Заработная плата работников предприятий и организаций в рублях и в долл.

Годы Среднемесячная начисленная заработная плата в ценах соответствующего периода
В руб. в долл.
   
472392 .
1998 ноябрь 1113 деноминированных 53,6

Сложнейшие процессы происходили в сельскохозяйственном секторе экономики. Эта отрасль была по существу дотационной, зависимой от государства с 60-х гг., что стало следствием, с одной стороны, коллективизации и связанных с ней рядом социально-экономических факторов (отсутствие непосредственной заинтересованности крестьянина в результатах его труда, уход из деревни активных, трудоспособных людей). С другой стороны, кризис в сельском хозяйстве был спровоцирован хрущевскими «реформами» аграрной отрасли.

В процессе реформ в сельском хозяйстве появилась надежда на то, что зарождавшееся в конце 80-х - начале 90-х гг. фермерство сможет увеличить объемы производства. Однако эти надежды не оправдались. Происходило количественное и качественное ухудшение состояния сельского хозяйства. Так, если в 1993 г. валовой сбор зерна составлял 99,1 млн т, то в 1996 — 59,3 млн т. Упала урожайность. Если в 1993 г. она составляла в среднем по стране 16,3 ц с га, то в 1995 — только 11,6 ц. Сократилось также поголовье крупного рогатого скота. Если в 1993 г. в стране насчитывалось 52,2 млн голов, то в 1995 — 43,3, а в 1997 — 35,8 млн голов крупного рогатого скота.

Высокие темпы инфляции, нестабильность банковской системы, отсутствие снабженческо-сбытовой кооперации, устоявшихся механизмов закупки сельскохозяйственной продукции, ограниченность государственных инвестиций в отрасль в сочетании с высокой ценой на нефтепродукты, удобрения, сельхозмашины и механизмы препятствовали развитию сельского хозяйства России.

С 1995 г. Россия вступила в фазу депрессии. Эта фаза, пришедшая на смену кризису, характеризовалась усилением государственного контроля над финансами, отказом Центробанка России от финансирования дефицита государственного бюджета за счет льготных кредитов. На этом этапе, продолжавшемся до лета 1998 г., удавалось поддерживать стабильный курс рубля относительно доллара. Была подавлена высокая инфляция, что достигалось жестким контролем над денежной массой. Обратным результатом этих мер стали многомесячные задержки заработной платы бюджетникам и пенсий для пенсионеров, недофинансирование государственных расходов.

Август 1998 г.: дефолт. Поддержание стабильности рубля было важнейшим, знаковым признаком финансовой политики Правительства. Однако огромные выплаты из государственного бюджета ослабили государственную казну. Кроме того, наметились другие негативные факторы:

— С 1995 г. стала очевидной долговременная перспектива снижения мировых цен на нефть - один из важнейших российских экспортных товаров. Цены на нефть повалились уже в 1997 г. Баррель сырой нефти марки брент-смесь (ARA) стоил в январе 1997 г. 23,93; в феврале - 20,00, в марте - 18,52 долл. В январе 1998 г. цена сырой нефти в Нью-Йорке опустилась ниже $17 за баррель, а к 9 января котировки февральских контрактов на сырую нефть на NYMEX достигли значения $6,63 за баррель. Одновременно упали цены и на газ — другую важную статью русского экспорта.

— Ухудшилась собираемость налогов. В первом квартале 1998 г. план сбора налогов оказался сорван. В феврале налогов собрали почти на 20% меньше, чем за тот же период 1997 г. Это, в свою очередь, било по всей системе финансирования государственных расходов. При расчетных 20 млрд руб. в месяц в марте бюджет получил меньше 12 млрд. В апреле собрали 12,5 млрд руб. по сравнению с 14 млрд руб. в апреле 1997.

