Понятие и характеристика политической системы 1 страница
стика общественности страны вовсе не означает безысходности, ибо имеется большое количество порядочных, честных, высокоморальных, интеллектуальных и образованных людей, способных возглавить работу по возрождению культуры и духовности молодежи, всего народа.
Политическая система окажется наиболее действенной, эффективной и успешной на развернутой законодательной основе, охватывающей правовое регулирование ее структуры, форм, способов и средств деятельности. Нормативно-правовая база политической системы является необходимой предпосылкой устойчивости, стабильности, организованности политических отношений. В ней закрепляются принципы существования, функционирования и развития политической системы, ее звеньев, частей, полновластие народа, демократизм, гласность, плюрализм, законность действий и деятельности политической системы, регулируются отношения их взаимосвязи и взаимодействия как внутри самой себя, так и с иными системами (экономическими, социальными, культурными).
Важнейшей основой функционирования политической системы общества является конституция. В полном соответствии с конституционными установлениями издаются и действуют законы и подзаконные акты, их развивающие, конкретизирующие и дополняющие. Строгое соблюдение и неукоснительное следование правовым предписаниям является обязательным как для политической системы, так и для всех составляющих ее звеньев, частей, а также для всех лиц, участвующих в политической жизни страны.
Правовая регламентация целей и задач политической системы, формирование ее структуры, форм деятельности отнюдь не исключает ее дальнейшее развитие и совершенствование. Законодательство должно открывать широкие возможности для прогрессивного изменения как структуры, так и форм деятельности политической системы, ее составляющих звеньев, частей. Изменение политической системы, ее компонентов осуществляется в различных странах в зависимости от своеобразия конкретно-исторических условий, от множества факторов объективного и субъективного характера, в частности от климатических особенностей, состояния национальных и религиозных отношений, образовательного и культурного уровня населения1.
В рамках политических систем и должны конструироваться государственно-политические режимы, которые должны стремиться
1 См.: Керимов Д.А. Государствоведение: актуальные проблемы теории. М., 2003. С. 14-67.
в соответствии с принципами организации ветвей и конкретных институтов власти, формами и методами осуществления властных полномочий. Именно в государственно-политических режимах национальная специфика политической организации общества проявляется в четко очерченном виде.
Мировое сообщество представляет собой совокупность элементов, между которыми существуют устойчивые связи, зависимость и отношения. Это целостная система со своими особыми характеристиками, структурными составляющими и функциями. Если на уровне внутри системы структура группируется на основе государства, выступающего в качестве ее исходного элемента, то в международно-политической системе проблема институциональной инфраструктуре, структуре оказывается на первый взгляд неразрешимой в силу отсутствия такого исходного элемента. Структура в этом смысле предполагает организацию, упорядочение, систематизацию и ранжирование составных элементов. В международно-политической системе эти начала обеспечиваются в силу утверждения инфраструктуры взаимодействия главных субъектов международной политики — независимых государств, империй, национальных государств и др.
Структура — это некая абстракция, которую нельзя увидеть и пощупать и которую невозможно определить путем перечисления каких-то характеристик. Для выяснения того, что именно представляет собой структура, необходимо абстрагироваться от многих свойств составляющих систему частей. Это значит оставить в стороне вопрос о типах и характерах лидеров конкретных стран, их социальных и экономических институтах, идеологических пристрастиях. Затрагиваются также культурные, экономические, политические, военные и иные отношения в обществе. Но что же в таком случае остается? Правильно ответить на этот вопрос можно, если учесть двойственное значение слова «отношения», которые используются для обозначения как взаимодействия между составными элементами, так и позицией, занимаемых ими в отношениях друг с другом. Внимание следует концентрировать на том, в каком отношении составные элементы структуры находятся друг с другом, а не только на том, как они взаимодействуют. Взаимодействие осуществляется в рамках системы.
