Политические режимы и их разновидности
Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Вместе с понятиями форма правления и форма государственного устройства данное понятие определяет характеристику формы государства.
Политический режим определяется многими параметрами. Важнейшими являются: 1. степень участия народа в формировании политической власти;
2. гарантированность прав и свобод личности; 3. степень реального участия народа в политической жизни; 4. характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе; 5. положение средств массовой информации; 6. реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
7. положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; 8. функционирование системы социального представительства; 9. политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
10. доминирование определенных методов (убеждения, принуждения).
Существует три основные теоретические модели политических режимов: демократическая, тоталитарная и авторитарная
Для демократии как режима функционирования политической системы характерно:
1. признание народа источником власти;
2. периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов власти, их подотчетность избирателям;
3. провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека;
4. демократический контроль общества над силовыми структурами;
5. доминирование методов убеждения, согласования, компромисса;
6. реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.
В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.
Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ в. и их характерными чертами являются:
1. идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии;
2. господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа;
3. запрет на всякую политическую оппозицию;
4. монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни;
6. доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора;
7. предельная централизация государственной власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей.
Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок: сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости демократических институтов, первая мировая война, жестокий мировой экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно затронутые историческими катаклизмами, оказались во власти тоталитаристских сил.
Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.
Признаки авторитарного режима:
1. автократизм или небольшое число носителей власти;
2. неподконтрольность власти народу;
3. игнорирование принципа разделения властей;
4. монополизация власти, недопущение реальной политической оппозиции;
5. отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
6. доминирование командно- административных методов управления;
7. отсутствие единой идеологии;
8. права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются, прежде всего, в политической сфере);
9. личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
10. силовые структуры обществу практически неподконтрольны.
Существует мнение, что переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, Однако авторитарный режим без массовой поддержки и, хотя бы минимальных демократических институтов, вряд ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества.