Понятие, принципы и методы управления.
Понятие, принципы и методы управления.
В самом общем смысле:
Управление – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления с целью его упорядочения, сохранения и развития. Но процесс управления не сводится только к «воздействию» субъекта на объект, а предполагает так же и обратную связь.
Российский энциклопедический словарь: управление – элемент, функция организованных систем различной природы (социальных, технических, биологических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, выполнение их целей и программ
С позиции менеджмента управление – это процесс обеспечения деятельности организации, мотивации ее персонала, координации и контроля функционирования ее звеньев, направленных на достижение целей.
С позиции правоведения управление – это государственное правовое регулирование функционирования социума с помощью законов.
Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие.
Объект управления – то, на что направлено властное воздействие субъекта управления (физ или юр лицо, социально-экономические системы и процессы)
Под социальным управлением понимаетсясистематическое целенаправленное воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на объект управления (управляемую подсистему), в качестве которого могут выступать общество в целом или его отдельные сферы – экономика, политика, наука, (а так же социальные общности, организация, индивид и т. п.)
Государственное управление — это практическое, целенаправленное организующее и регулирующее воздействие государства (через систему органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.
Принципы управления –это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления.
В современной теории управления отсутствует единый и общепризнанный набор принципов управления. Практически у каждого исследователя, изучающего проблемы управления, имеются свои разработки в этой области.
Общие принципы управления человеком в организации и их характеристика:
· разделение труда: естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же усилия. Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должны быть направлены внимание и усилия работника.
· Дисциплины: выражается в заключении стабильных соглашений между производственной организацией и ее наемными работниками, при этом предусматривается применение санкций в случае невыполнения соглашений.
· профессионализма и компетентности: Профессионализм предполагает высокий уровень подготовки кадров управления, их мастерство, творческий подход и т.д. Компетентность – это высшая форма проявления профессионализма. (когда проф опыт личности соответствует структуре задач и функций, которые нужно выполнять на замещаемой должности)
· приказания и предписания (хотя управлять предпочтительно с помощью правил и инструкций, а не приказов и распоряжений)
· согласование личных и общественных интересов (требует от руководителей таких действий, при которых соблюдались бы в полной мере интересы организации и максимально учитывались бы интересы работников):
· справедливости и равенства, (равенство - равенство прав и обязанностей лиц, стоящих на одной ступени служебной лестницы. справедливость - как соблюдение этих прав и обязанностей, так и осуществление системы предпочтений для тех, кто эффективно реализует свой личностный и творческий потенциал (связано с мотивацией)
· устойчивости состава персонала (наиболее эффективно реализует себя устойчивый состав персонала учреждения или предприятия)
· единение персонала (способности объединять усилия для эффективного решения практических задач. этот принцип умножает силы всех и каждого участника трудового процесса)
· эффективности,
· адаптации к новым условиям деятельности (Руководитель призван опираться настойчиво учить сотрудников новым приемам выполнения служебных заданий, управлять адаптацией персонала к новым условиям. В современных условиях особенно важно. Работники боятся консерваторов)
Частные (специальные) принципы управленияимеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления:
· Принцип состязательности, предполагающий, с одной стороны, конкурсную систему отбора кадров, а с другой – создание необходимых условий для самовыражения, проявления творческой энергии при выполнении служебных обязанностей.
· Принцип стимулирования. Подъему производительности труда, как правило, способствует справедливое вознаграждение. Уравнительность снижает творческую активность. В связи с этим необходим рациональный подход к использованию средств, выделяемых для поощрения действительно добросовестных, деятельных и творческих работников.
· Принцип воспитания, связанный с формированием у сотрудников преданности конституционному строю, уважения к законам государства, ответственности за выполнение служебного долга.
· Принцип ротации кадров на ГС, позволяющий обеспечить преемственность, своевременно обновлять кадровый потенциал, вливать в него новые, свежие силы, поддерживать квалификацию кадров на уровне современных требований.
Методы управления персоналом – способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью координации их деятельности в процессе функционирования организации·
Методы классифицируются по различным признакам:
По масштабам применения – общие и особенные.
· По отраслям и сферам применения – в гос управлении, в бизнесе, промышленности и т.д
· По роли на различных этапах жизнедеятельности организации – методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие.
· По степени опосредованного воздействия – прямые и косвенные.