Но остается без ответа вопрос о принципах и формах самого деления. Во внутриполитической системе она устанавливается в соответствии с конституциями и иными нормативными правовыми актами. Ее составные элементы располагаются в порядке иерархи-
398 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
ческого подчинения низших уровней высшим. Одни уровни призваны руководить, управлять, а другие, нижестоящие, — подчиняться. Соответствующие национальные государственные органы не только вправе принимать законы, обязательные для всех граждан государства, но и, как правило, обладают достаточными средствами, чтобы контролировать действия всех граждан, находящихся на его территории.
Внутриполитическая система характеризуется как иерархическая, вертикальная, централизованная, управляемая. Интернациональная сфера — горизонтальная, децентрализованная, неуправляемая; ее составные элементы адаптируются друг к другу. В централизованной системе решения принимаются на самом верхнем уровне, а в сфере международной политики — самом нижнем, т.е. на уровне конкретных государств. Формально все они раны. Ни одна из них не вправе руководить, управлять другими и не обязана подчиняться другим. Нет единого правительства, полномочного контролировать или регулировать деятельность всех субъектов отношений. Современную международную политическую систему иногда называют децентрализованной, анархической.
На национально-государственном уровне сила государства выражается в праве и справедливости. Противники существующего режима бросают вызов его претензиям на власть, ставят под сомнение его право на правление. На международном уровне сила государства используется во имя собственной защиты и пользы. Конфликты и войны между государствами не могут (во всяком случае всегда) решать вопросы власти и права, но могут лишь определять распределение потерь и приобретений между вовлеченными сторонами и на время решить вопрос о том, кто сильнее.
На национальном уровне устанавливаются иерархические отношения власти, на международном — лишь отношения сравнительной мощи. На национальном уровне отдельная сила, использованная против государства, представляет собой угрозу политической системе. В международно-политическом контексте силу, использованную конкретным государством против другого государства, можно рассматривать как частное использование силы. Здесь, например, нет правительства, которое можно было бы свергнуть, и аппарата президента, который можно было бы захватить. Если абстрагироваться от претензий на мировое господство, то частное использование силы, в том числе отдельным государством, является угрозой не системе международной политики, а отдельным членам мирового сообщества.
22. Понятие и характеристика политической системы
Организационные принципы внутриполитической и международно-политической систем заметно отличаются друг от друга. Внутриполитические структуры имеют правительственные институты и учреждения, наделенные полномочиями управлять и руководить. Международно-политические структуры такими институтами не располагают. Формально все государства равны по отношению друг к другу, и ни одно государство не вправе управлять другими государствами. Отсутствуют отношения иерархии и подчинения, а также какой-либо единый орган, правомочный принимать решения, обязательные для всех членов международного сообщества. Конечно, существуют международные организации, но они не правомочны принимать решения или законы, обязательные для всех государств1.
1 См.: Малько А.В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти, 1999; Гаджиев К.С. Политическая философия. М., 1999. С. 218—227. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 385—480; Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России. Уфа, 2003. С. 64-134.
Глава
23. Государство и законодательство о политических партиях
ГОСУДАРСТВО
И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О ПОЛИТИЧЕСКИХ
ПАРТИЯХ
Проблема государства и законодательства о политических партиях в тесной связи и взаимодействии слабо разработана в теории государства и права. В странах со стабильными политическими системами партии успешно функционируют и без прямого законодательного вмешательства государства, основываясь главным образом на традициях, отдельных актах отраслевого характера и прецедентном праве. Потребность в специальном законодательстве о партиях возникает, как правило, в государствах, переживающих процесс демократического обновления, качественного переустройства системы государственных институтов. Этот путь, в частности, прошли в послевоенные годы большинство стран Западной Европы, а в последнее десятилетие — многие восточноевропейские государства. В аналогичных условиях находится и Россия.