— Отсутствие необходимых средств в казне породило планы внутренних заимствовании путем выпуска государственных краткосрочных обязательств — ГКО — ОФЗ. Суть этой меры — в размещении Минфином государственных финансовых обязательств, заем денег под проценты. Однако Правительству деньги давали неохотно. Поэтому Центральный банк обязали выкупать те ГКО, которые не раскупались на финансовом рынке. Следствием этого стал разгон инфляционных тенденций. Высокая доходность ГКО, достигавшаяся за счет все возраставших процентов по выплатам, превращала эти финансовые инструменты в собственную противоположность. Вместо того, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет, ГКО превращались в средство получения денег из бюджета. Доходность на рынке ГКО — ОФЗ не опускалась ниже 40%.

— Попытки получить заимствования на внешнем рынке западные инвесторы расценивали как признак приближавшейся катастрофы, что приводило к оттоку капиталов.

Экономический кризис развивался на фоне продолжавшегося экономического спада. Объем промышленной продукции к октябрю 1998 г. составлял только 90,9% к ноябрю 1997 г. Нараставшая катастрофа маскировалась потоком заявлений об экономической стабильности, о надежности рубля, о способности Центрального банка сохранять «валютный коридор» рубля.

Доходы федерального бюджета России в январе-октябре 1998 г. составили всего 215,7 млрд руб. или 58,7% от плана. По официальным данным федерального казначейства Минфина, расходы федерального бюджета за этот же период составили 281,8 млрд руб. Самой крупной статьей бюджетных расходов в этих условиях стало обслуживание государственного долга, на которое было выделено 87,6 млрд руб., в том числе на обслуживание внешнего долга — 23,6 млрд, а внутреннего (в том числе по ГКО) — 63,9 млрд руб. Эти факторы, с которыми совпали финансовые проблемы в ряде стран Дальнего Востока, спровоцировали тяжелый экономический кризис в России в августе 1998 г. Государство обанкротилось.

Невозможность справиться с нараставшими проблемами породила беспрецедентное заявление Правительства Российской Федерации и Центрального Банка России. 17 августа 1998 г. Правительство и Центробанк заявили: «В результате ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и неудовлетворительного положения дел с доходами бюджета резко обострилась проблема управления государственным долгом. Расходы по погашению ранее выпушенных государственных бумаг и уплате процентных платежей по ним при низком уровне налоговых поступлений стали непомерным бременем для государственного бюджета». Далее следовало объявление о фактическом банкротстве страны. Центральный банк объявлял о своем отказе выполнять обязательства по ГКО. Торги по государственным ценным бумагам были остановлены. С 17 августа 1998 г. был объявлен моратории на осуществление выплат по возврату финансовых кредитов, в том числе от иностранных кредиторов, на выплату страховых платежей по кредитам, обеспеченным залогом ценных бумаг, на выплаты по срочным валютным контрактам. Одновременно Центробанк отказывался поддерживать прежний курс рубля. Была поднята верхняя планка «валютного коридора» - с 6 руб. до 9,5 руб. за доллар. Удержать рубль от дальнейшего падения не удалось.

Вынужденное решение Правительства и Центробанка сразу же повлекло за собой как долговременные, так и срочные экономические и политические результаты. Начался катастрофический обвал курса рубля. Рубль в течение недели упал с 6 до 15 руб. за доллар и, качнувшись, остановился около 10 руб., чтобы продолжить свое падение. Неопределенность валютного курса спровоцировала вспышку роста цен, приостановку экспортно-импортных операций. Далее последовал тяжелейший банковский кризис. Многие частные банки, в том числе крупнейшие — Инкомбанк, СБС-Агро, Мост, Онэксим и ряд других, державших значительные средства в ГКО, — следом за государством стали отказывать своим клиентам в выплатах их собственных средств. Некоторые банки передали свои обязательства перед частными вкладчиками в принадлежащий государству Сбербанк. Крах системы частных банков, в свою очередь, нанес удар по функционированию платежных систем в стране. Осложнилось и внешнеэкономическое положение страны. Ей пришлось столкнуться с решительным противодействием западных финансовых институтов, прежде кредитовавших Россию и работавших на рынках ГКО - ОФЗ. Возникли серьезные трудности с получением займов от Международного валютного фонда и других международных финансовых организаций.

