Новой экономической политики

(1921-1929 гг.)

Историография проблемы. Переход к новой экономической политике.

Перестройка государственного аппарата. Развитие права.

Историография проблемы. В30-е годы ХХ века в нашей стране были заложены основы марксистской концепции истории советского общества. В официальной историографии сложилось негативное отношение к нэпу. Его задача сводились лишь к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Нэп трактовался как отступление, вынужденный отход от социалистических принципов хозяйствования.

Впервые научный интерес к нэпу проявился в отечественной историографии в 60-е годы в связи с проведением экономических реформ. Входе научных дискуссий о нэпе, а также в работах Э.Б. Генкиной, Ю.А. Полякова, Л.Ф. Морозова и других авторов было сформулировано его понимание, как политики, рассчитанной на весь переходный период от капитализма к социализму, период, главной целью которого являлось установление союза между рабочим классом и трудящимся крестьянством. Свертывание экономических реформ в 70-е годы снизило интерес исследователей к этой теме.

Начатая в середине 80-х годов политика «перестройки» вновь вызвала исследовательский интерес к проблеме нэпа. Е.Г. Плимак, В.Т. Логинов, В.П.Наумов, В.Г. Сироткин акцентировали внимание общественности на выводах В.И.Ленина, сделанных в последних его работах, о «перемене всей точки зрения на социализм» и о необходимости «предпринять ряд перемен в нашем политическом строе». Эти выводы трактовались учеными как поворот В.И. Ленина от бестоварного «военного коммунизма» к рыночному социализму с широкой демократией, плюрализмом в политике, многоукладностью в экономике, сотрудничеством основных классов общества.

В работах публицистов, экономистов и части историков в оценке нэпа превалировали идеологические моменты, желание «осовременить» его, приписать ему только положительные черты. О. Лацис, Л. Вознесенский, Г. Попов,Н. Шмелев и другие идеализировали нэп, высоко оценивали деятельность Н. Бухарина по пропаганде идей нэпа, писали о его экономической эффективности и возможности его продолжения в дальнейшем.

Попытки посмотреть на прошлое с точки зрения сегодняшнего дня привела этих исследователей к нарушению принципа историзма в оценке прошлого. Как реакция на эти работы стали появляться исследования, в которых более объективно оценивалась новая экономическая политика. Публикация работ западных историков Э. Кара, Дж. Боффа, исследований экономистов 20-х годов, изданных в эмиграции, критический анализ статистических материалов позволили В. Козлову, А. Бордюгову, В. Дмитренко, С. Цакунову показать, что осуществление нэпа проходило трудно, сопровождалось серьезными экономическими и политическими кризисами, сохраняло серьезные диспропорции в экономике и противоречия между экономическими основами общества и его политической надстройкой.

Свою точку зрения высказали и противники «социалистической идеи», которые начав с критики практической деятельности И. Сталина в 30-е годы, ввели тезис о «доктринальных корнях» сталинизма. А. Ципко, Ю. Буртин утверждали, что Сталин являлся лишь примерным учеником К. Маркса и В. Ленина, и претворил на практике их идеи. В связи с этим и выбор 1917 года и вся практика большевиков не носила положительных черт. Нэп трактовалась ими как «своеобразная система подчинения экономики политическим целям партии» и её «бесперспективность была предначертана концептуальной заданностью».

О слабой экономической эффективности нэпа и его ограниченности пишет французский историк Н. Верт.

Переход к новой экономической политике. После Гражданской войны и иностранной военной интервенции Советская Россия столкнулась с острым политическим кризисом. Переход к миру поставил перед страной новые сложные задачи, прежде всего в экономике.

К весне 1921 г., когда окончились гражданская война и военная интервенция, политика военного коммунизма перестала быть терпимой для большей части крестьянства, разоренного войнами и истощенного неурожаем. Крестьяне начали выступать против Советской власти. Наиболее крупным выступлением было Тамбовское восстание, которое проходило не только под экономическими, но и под политическими лозунгами. В марте 1921 года подняли восстание моряки Кронштадта. Троцкий, в связи с этим, даже заявил, что «кукушка прокуковала дни Советской власти».