Экономические методы призваны стимулировать деятельность персонала, повышать материальную заинтересованность в эффективности его работы. В этих целях применяются такие приемы и средства, как повышение оплаты труда в зависимости от его качества и сложности, выплата премий работникам, добросовестно и с высокой эффективностью выполняющим свой служебный долг, применение других средств стимулирующего характера, в том числе предоставление работникам различных льгот и преимуществ, вытекающих из специфики выполняемых ими служебных функций. ! оказывают самое благотворное влияние на деятельность персонала.!
Социально-психологические методы. Это путь воздействия на неэкономические интересы работников. Социально-психологические методы воздействуют на потребности и интересы человека и группы, их иерархию, активизируют творческую или исполнительскую деятельность.
Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникаций, образов, метафор и так далее.
Правовые методы основаны на регулирующей роли норм права, установленных для определенных видов деятельности. Правовые методы включают в себя:
♦ Императивные (обязательные к исполнению).
♦ Диспозитивные (предписывающие, что можно делать, а чего делать нельзя).
♦ Рекомендательные.
♦ Поощрительные.
Правовые методы являются важным средством формирования у персонала системы социальной защиты правосознания, правовой ответственности и культуры.
Административные методы – это установление административных норм принятия решений и распоряжений, контроля за их осуществлением, работа с кадрами управленческого аппарата (отбор, подбор, ротация, управление карьерой, оценка), привлечение способных работников к принятию управленческих решений, поддержание у персонала высокого уровня организованности, порядка и исполнительской дисциплины. В целях дисциплинирования персонала административные методы нередко претворяются мерами принуждения, в чем-то ущемляющими интересы индивида, требующими от него действий, не всегда отвечающих его личным стремлениям. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение.
Морально-этические методы –предполагает опору на нравственные ценности членов организации, их соответствие понятиям добра; нравственные нормы, приобретающие характер императива, долженствования, предопределяющие поведение человека в различных, в том числе служебных, обстоятельствах; нравственные санкции, связанные с одобрением или осуждением поступков человека в зависимости от того, совпадают или не совпадают они с требованиями морали. Морально-этические методы формируют у людей моральное сознание, нравственные убеждения, нацеливают их на честное и добросовестное выполнение служебного долга.
Фордизм.
Генри Форд (1863—1947), основатель американского автомобилестроения
Основные положения
Ø высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше.
Ø обеспечить наилучшее состояние всех машин, их абсолютную чистоту, приучать людей уважать окружающих и самих себя.
Как и Тейлор, он был активным сторонником масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управления.
Принципы управления производством Тейлора:
1. Отбор рабочего персонала, совершенствование труда;
2. Эффективность за счет технических и технологических оснащений труда;
3. Узкая специализация;
4. Разработка документации, характеризующая каждого работника аппарата управления;
5. Контроль за выпуском продукции на заводе
О́рган управле́ния — общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.
Структура органов управления:
Линейная: самая простая иерархическая структура управления, называемая также пирамидальной или бюрократической. Линейная структура состоит из руководителя (предприятия) и нескольких подчиненных работников, крупные же предприятия могут иметь до 3-4-х и более уровней иерархии.
Функциональная: создаются функциональные подразделения, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей деятельности.
Штабная: При руководителе создается группа подразделений (штабов), целью которых является получение и анализ необходимой информации, подготовка и обеспечение руководства необходимым набором вариантов решения конкретной проблемы.
Матричная: образуется путем совмещения двух типов структур: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой управление строится по вертикали: создаются подразделения, которые осуществляют управление отдельными сферами деятельности - производством, сбытом, снабжением и т.д. В соответствии с программно-целевой структурой осуществляется управление по горизонтали - управление программами и проектами, то есть основная задача состоит в разработке программ. Каждая программа может включать ряд проектов.
Комбинированная: В этом случае в рамках одной организации в зависимости от особенностей подразделений могут одновременно применяться линейные, функциональные, матричные и иные структуры управления. Во многих случаях высший уровень управления имеет линейно-функциональную структуру, а средний уровень может иметь все многообразие структур управления.
Виды управленческой деятельности:
Ø Эвристическая: творческое
Ø организационно-административная
Ø оперативная: хаотический процесс экстренного реагирования на возникшую ситуацию, то автоматизация управления и внедрение комплексной информационной системы качественно меняет ситуацию, создавая условия для ведения регулярного менеджмента.
Этап формирования цели.
Этап реализации и оценки.
Методы принятия управленческого решения:
Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Неформальные методы основаны на аналитических способностях лиц, принимающих решения. Это - совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем, теоретическое сравнение альтернатив с учетом накопленного опыта. Неформальные методы базируются в основном на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что они принимаются оперативно; недостатком является то, что эти методы не гарантируют от выбора ошибочных решений, поскольку интуиция может подвести менеджера.
