая мобилизация мужчин 1905-1918 годов рождения, началось формирование народного ополчения, на военное производство была переведены вся промышленность, были созданы специальные наркоматы (боеприпасов, танковой промышленности и т.д.), чрезвычайными мерами была организована эвакуация важнейших промышленных объектов из западных областей на Урал и в Сибирь. Вся полнота верховной власти государственной и партийной была сосредоточена в руках В.И. Сталина.

В период войны шли изменения в форме государственного единства (были присоединены новые территории, депортировались по обвинению в пособничестве фашистам чеченцы, ингуши, крымские татары и др.), были изменения в гражданском, хозяйственном, уголовном, трудовом, семейном праве. В частности максимально централизовано было управление народным хозяйством, усилена охрана социалистической собственности, защищены рядом законов права военнослужащих, их семей, а также лиц эвакуированных из регионов военных действий, с оккупированных территорий. В годы войны были приняты законы по совершенствования наследственного права, по защите материнства и помощи многодетным, существенные изменения внесены в Кодекс семейно – брачных отношений, направленные главным образом на укрепление семей, повышение рождаемости, на защиту имущественных прав субъектов права.

Существенные изменения претерпело трудовое и уголовное право. Уже 26 июня введен Указ Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», по которому вводились обязательные сверхурочные работы, отменялись отпуска на время войны, ужесточались меры ответственности за нарушение трудовой дисциплины, запрещались увольнения по личным заявлениям. Далее последовал ряд актов, вводивших следующие чрезвычайные меры в трудовое право. В 1943 году было введено военное положение на железных дорогах, речном и морском транспорте, с ужесточением мобилизационных мер для рабочих и служащих в этих отраслях. Административная ответственность заменялась уголовной. Для колхозников был увеличен минимум обязательных трудодней, обязательным стал труд подростков с 14 лет, расширялся перечень и увеличивался объем обязательных поставок государству с колхозного двора.

Во всех областях хозяйственной и трудовой деятельности в годы войны резко увеличились, от сложившейся еще в 30-е годы, методы административно – командного управления. Вся страна была превращена в военный лагерь, все население в той или иной форме работало на нужды армии и фронта, безусловно подчинялись всем распоряжениям местных отделов ГКО.

Из военных мер самым жестоким был Приказ № 227 Наркомата обороны СССР от 28 июля 1942 года, по которому на фронтах военных действий вводились заградительные отряды с правом расстрела всех отступающих. Широкие полномочия получили действовавшие с первых дней войны в прифронтовых районах военные трибуналы, санкции которых распространялись не только на военных, но и на гражданское население в случаях хищения, нарушения общественного порядка, уклонения от воинских обязанностей и др.

В уголовном праве военного периода шире стал использоваться принцип аналогии и возмездия как цель наказания. Законодатель ввел ряд новых составов уголовной ответственности, таких как самовольный уход с работы (декабрь 1941 год), уклонение от воинского учета (январь 1942 года) и др. В июле 1941 года по Указу Президиума Верховного Совета СССР за распространение ложных слухов следовала та же санкция, что и за контрреволюционную агитацию. С января 1942 года кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах стала приравниваться к бандитизму, мелкая торговля (например, продажа махорки) стала квалифицироваться как спекуляция, поломка сельхозтехники в колхозе также стала уголовным преступлением.

Особо жестокие меры наказания следовали за хищением социалистической собственности, разглашение государственной тайны, дезертирство или уклонения от воинской службы, пособничество оккупантам (введено повешение) и др.

Тяжкими нарушениями рассматривались в годы войны невыполнение хозяйственных планов или распоряжений ГКО, выпуск бракованной продукции, разбазаривание продуктов (т.е. не предусмотренное расходование).

Благодаря жесткой и жесточайшей мобилизации всех средств и ресурсов, особенно людских, СССР выстоял в войне с фашистской Германией.

Но цена победы была огромной: 27 миллионов погибших, десятки тысяч разрушенных городов и сел (практически половина европейской части страны), разрушенные семьи и бездомные дети, истощенное голодом и непомерным трудом население. И одновременно усиление государственного диктата через абсолютизацию насильственно – административных и репрессивных методов управления; увеличение разрыва между партийно-властной элитой и народом. Партийная пропаганда приписала все победы И.В. Сталину, его гениальности и выдающимся заслугам. В послевоенной обстановке возможности критического анализа реального положения в стране совершенно исключались. Советская система государственной власти оказались полностью партийной коммунистической верхушке.

26. СССР в 1946-1953гг. Неосталинизм.

Советское государство и право в послевоенный период
(1945 – 1956 года)

Внутренняя партийно – государственная политика в послевоенный период (до смерти И.В, Сталина в 1953 году) отмечалась крайней противоречивостью. С одной стороны, утрачивали силу в области гражданского, трудового и колхозного права нормы чрезвычайного характера, принятые в годы войны (отмена уголовной ответственности за прогулы и уход с работы, возвращение к договорным началам в отношениях рабочего (коллектива) и предприятия, сокращение рабочего дня и т.д.); в 1949 году вводится договорная основа в отношениях между предприятиями, расширяются материальные права руководителей, передается сельхозтехника в распоряжение колхозов, расширяются права профсоюзов, в 1956 году принимается Закон о государственных пенсиях и т.д.

С другой стороны, репрессивно – карательная мера обрушиваются в форме Постановлений ЦК ВКП(б) и Советского правительства в 1946 – 1952 года на представителей творческой интеллигенции, ученых, врачей, хозяйственников и даже представителей партийной номенклатуры. В общественной жизни устанавливается атмосфера тотальной подозрительности и идеологической чистки, сходные по методам с массовыми репрессиями30-х годов. Эта практика тотального вмешательства партийно – государственных органов в хозяйственную и общественную жизнь вела к накапливанию негативных отношений между властью и обществом.

В этих условиях шло восстановление разрушенного войной хозяйства, реформа денежная, продовольственная (отмена карточной системы, свободная торговля колхозников), колхозно – производственная (изменение в Уставе сельхозартели) и др. В уголовном праве изменился круг субъектов, виды наказаний, отменялись чрезвычайные положения закона. Амнистировались в 1945 - 1947 годах лица, приговоренные ранее к малым срокам наказаний, в 1947 году была отменена смертная казнь (но в 1950 году она была восстановлена в исключительных случаях), смягчались уголовные наказания за мелкие хищения и т.д. Но одновременно ужесточились наказания (Указ 1947 года) за хищение государственного и общественного имущества (сроки заключения от 10 до 25 лет).

После смерти И.В. Сталина началась полоса либерализации колхозного права, частично были изменены правовые нормы личного крестьянского хозяйства, изменена в 1954 – 1955 годах система налогообложения колхозов и личных хозяйств колхозников.

Нужно отметить изменения в международном положении СССР. В центральной Европе и на Дальнем Востоке после второй мировой войны образовались народно – демократические государства с социалистической ориентацией (Польша, Чехословакия, Румыния, Югославия, Албания, Болгария, ГДР, Китай, Вьетнам, Северная Корея). В результате было разорвано капиталистическое окружение СССР и была снята непосредственная опасность капиталистической интервенции в СССР. Вместе с тем испытания в 1949 году атомного оружия в СССР существенно изменило соотношение сил в мире в сторону безопасности социалистического лагеря и утверждения приоритета в этой области с Соединенными Штатами Америки.

27. Государственное устройство и темпы развития народного хозяйства (1953-85 гг.).

28. Конституция 1977 г. Общая характеристика. Государственный строй СССР по Конституции 1977 г.

Наши рекомендации