Естественным ответом на отсутствие рынка, изъятие излишков через продразверстку было сокращение крестьянами площади посевов. Они производили столько, сколько было необходимо для пропитания семьи. В 1920 г. сельское хозяйство давало около половины довоенной продукции.

Положение промышленности было еще хуже. В 1920 г. продукция тяжелой промышленности уменьшилась в семь раз по сравнению с довоенным уровнем. Многие фабрики и заводы стояли. Рабочие голодали и уходили в деревню, становились кустарями, мешочниками. Шел процесс деклассирования пролетариата. Голод и усталость усилили недовольства в среде рабочего класса.

Основой экономики и главным источником ресурсов для развития страны в целом было сельское хозяйство. После чрезвычайного периода военного коммунизма государство должно было выбрать какой-то вариант аграрной политики.

Потрясения войны, нарушившей привычные связи, позволяли ставить вопрос о вариантах политики. Двум наиболее авторитетным экономистам-аграрникам России Л.Н. Литошенко и А.В. Чаянову было поручено подготовить два альтернативных программных доклада.

1) Л.Н. Литошенко рассмотрел возможности продолжения в новых условиях т.н. “реформы Столыпина” создания фермерства с крупными земельными участками и наемным трудом.

2) А.В. Чаянов исходил из развития трудовых крестьянских хозяйств без наемного труда с их постепенной кооперацией.

Доклады в июне 1920 г. обсуждались на комиссии ГОЭЛРО (это был прообраз планового органа) и в Наркомате земледелия.

В связи с этим следует раскрыть некоторые аспекты столыпинской аграрной реформы. Столыпин намеревался разрушить крестьянскую общину. Однако в тот период частной собственности на землю у крестьян не было. Земля принадлежала всей общине, “миру”, как тогда говорили. Её ежегодно делили и перераспределяли общим собранием – по количеству едоков и другим параметрам. Поэтому своей земли ни у кого не было и быть не могло: в этом году ты обрабатываешь один участок, а в следующем происходит передел, и тебе достанется совершенно другой. По плану Столыпина всякий крестьянин мог выйти из общины, забрав свой земельный пай, становившийся уже его частной собственностью, и вести хозяйство, ни на кого не оглядываясь и никому не подчиняясь, кроме “законов рынка”. Другими словами это была попытка “ввести” капитализм.

В реальности все оказалось гораздо сложнее. Невозможно переломить одним махом веками складывавшиеся отношения. В Англии процесс слома общины длился более 300 лет. Притягательность общины заключалась в том, что она выполняла функции и страхования, и пенсионных выплат, и социального обеспечения. Она содержала старых, нетрудоспособных, несовершеннолетних, оставшихся без кормильца.

Крестьяне, в массе своей, не хотели переселяться ни в Сибирь, ни выделяться из общины в хутора, подвергая себя всем рискам “свободного плавания”. 30% тех, кто из общины выделился, свою землю продали и превратились в неимущих пролетариев, пополнив городских маргиналов. 60% тех, кто переселился в Сибирь, вернулись обратно, но уже окончательно разоренными и безземельными. Деревня раскололась. Там, где разбогател один и занял место прежнего помещика, сотня уходила в город.

Учитывая то, что реформа Столыпина Россию не спасла, а лишь прибавила смуты и тяжелых противоречий, первый вариант был отвергнут, а в основу государственной политики была положена концепция А.В. Чаянова.

Х съезд РКП(б) в марте 1921 г. принял решение о переходе от продразверстки к продналогу. Началась новая экономическая политика (НЭП).

Выяснение сути НЭПа породило в партии и в стране острые дискуссии. Его называли “отступлением”, “крестьянским Брестом”. Ленин же подчеркивал, что в России “смычка с крестьянской экономикой” (главный смысл НЭПа) - фундаментальное условие построения социализма. Иными; словами, НЭП был вызван не конъюнктурой, а всем типом России как крестьянской страны[92].