коллективные методы:
«мозговой штурм» - совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений. Если предстоит решить сложную проблему, собирается группа людей, которые предлагают любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» - создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы добиться этого, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы фантастичной она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.
Метод Дельфы – многоуровневая процедура анкетирования. Суть метода состоит в том, что каждый эксперт отвечает на вопросы независимо и анонимно. Затем все ответы анализируются и в сводном виде доводятся до каждого эксперта. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок.
«японская кольцевая система»-на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
количественные методы, когда выбор оптимального решения осуществляется путем обработки большого количества информации.
Требования к качеству управленческих решений:обоснованность, непротиворечивость, своевременность, адаптивность, реалистичность, законность.
Признаки государства,
Ø территория – это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства, и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др.;
Ø население – человеческое сообщество, проживающее на территории государства;
Ø публичная власть – способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства. Отличительными чертами государственной власти являются: всеобщность, универсальность, общеобязательность и легитимность;
Ø налоги – обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления и поддержания жизнедеятельности государства;
Ø право – система общеобязательных, законодательно закрепленных правил поведения; одно из важнейших средств управления, которое начинает формироваться с появление государства. Государство осуществляет правотворчество;
Ø армия – вооруженные силы, которые выполняют функцию защиты государства от внешних угроз;
Ø государственный суверенитет – способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивать верховенство государственной власти на всей территории страны и независимость государства на международной арене. Различают внутренний и внешний суверенитет.
Иногда выделяют такие дополнительные признаки, как единый государственный язык, гражданство, государственная символика, единая денежная система, международное признание.
Внутренние функции государства:
· хозяйственная - организация и регулирование экономической жизни;
· стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
· координационная - обеспечение общественного согласия и единства;
· социальная - социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
· культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
· правовая - нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
· экологическая - охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.
Внешние функции государства:
· отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда над государственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
· организация обороны и охрана государственной безопасности — защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса
Основные цели государственного управления:
· Экономические (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организация общественных работ, планирование производства, осуществление внешнеэкономических связей и др.)
· общественно-политические (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п)
· социальные, (охрана прав и свобод населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д)
· социокультурные,
· духовные.
Основные задачи государства на современном этапе:
1. обеспечение самосохранения общества и государства.
2. обеспечение безопасности и укрепление государства.
3.содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества
4. преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных) Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
Статья 5 Конституции
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Статья 7 пункт 2
в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты
Конституцией Российской Федерации установлено, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения.
Социа́льная защи́та — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.
формы:
социальная поддержка - это содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей.
социальное страхование - это гарантированная государством система мер по обеспечению граждан в старости, на случай болезни, потери трудоспособности, по поддержке матерей которые находятся в отпуске по уходу за ребенком, а также охраны и поддержания здоровья членов различных социальных обществ
социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.
социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации
Организационные основы
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:
представительный орган муниципального образования - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
глава муниципального образования (Статья 36) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования)
Контрольно-счетный орган муниципального образования
1)В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
2. Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
иные органы местного самоуправления (избирательная комиссия)
Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В соответствии с Гражданским кодексом органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.
В целом, можно выделить следующий перечень наиболее типичных проблем реформирования МСУ в РФ:
· Недостаточная финансовая обеспеченность органов МСУ.
· Необходимость самостоятельного выполнения новых, ранее не исполняемых процессов управления.
· Несовершенство федеральной и региональных нормативно-правовых баз, регламентирующих деятельность МСУ.
· Отсутствие необходимого количества подготовленных муниципальных служащих.
10. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Статья 10 Конституции РФ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.
Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.
По вертикали - это разделение на федеральные, региональные и местные.
Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей, Конституция РФ предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, автономными округами и местным самоуправлением.
По горизонтали - разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например, между 3 ветвями власти на законодательную, исполнительную и судебную.
В соответствии с действующей Конституцией РФ на федеральном уровне государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
- Президент РФ (является главой государства);
- Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) - парламент Российской Федерации (является представительным и законодательным органом Российской Федерации);
- Правительство РФ (исполнительная власть в Российской Федерации)
- суды Российской Федерации.
Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. При этом Президент РФ хотя и назван первым среди органов, осуществляющих государственную власть в России, тем не менее не входит ни в одну из ее ветвей.