В формах и подходах к задаче правового регулирования деятельности партий в законодательстве отдельных стран наблюдается довольно большое разнообразие. Это связано как с особенностями исторического развития, так и с современной спецификой социально-политической жизни этих стран. В таких, например, государствах, как США, упоминание о политических партиях в текстах конституций и других актах конституционного характера полностью отсутствует. Деятельность партий в этих странах регулируется гражданским законодательством его отраслевыми и избирательными законами. Практически во всех конституциях, принятых после Второй мировой войны, обязательно затрагивается вопрос о партиях. Более того, в них явно прослеживается как усиление внимания законодателя к различным сторонам деятельности политических партий, так и ко все большей детализации предметов регулирования, касающихся конкретных вопросов партийной деятельности (конституции России 1993 г., Франции 1958 г., Швеции 1974 г., Греции 1975 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Словакии, Чехии 1992 г., Польши 1993 г.). Помимо конституционного закрепления статуса политических партий, в ряде стран существует специальное законо-
дательство, регламентирующее различные стороны их деятельности. Специальные законы о партиях действуют в Германии (с 1967 г.), Португалии (с 1974 г.), Австрии (с 1975 г.), Испании (с 1978 г.).
Законодательство о политических партиях достаточно разнообразно как по своему характеру, так и по объему. Что касается содержания правовых актов о политических партиях, то оно весьма отличается в разных странах, хотя имеет много общих параметров и критериев, которые признаны типичными для такого рода объединений. В частности, общим юридическим признаком партий является признание их одним из видов общественных объединений, специфической задачей которых является участие в формировании органов государственной власти местного самоуправления, исполнительных структур. Как правило, в конституциях и законах закрепляются права и обязанности политических партий, требования, предъявляемые к их программам и уставам. Особо оговариваются порядок создания и прекращения деятельности партий, вопросы их финансирования и контроля государства в этой сфере. Законодательно обеспечивается правосубъектность политический партий.
Одним из центральных проблем, решаемых конституционным и специальным законодательством, является определение общего понятия политических партий, их предназначения, функций и задач. В качестве главного критерия партий чаще всего называется их участие в избирательных кампаниях, формировании политической воли народа. Так, согласно ст. 4 Конституции Франции «политические партии и группировки способствуют выражению мнений в ходе выборов». Близкие по сути определения политических партий даются в конституциях и специальных законах России, Болгарии, Венгрии, Австрии.
Во многих конституционно-правовых документах можно встретить и более широкий взгляд на партии — как на важный элемент политической структуры общества. Так, в соответствии с Федеральным законом Мексики о политических организациях и избирательном процессе «...национальные политические партии являются основной формой политической организации. Выполняя свои функции, они способствуют объединению политической воли народа и посредством своего участия в избирательном процессе содействуют установлению национального представительства».
В законодательстве ряда государств наряду с определением роли и задач института политических партий большое внимание уделяется вопросу их функционального назначения. Так, согласно португальскому декрету-закону о политических партиях они призваны способствовать осуществлению гражданами политических прав и определению национальной политики, в том числе участвуя в вы-
402 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
борах или привлекая какие-либо другие демократические средства, давать оценку программам правительства и администрации и критиковать их действия; участвовать в работе центральных и местных органов власти; способствовать воспитанию португальцев в духе гражданственности; изучать и обсуждать вопросы национальной и международной жизни и занимать по ним собственную позицию; вносить вклад в развитие политических институтов. Аналогично формулируются функции политических партий в законодательстве Германии, Мексики, Польши, Латвии.
Большое внимание государства уделяют порядку образования и юридического признания политических партий. Практически во всех странах провозглашается принцип свободного создания партий. Это прямо вытекает из конституционного права граждан на объединение. В наиболее концентрированном и лаконичном виде этот принцип сформулирован в Конституции Португалии: «...Свобода объединения включает в себя право создавать политические ассоциации и партии и быть их членами». В Конституции Италии провозглашается: «Граждане имеют право свободно, без особого разрешения объединяться в целях, не запрещенных отдельным лицам уголовным законом». В Конституции Франции записано, что партии «создаются и осуществляют свою деятельность свободно».