ВЦИК издал Декрет от 21 марта 1921 г. “О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом”. Размеры налога были почти в два раза меньше продразверстки - 240 млн. пудов зерновых вместо 423 млн. по разверстке 1920 г., из которых реально было собрано около 300 млн.; еще предполагалось получить около 160 млн. пудов через торговлю. Крестьянин мог свободно распоряжаться оставшимся после сдачи налога урожаем. В деревне допускались в определенных размерах аренда земли и использование наемного труда.

Декрет был опубликован до начала посевных работ, что стимулировало крестьян увеличивать посевы.

Первый год НЭПа сопровождался катастрофической засухой (из 38 млн. десятин земли, засеянных в Европейской России, урожай погиб полностью на 14 млн., так что продналога было собрано лишь 150 млн. пудов). Была проведена эвакуация жителей пораженных районов в Сибирь, масса людей (около 1,3 млн. человек) шла самостоятельно на Украину и в Сибирь. Официальная цифра пострадавших от голода составляла 22 млн. человек. Из-за границы, в основном из США, была получена помощь в размере 1,6 млн. пудов зерна и 780 тыс. пудов другого продовольствия.

Шок от неурожая послужил тому, что сельхозработы 1922 г. были объявлены общегосударственным и общепартийным делом.

Кроме того, программой НЭПа предусматривался перевод государственной промышленности на хозрасчет, натуральная зарплата заменялась денежной по количеству и качеству труда, создавались государственные тресты, связанные с рынком.

НЭП включала также отмену всеобщей национализации мелкой и кустарной промышленности, сдачу в аренду частным лицам государственных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренды, смешанных обществ.

В октябре 1922 года под руководством народного комиссара финансов Г.Я. Сокольникова была начата денежная реформа, выпущен в оборот золотой червонец, изымались обесцененные совзнаки. К весне 1924 года денежная реформа была завершена.

Важнейшей частью НЭПа была попытка управленческой реформы, основанной на разделении партийной, государственной и хозяйственной властей.

Не смотря на все трудности, свойственные периоду введения НЭПа, она изменила обстановку в стране. Прекратились волнения крестьян, забастовки рабочих, улучшилось снабжение населения продуктами и предметами первой необходимости.

НЭП восстановил порядок в народном хозяйстве. В 1925 г. посевная площадь достигла довоенного уровня. Выйдя на эти показатели, главная отрасль экономики, сельское хозяйство стабилизировалась. Валовая продукция крупной промышленности составила 3/4 от довоенной. Производство электроэнергии превзошло довоенный уровень в 1,5 раза.

В 1925 году советские червонцы котировались на валютных биржах выше любой другой европейской валюты. Его обменный курс равнялся 5, 14 дол. США.

Международная обстановка благоприятствовала осуществлению НЭПа. Подписывались торговые соглашения с европейскими странами. В 1922 г. РСФСР и Германия возобновили дипломатические отношения. В 1924 г. дипломатические отношения были установлены со всеми ведущими странами, кроме США.

Таким образом, введение НЭП способствовало восстановлению разрушенного войнами народного хозяйства, укреплению внутриполитической стабильности.

Перестройка государственного аппарата. Окончание гражданской войны и прекращение иностранной военной интервенции, переход к мирной жизни и восстановлению разрушенного войнами народного хозяйства, к осуществлению НЭПа, образование и развитие СССР потребовали перестройки государственного аппарата. Главным в ней было упразднение чрезвычайных органов всех типов и создание системы власти и управления.

Органы управления хозяйством. В промышленности упраздняется система главков, и предприятия получают значительную хозяйственную самостоятельность. Они получают право реализации части своей продукции, самостоятельного снабжения себя сырьем, в том числе приобретения его за границей (ранее все это делали главки ВСНХ).