РОЛЬ СМИ
Четвёртая власть (англ. Fourth Estate) — словосочетание, определяющее и саму прессу, и её влияние в социуме. Утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе».
Первой, второй и третьей властями являются, соответственно, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти.
Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа
Как уже отмечалось выше, большое значение для реального разделения властей имеет существование "четвертой власти". Конституция 1993 года закрепила ряд положений, обеспечивающих независимость средств массовой информации и их возможность влиять на государственную власть. Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещена."(29 ст.).
Президент РФ: Администрация Президента РФ (Совет Безопасности РФ) | |||||||
Исполнительная власть | Законодательная власть | Судебная власть | Государственные органы не наделенные властными полномочиями | ||||
Федеральный уровень | 1.Министерства, службы и агентства,подотчетные Президенту РФ(военно-политический блок): МИД России, ФСО России, Минобороны и др. 2. Правительство РФ(блок социально-экономического развития): а) министерства, службы и агентства РФ: * отраслевые (Минкультуры России, Минтруда и соцзащиты России,Минприроды,Минсельхоз и др.) * межотраслевые(ФМС России и др.) б) министерства РФ: *региональные министерства: - Министерство РФ по развитию Дальнего Востока; - Министерство РФ по делам Северного Кавказа; - Министерство РФ по делам Крыма | Федеральное Собрание РФ: -верхняя палата: Совет Федерации Федерального Собрания РФ(Матвиенко В.И.); -нижняя палата: Государственная Дума Федерального Собрания РФ(Нарышкин С.Е.) | Верховный суд РФ | Конституционный суд РФ | |||
Система федеральных судов общей юрисдикции: -республиканские; -автономий; -краевые; -областные; -городские; -районные; -военные суды; -специальные суды | Система федеральных арбитражных судов: -окружные суды; -апелляционные; -субъектов РФ; -специальные | Система конституционных (уставных) судов: 1.Конституционные суды республик РФ. 2.Уставные суды: -автономий; - краев; -областей; - Москвы, Спб,Севастополя. | Генеральная прокуратура РФ; - Государственный совет РФ: - Следственный комитет РФ; - Счетная палата РФ; -Уполномоченный по правам человека; -Центральная избирательная комиссия РФ | ||||
Региональный уровень | 1.Главы субъектов РФ (Аппарат) 2. Правительства субъектов РФ в составе: - министерств, служб, агентств субъектов РФ ИЛИ -администрации субъектов(управления,департаменты,отделы, службы) 3.Москва: - Мэрия(Правительство Москвы); -префектуры; -управы | Законодательные собрания субъектов РФ Примеры: -Московская городская дума -Московская областная дума -Хурал Республики Татарстан -Законодательное собрание Ставропольского края и др. | Мировые суды | ||||
Счетные палаты законодательных собраний субъектов федераций | |||||||
Местный уровень | -муниципальные округа; -муниципальные образования(городские, районные); -муниципальные поселения(городские, районные, сельские) | ||||||
МЕТОД
Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:
1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;
2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;
3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Для административного права характерны методы распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты). Одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне. Последняя обязана подчиниться предписаниям. Такого рода полномочия не могут находиться в распоряжении обеих сторон; иное превратило бы их в равноправных субъектов. Административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления). Подобного рода отношения всегда предполагают известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является тот или иной субъект исполнительной власти (исполнительный орган).
Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.
В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права:
- Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
- Административное правонарушение и административная ответственность
- Административное наказание
- Назначение административного наказания
Принципы административного права — это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся.
1. Принцип равенства перед законом.
2.Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.)
3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
4.Принцип обеспечения законности :лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом
5.Принцип разделения властей —Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.
6.Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.
7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования.
8. Принцип ответственности. Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.
Орган исполнительной власти - это публично-правовой институт, который представлен одним должностным лицом или группой должностных лиц, официально осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации возложенных на них государственных задач и функций.
Исполнительная власть | |||
Федеральный уровень | 1.Министерства, службы и агентства,подотчетные Президенту РФ(военно-политический блок): МИД России, ФСО России, Минобороны и др. 2. Правительство РФ(блок социально-экономического развития): а) министерства, службы и агентства РФ: * отраслевые (Минкультуры России, Минтруда и соцзащиты России,Минприроды,Минсельхоз и др.) * межотраслевые(ФМС России и др.) б) министерства РФ: *региональные министерства: - Министерство РФ по развитию Дальнего Востока; - Министерство РФ по делам Северного Кавказа;
|