Еще одним важным условием юридического признания партий служит уровень их общественной поддержки, выражающийся в численности партий. Таким образом государство стремится оградить политическую жизнь от влияния малочисленных или сепаратистских партий. Так, в Мексике, чтобы конституироваться в качестве национальной, партия должна иметь 3 тыс. членов по меньшей мере в каждом из половины штатов или 300 членов по меньшей мере в каждом из половины одномандатных избирательных округов. Но в любом случае общая численность партии должна быть не менее 65 тыс. человек. В России в партии должно состоять не менее 10 тыс. членов, при этом она должна иметь региональные отделения численностью не менее 100 членов партии более чем в половине субъектов Федерации.
Провозглашаемая свобода создания партий носит отнюдь не абсолютный характер. Содержание соответствующих статей законов и иных актов показывает, что процесс формирования политический партий достаточно жестко регулируется соответствующими правовыми нормами. В Основном Законе ФРГ этот вопрос ставится еще категоричней: «Партии, которые по своим целям или действиям своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его либо поставить под угро-
23. Государство и законодательство о политических партиях
зу существование Федеративной Республики Германии, противо-конституционны».
Наряду с общими требованиями соблюдения конституции и установленных демократических порядков в законодательстве ряда стран содержится перечень более конкретных ограничений на создание политических партий. Так, в Польше не допускается формирование партий, «которые в своих программах обращаются к тоталитарным методам и приемам деятельности нацизма, фашизма и коммунизма, а также тех, программа и деятельность которых требует или допускают расовую и национальную ненависть, применение насилия с целью захвата власти и влияния на политику государства либо предусматривает сохранение в тайне структур или членства».
Обязательным условием признания юридического статуса партий практически во всех государствах является их официальная регистрация. Она носит по преимуществу фиксирующий характер и осуществляется МВД (Италия, Испания, Австрия, Франция) либо судебными органами разных уровней (Бельгия, Нидерланды, Венгрия, Польша, Болгария, Румыния), реже — центральными избирательными комиссиями (Великобритания, Мексика, Канада), Минюстом (Россия), высшим органом законодательной власти (Латвия).
При регистрации партии обязаны представить исчерпывающие сведения о своих политических целях, копии основных партийных документов, списки членов партийного руководства, а иногда и рядовых членов партии. В законодательстве нередко оговариваются и основные критерии, которым должны отвечать предъявляемые программы и иные документы. Так, в мексиканском Федеральном законе о политических организациях предусматривается, чтобы в декларации принципов, помимо обязательств общеполитического и конституционного порядка, нашли отражение «идеологические программы основы, которых партия придерживается в политической, экономической и социальной областях; обязательство не заключать пакты либо договоры, которые ставят партию в подчиненное положение по отношению к любой другой международной организации или в зависимость от иностранных учреждений либо политических партий; обязательство осуществлять свою деятельность мирными средствами и демократическим путем».
В законодательстве ряда государств (Россия, Венгрия, Болгария) закреплено положение, согласно которому не может быть отказано в регистрации политической партии, если ее учредители выполнили все предусмотренные законом условия. В случае несогласия с решением об отказе в регистрации оно может быть обжаловано в суде.
Особые требования предъявляются к партийным уставам. Специальное законодательство содержит четкие указания, рассчитан-
404 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
ные на обеспечение демократического характера внутренней жизни и деятельности политических партий, предупреждение попыток использования их в интересах отдельных лиц или создания партий авторитарного типа, подчинения иностранному влиянию. В уставах, как правило, требуется, чтобы были закреплены: название и символика партии, которые должны отличать ее от других партий; место нахождения и территории, на которых она собирается действовать; порядок приема членов и выхода их из партии; права и обязанности членов партии, меры, принимаемые к нарушителям партийных норм; состав и полномочия руководящих органов; источники финансирования; порядок и условия прекращения деятельности партии. В законодательстве ряда стран (Болгария, Португалия, Мексика), кроме того, содержатся запреты на использование в символике партий национальных гербов и знамен и официальной символики иностранных государств, а также любых признаков расового или религиозного характера.