Часть предприятий была сдана в аренду, началось кооперирование мелкой и кустарной промышленности.

Разграничивались функции Совета труда и обороны (СТО), Госплана и ВСНХ. СТО осуществлял общее руководство экономической политикой, а Госплан вырабатывал общехозяйственный план и “увязывал интересы промышленности с транспортом, продовольствием и т.п.”. ВСНХ (на правах комиссариата), проводил в жизнь утвержденные СТО планы и общехозяйственные директивы в области промышленности.

Вместо главков в ВСНХ были созданы Главное экономическое управление (регулирующий и планирующий орган) и Центральное управление государственной промышленностью (орган оперативного управления). В губерниях и областях действовали местные совнархозы. С 1921 г. стали создаваться тресты, объединявшие родственные предприятия и представлявшие их на рынке.

В экономике вводилось плановое начало. В 1921 г. для работы по планированию народного хозяйства была создана Государственная плановая комиссия (Госплан). Плановое развитие стало характерной чертой государственного руководства экономикой в Советском государстве.

Еще в годы гражданской войны была начата разработка перспективного плана электрификации России. В декабре 1920 г. план ГОЭЛРО был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов и через год утвержден IX Всероссийским съездом Советов. Это был первый перспективный план развития народного хозяйства.

Советы. Жизненные потребности государственного строительства направили процесс в сторону превращения Советов в местные органы власти и представительства центра на местах.

Во время войны обстановка часто вынуждала отступать от широких демократических принципов работы Советов. Не всегда была возможность созывать сессии Советов или съезды Советов губерний, уездов. Их деятельность зачастую подменялась работой исполкомов, ревкомов. Это породило бюрократизацию местных органов власти, снизило их авторитет.

ВКП(б) была физически мало представлена в деревне: даже в 1925 г. партийные ячейки имелись лишь в одном из 30 сел. Треть коммунистов; на селе были присланные из города люди, не знавшие местных условий.

С 1924 г., в условиях недорода, экономическая власть кулаков на селе стала трансформироваться в политическую. С другой стороны, в условиях НЭПа кулаки и зажиточные крестьяне были заинтересованы в появлении на селе организованной и стабильной власти.

В связи с этим встало две задачи: 1) восстановить систему органов местной власти с централизованной дисциплиной и контролем; 2) обеспечить лояльность этой системы к центральной власти.

Для этого был нужен компромисс с массой крестьян, т.к. сильнее всего система была подорвана в уездном и волостном звене.

На уровне волости реальное влияние в исполкомах было у кулаков, депутаты из бедноты просто боялись присутствовать на заседаниях, да и не имели транспорта. Сельсоветы по сути понимались как традиционные сельские сходы. Голосовать на вы6оры шел глава двора, уверенный, что “он один представляет всю семью”. Типичный сельсовет никогда не слышал о “Положении о сельсоветах” и не получал никаких кодексов, законов или декретов. Малочисленные и неопытные партработники раздражали крестьян. Еще большие трения вызвала активная с 1924 г. деятельность комсомольцев.

Была начата кампания так называемого “оживления” Советов в тесной связи с кампанией “Лицом к деревне!”. Вопросы советского строительства обсуждали подряд два съезда партии и III съезд Советов СССР. Серьезная попытка определить полномочия низовых Советов была предпринята уже в 1925 г. в связи с введением местных бюджетов, которые давали Советам реальные финансовые средства.

Президиум ЦИК СССР постановил, что выборы 1924 г. отменяются там, где на них явилось менее 35% избирателей. Повторные выборы были важным моментом всего периода.

Главным было то, что в срочном порядке, в нарушение конституций союзных республик, были возвращены избирательные права “лицам, использующим наемный труд” - прежде всего кулакам, а также другим “лишенцам”, например, казакам, воевавшим на стороне белых. Было запрещено также заранее составлять списки кандидатов.

Повторные выборы весной 1925 г., как было заявлено официально, показали “резкое падение процента коммунистов и бедноты в Советах и высокую активность избирателей”. В выборах зимы 1925/1926 г. в РСФСР участвовало 47,3% избирателей, (в других республиках еще больше).

Связь Советской власти с крестьянством была восстановлена, хотя и дорогой ценой. На селе инструмент власти был передан в руки кулачества, а в партии усилилась оппозиция.

Побочным, но важным результатом всей кампании было то, что центральная власть осознала значение традиционных крестьянских форм власти - сельских сходов.

Оказалось, что в период недееспособности сельсоветов именно они предотвратили анархию и полную дезорганизацию. С некоторым запозданием серией нормативных актов сельские сходы были включены в советскую государственную систему.

Отдельно был поставлен вопрос о деятельности Советов в регионах с нерусским населением. Были предусмотрены меры по “коренизации” госаппарата национальных регионов, о привлечении в него представителей коренной национальности, введении их языка в делопроизводство. Ставилась задача подготовки местных работников для госаппарата. При приеме на госслужбу при прочих равных условиях преимущество должно было отдаваться лицам, знающим местные языки.

Органы правопорядка. В этой сфере чрезвычайные органы ликвидировались под лозунгом “революционной законности”, усиления гарантий прав личности и имущества граждан. 6 февраля 1922 г. ВЧК и ее местные органы были упразднены. Впредь все дела о преступлениях подлежали рассмотрению судами, административные органы судебных полномочий лишались.

Вместо ВЧК было образовано Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД под председательством наркома или его заместителя, назначаемого СНК. На местах создавались политотделы при губисполкомах, непосредственно подчиненные ГПУ.

Декрет возложил на ГПУ борьбу с бандитизмом, шпионажем, подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. В распоряжении ГПУ были особые войска. ГПУ и его органам предоставлялось право обысков и арестов. Не позднее двух недель арестованному должно было быть предъявлено обвинение. Не позднее двух месяцев со дня ареста ГПУ дело должно было быть направлено в суд или арестованный должен быть освобожден. Вопрос о продлении срока ареста при особых обстоятельствах решал Президиум ВЦИК.

Таможенные органы. В соответствии с задачами и функциями таможенных учреждений в условиях перехода к НЭПу началось формирование многоступенчатой системы управления таможенным делом.

В феврале 1922 года при Совнаркоме РСФСР был учрежден Таможенно ‑ тарифный комитет (ТТК), получивший следующие полномочия:

· проработка вопросов введения новых и изменения старых списков запрещенных товаров;

· решение вопросов, вносимых таможенным управлением, относительно применения тарифа к тем или иным товарам;

· рассмотрение жалоб на решения таможенного управления по вопросам применения тарифа.

· подготовка заключений по всем проектам торговых договоров, конвенций и законов, касающихся вопросов таможенно ‑ тарифного регулирования.

В марте 1922 года Совнарком утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. В соответствии с ним Наркомат внешней торговли по согласованию с Наркоматом финансов определялся состав таможенных округов, а все таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты.

В 1922 году было сформировано восемь таможенных округов: Петрозаводский, западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов. Помимо таможенных округов создавались два таможенных участка – Петрозаводский и Крымский.

С введением в действие в 1924 году Таможенного устава СССР законодательно закрепилась сложившаяся к этому времени структура таможенных органов.

Ст. 1 Устава определяла: «Управление таможенным делом на всей территории СССР принадлежит Наркомату внешней торговли, который осуществляет свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление и иные учреждения и состоящий при НКВТ Таможенно - тарифный комитет».

В союзных республиках непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений возлагалось Уставом на уполномоченных НКВТ при Совнаркомах.

Руководство таможенными учреждениями на местах поручалось районным таможенным инспекторским управлениям во главе с районными таможенными инспекторами. На инспекторов возлагалось общее руководство деятельностью таможенных учреждений района и контроль за исполнением ими требований нормативных документов.