В некоторых государствах, помимо общих требований к партийным уставам, формируются правовые нормы, касающиеся внутреннего строения и деятельности политических партий. Особенно детально расписаны эти нормы в германском Законе о партиях, который явно рассчитан на то, чтобы не допустить возрождения партий авторитарного или фашистского типа. В специальном разделе «Внутреннее устройство партии», содержащем более 30 объемных статей, закреплена практически вся структура партии и ее аппарата, подробно изложен порядок формирования, сроки полномочий, круг компетенции и характер соподчинения всех партийных органов, начиная с президиума правления и кончая партийными комиссиями, партийными арбитражными судами и финансовыми контролерами, законодательно закреплены права членов партии и гарантии их свободного волеизъявления, порядок и сроки проведения съездов партии и собраний низовых организаций, отбор представителей на партийные форумы, а также порядок внесения предложений, характер голосования и принятия решений на съездах и собраниях. В сферу правового регулирования включены даже такие стороны партийной жизни, которые обычно являются сугубо внутренним делом каждой партии. Тем самым Закон устанавливает строгие параметры внутренней структуры и деятельности партийной организации, превращает их в универсальные и обязательные для всех партий.
Официальное признание политических партий имеет ряд правовых последствий, связанных с приобретением ими гарантированного статуса юридического лица, а также немалых политических и финансовых преимуществ по сравнению с прочими общественными объединениями. В большинстве случаев государства признают рав-
23. Государство и законодательство о политических партиях
ные права влиять на политическую жизнь парламента и правительства, вносить выработанные ими политические ориентиры в процесс формирования государственной политики, свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои цели и задачи, создавать свои и в установленном порядке использовать государственные печатные и иные средства информации, проводить массовые мероприятия, объединяться в коалиции и объединения другого рода, поддерживать международные связи, пользоваться государственной материальной и финансовой поддержкой, осуществлять собственную хозяйственную деятельность, связанную с реализацией их уставных целей и задач.
Специальным законодательством многих государств (Россия, Португалия, Мексика, Италия, Австрия, Дания, Швеция, Франция и др.) официально зарегистрированным политическим партиям гарантируются определенные права на участие в избирательном процессе, законотворческой деятельности, формировании органов государственной власти и местного самоуправления. В период выборов им предоставляются преимущества в получении финансовой помощи со стороны государства, распространении своей информации как по собственным каналам, так и через государственные средства массовой информации и средства массовой информации с участием государства.
Особое внимание законодательство о политических партиях уделяет их роли в формировании представительных органов власти. Именно участие в выборах и осуществлении политической власти служит главным статусным признаком партий, в соответствии с которым законодатель проводит водораздел между ними и другими политическими организациями, не обладающими таким статусом (например, политическими ассоциациями). В России политические партии признаются единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти. Если партия не принимает участия в выборах в течение пяти лет, она подлежит ликвидации. В Германии предусмотрено, что если та или иная партия в течение шести лет не выдвигает своих кандидатов на выборах, она лишается правового статуса партии. В Португалии партии, не выдвинувшие своих кандидатов на очередных общенациональных парламентских или президентских выборах или получившие на них в масштабах страны менее 100 тыс. голосов, лишаются права на предусмотренные законом налоговые льготы, вплоть до следующих выборов.
Предметом специального правового регулирования со стороны государства являются отдельные стороны парламентской деятельности политических партий, так, в Мексике законом предусматрива-
406 V. Политическая система, государство и законодательство о политических партиях
ется замещение вакантных мест членов палаты депутатов, избиравшихся в многомандатных округах, кандидатами той же партии, оставшихся на первых местах в соответствующих региональных списках. В законодательстве Португалии заложена возможность фракционной деятельности представительных учреждений, включая оппозиционную. Этому способствует право на создание парламентской группы членами любой представленной в Ассамблее республики политической партии. Законодательство не оговаривает количественный состав группы, поэтому создать ее может практически любая партия или партийный блок. Каждой такой группе предоставляется рабочее помещение в здании Ассамблеи, материальные и финансовые средства, возможности для привлечения административного и технического персонала.