В целом Таможенный устав 1924 года предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:

1) наркомат внешней торговли (НКВТ), Главное таможенное управление (ГТУ);

2) уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республиках;

3) районные таможенные инспекторские управления;

4) таможни и таможенные посты.

В 1925 году были учреждены отделения ГТУ в Средней Азии, Закавказье, Белоруссии и на Украине.

На территории СССР создавалось 11 таможенных районов. В них формировались районные таможенные инспекторские управления: Северо-Западное, Карельское, Белорусское, Читинское, Зайсанское, Благовещенское, Узбекское, Алма-Атинское, Туркменское, Северокавказское. Непосредственную работу по досмотру перемещаемого через границу имущества, документированию, взиманию пошлин, предотвращению контрабанды и нарушений таможенных правил выполняли таможни трех разрядов.

Таможни первого разряда создавались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом.

Таможни второго разряда – на шоссейных дорогах и в небольших речных и озерных портах.

Таможни третьего разряда ‑ на грунтовых дорогах.

В отдаленных от таможен пунктах в качестве их филиалов при необходимости учреждались таможенные посты. При этом таможенные посты осуществляли пропуск через границу пассажиров с ручной кладью, багажа, международных почтовых отправлений.

Таможни третьего разряда оформляли и контролировали ввозимые в страну и вывозимые из нее грузы, если это не требовало специальной технической экспертизы. Таможни первого и второго разрядов осуществляли все виды таможенного оформления и контроля.

Руководство таможенными учреждениями осуществляли управляющие. При них действовали рабочие органы – технические совещания, в состав которых входили помощники управляющих и инспекторы. Техническое совещание являлось консультативным органом , тогда как всю ответственность за деятельность таможни (отделения ГТУ, инспекторского управления таможенного поста) нес управляющий.

В декабре 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР. Кодекс определял цели деятельности таможенных учреждений. Так, фактический контроль за выполнением постановлений о государственной монополии внешней торговли определялся как основная, современная и перспективная цель.

Исторически традиционной целью таможенной деятельности называлось взимание таможенных сборов. В качестве дополнительной цели ставилось совершенствование других таможенных операций.

Кодекс устанавливал, что управление таможенным делом на всей территории СССР осуществляется Наркоматом внешней торговли через входящее в его состав Главное таможенное управление. При этом значительно расширялись права ГТУ. Детально раскрывались полномочия Таможенно-тарифного комитета при НКВТ при СНК союзных республик, компетенция местных таможенных учреждений. В то же время в кодексе уже проявлялась тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. Так, например, не предусматривалось создание районных таможенных инспекторских управлений.

Судебные органы. 23 июня 1921 г. были объединены в одну систему все ревтрибуналы. Как единый кассационный орган и орган надзора для всех трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности был создан Верховный трибунал при ВЦИК. Были упразднены все революционные железнодорожные трибуналы, за исключением одного на каждую дорогу и водный район, а также почти все военные трибуналы.

В результате возникла система общих ревтрибуналов и отдельные военные и железнодорожные трибуналы.

Следующим шагом стало Положение о судоустройстве РСФСР (31 октября 1922 г.), вообще упразднившее общие ревтрибуналы. Они должны были прекратить свою деятельность с 1 января 1923 г. Подсудные губернским и областным трибуналам дела подлежали рассмотрению в создаваемых губернских и областных судах, а дела, подсудные Верховному трибуналу, - в учреждаемом Верховном суде РСФСР.

Была создана единая система судебных учреждений: народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, губернский суд, Верховный Суд РСФСР.

Опыт проведения судебной реформы в РСФСР был использован другими советскими республиками.

В связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР. К его компетенции относилось: разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

Он действовал в составе: пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

Кроме того, на Верховный Суд были возложены задачи, близкие к задачам Конституционного суда. Верховный Суд СССР также рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного Суда СССР постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству и когда затрагивались интересы других республик. Как суд первой инстанции он принимал дела к своему производству исключительно по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума.

Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены “Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик”, согласно которым на территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений:

· народный суд,

· губернский (или соответствующий ему) суд

· верховный суд (в автономных республиках - главный или высший суд).

Отступление от этой системы судебных учреждений в зависимости от национально-культурных условий союзных или автономных республик допускалось только по особым постановлениям Президиума ЦИК СССР по представлению ЦИК союзной республики.

Имущественные споры между госучреждениями и предприятиями рассматривались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями союзных респу6лик и местными арбитражными комиссиями разного уровня.

Прокуратура. Дореволюционная прокуратура была упразднена 22 ноября 1917 г. При ревтрибуналах создавались коллегии обвинителей, функции которых в определенной степени напоминали функции будущей прокуратуры. Теперь было решено создать специальный орган надзора за соблюдением советских законов - прокуратуру.

25 мая 1922 г. ВЦИК принял Положение о прокурорском надзоре. На прокуратуру возлагалось:

- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования и опротестования нарушающих закон постановлений;

- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью ПТУ;

- поддержание обвинения на суде;

- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Прокуроры губерний и областей и их помощники назначались, увольнялись, перемещались и отстранялись от должности прокурором республики. Они находились в непосредственном подчинении прокурора республики (им являлся нарком юстиции). В НКЮ был создан отдел прокуратуры. Прокуратура автономных республик была подчинена и подотчетна прокурору РСФСР.

Адвокатура. 26 мая 1922 г. ВЦИК учредил адвокатуру. Защитники (адвокаты) объединялись в коллегии, создаваемые при губернских отделах юстиции. Их утверждал губисполком по представлению отдела юстиции. Адвокаты не могли занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях. Руководил коллегией адвокатов избираемый на общем собрании президиум.

В Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик подтверждалось учреждение коллегии защитников для оказания юридической помощи населению, в том числе в целях выполнения задач судебной защиты.

Вооруженные силы. К концу гражданской войны армия насчитывала 5,5 млн. человек. Прежде всего, была проведена демобилизация, и к началу 1923 г. численность армии сократилась до 600 тыс. человек.

Вводился новый принцип организации армии. Сохранялся сравнительно небольшой контингент кадровых частей. По декрету ВЦИК и СНК “Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся” от 8 августа 1923 г. наряду с кадровыми частями создавались территориальные формирования.

В милиционно-территориальных частях служили прошедшие вневойсковую подготовку сроком в три месяца, а затем периодически отбывали краткосрочные сборы в течение четырех лет в войсках. В 1925 г. в Красной Армии было 46 территориальных и 31 кадровая дивизии.

В 1924 г. были установлены следующие сроки действительной военной службы: в армии - 2 года, во флоте - 4 года. Вооруженные Силы СССР составляли сухопутные, морские, воздушные войска, войска специального назначения, ОГПУ и конвойная стража. Устанавливалась всеобщая воинская служба для трудящихся мужчин в возрастеот19 до 40 лет.

Таким образом, изменения в экономической политике повлекли за собой изменения в политико-правовой системе Советского государства. Они были направлены на демократизацию государственной и общественной жизни.

Развитие права. Страна переходила от чрезвычайных условий гражданской войны и иностранной военной интервенции к мирным условиям. Право должно было способствовать восстановлению разрушенного войнами хозяйства, гарантии сохранности союза рабочего класса и крестьянства, укреплению Советского государства и законности.

Вопреки стереотипным представлениям, период НЭПа был едва ли не самым трудным и опасным для Советского государства. Оно лишилось важных факторов его легитимации ‑ сплачивающих людей бедствий войны и уравнительного разделения тягот (“военный коммунизм”), утопии быстрого движения к братству трудящихся, надежды на мировую пролетарскую революцию, которая поддержит Советскую Россию.

Вместо этого было начато “отступление” с возрождением буржуазии, новым социальным расслоением. Приватизация предприятий и торговли, введение хозрасчета на государственных предприятиях вызвали у существенной части победивших в гражданской войне трудящихся идеологический шок. В ряде мест возникают “красные банды”, вступавшие в борьбу с Советской властью.

Еще более опасным было то, что отмена чрезвычайных мер и расширение демократических прав сразу были использованы буржуазными слоями, особенно кулаками на селе. Обладая материальными средствами, будучи более грамотными и способными к организации, они без труда завоевывали решающее положение в Советах и кооперации.

База политической системы превращалась в силу, враждебную центральной власти. Это объективно создавало основу для острых дискуссий в компартии, доводящих ее до раскола. Развал партии как объединяющего механизма всей политической системы, как предполагалось, неминуемо означал бы крах государства.

В системе права в период НЭПа парадоксальным образом сочетаются два противоположных процесса:

‑ отмена чрезвычайных норм и классового подхода с упором на законность;

‑ усиление репрессивного механизма (теперь уже узаконенного) для предотвращения “государственных” преступлений.

Правовая система в своей особой части начинает поворот от борьбы с классовым врагом к борьбе против оппозиции внутри самой советской системы.

Важную роль в дискуссиях по юридическим вопросам в период НЭПа занимала концепция “революционной законности”, возникшая в 1921-1922 гг. Она была идеологической основой для перехода от “революционного правосознания” к нормальной правовой системе со стабильными юридическими гарантиями, без которых были невозможны НЭП и частная хозяйственная деятельность. В результате этих дискуссий резко возросла роль прокурора как стража революционной законности (эпитет “революционная” был вскоре забыт).

В середине 20-х гг. возникла волна культа законности в связи с лозунгом “Лицом к деревне!” и кампанией по “оживлению Советов”, которые означали установление правовых гарантий для состоятельного крестьянина - главной фигуры в восстановлении хозяйства.

Другой стороной лозунга законности было стремление ограничить произвол (хотя бы даже и “революционный”) работников госаппарата, упорядочить и сделать более эффективной систему власти.

Упущения, ошибки, волокиту стали трактовать как “беззаконие”. Здесь также расширились функции прокуратуры и произошло ее размежевание с Рабкрином (прокурор занимался законностью, Рабкрин - эффективностью).

Хотя неясность понятия “революционная законность” позволяла в течение всего периода НЭПа придавать ему разные значения для использования в политической борьбе, в целом связанные с ним дискуссии стимулировали развитие правового обеспечения.

За прошедшие годы накопился значительный нормативный материал. В РСФСР к концу 1922 г. было более 4 тысяч опубликованных в Собрании Узаконений нормативных актов. Чтобы сделать эти нормы доступными, следовало их систематизировать, ликвидировать пробелы, противоречий. Встала грандиозная задача по кодификации норм советского права. Эта работа была проведена в 1922-1924гг.

Вот даты введения в действие основных кодексов: Уголовный кодекс РСФСР - 1 июня 1922 г.; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР-25 мая 1922 г. (обновлен 15 февраля 1923 г.); Земельный кодекс РСФСР-1 декабря 1923 г.; Кодекс законов о труде РСФСР- 1 января 1923 г.; Гражданский кодекс РСФСР-1января 1923 г.; Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР - 1 сентября 1923 г.; Лесной кодекс РСФСР-июль 1923 г.

В 1924 г. появился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Были разработаны также Таможенный кодекс, Устав железных дорог. Проводилась систематизация и других отраслей законодательства. Велись работы над Административным кодексом РСФСР, но он не был принят.

Кодексы РСФСР служили образцом для союзных республик, в которых были затем приняты аналогичные кодексы.

Гражданское право и процесс. ГК РСФСР исходил из наличия многоукладной экономики, проведения НЭПа, товарно-денежных отношений, хотя и отдавал предпочтение социалистическому укладу. Вводились статьи, направленные “против злоупотребления НЭПом”.

ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. ГК был одним из самых больших

Наши рекомендации