Крах финансовой системы страны и обвал курса рубля (10 августа 1998 г. доллар покупали за 6,29 руб., а 30 декабря 1998 г. он стоил уже 20,9 руб.) имели ближайшие и более отдаленные последствия. Ближайшие из них достаточно очевидны и в абсолютном большинстве негативны.

Падение курса рубля объективно стимулировало промышленность страны, сделало ее более конкурентноспособной на внутреннем и внешнем рынках. На внутреннем рынке гораздо меньше стали покупать привозные, импортные товары. Импорт товаров сократился и составил в 1999 г. только 66,2% к 1998 г. Зато появились покупатели у отечественной продукции. Снижение себестоимости продукции как следствие девальвации рубля сделало российские товары — сталь, трубы, цветные металлы и др. покупаемыми на мировом рынке. Это стимулировало производство и впервые обеспечило рост промышленного производства. Объем промышленной продукции вырос за год — с конца 1998 до конца 1999 г.— на 108,1%. Это были поистине небывалые темпы роста за последние четверть века, даже с учетом последствий обвала производства за предыдущие десять лет. Свидетельством оживления экономической жизни стало увеличение железнодорожных перевозок за год на 118,1%. Однако реальная заработная плата к концу 1999 г. составила 76,8% от уровня 1998 г., люди тратили меньше денег на покупки (объем розничного товарооборота составил 92,3%), выросло число безработных. Оно составляло к концу 1999 г. 9,2 млн человек, или 106,8% к 1998 г.

Поиски преемника. Второй президентский срок Б.Н.Ельцина отличался от первого. Возросла роль Администрации Президента и Правительства в управлении страной. Серьезной проблемой для Президента и Правительства было отсутствие сколько-нибудь постоянной поддержки в Государственной Думе. Большинство в ней принадлежало сторонникам компартии и их союзникам.

Сложность политической ситуации в стране обусловливалась рядом субъективных факторов. Б.Н.Ельцин олицетворял то новое, что появилось в стране в 90-е гг. Однако его популярность в стране значительно уменьшилась. За ним не стояла сколько-нибудь влиятельная политическая партия. Попытки создать пропрезидентскую, проправительственную партию «Наш дом - Россия», лидером которой стал Председатель Правительства В.С.Черномырдин, оказались не слишком эффективными, выродились в бюрократический проект. К тому же Президент Б.Н.Ельцин не мог в соответствии с действующим законодательством в третий раз участвовать в президентских выборах в 2000 г. Состояние здоровья Президента было таково, что он мог прекратить исполнение своих обязанностей, и тогда его, по законодательству, должен был заменить, впредь до новых выборов, премьер-министр. Таким образом, Председатель Правительства становился не только преемником Президента, но и одним из самых перспективных кандидатов на президентский пост.

В 1998-1999 гг. Президент Б.Н.Ельцин несколько раз сменил председателей Правительства. В марте 1998 г. в отставку было отправлено Правительство во главе с В.С.Черномырдиным. Премьер-министром был назначен С.В.Кириенко, прежде бывший министром топлива и энергетики. Однако финансовый кризис августа 1998 г. вынудил Президента отправить С.В.Кириенко в отставку, которая едва не привела к парламентскому кризису. Государственная Дума дважды отменяла кандидатуру В.С.Черномырдина, предложенного Президентом на пост премьер-министра. Новая кандидатура премьер-министра была выдвинута Думой и встретила поддержку Президента. Главой Правительства стал опытный политик, бывший министр иностранных дел Е.М.Примаков.

Правительство Примакова было первым после 1993 г., пользовавшимся поддержкой большинства Федерального Собрания и отчасти отражало расстановку политических сил в Государственной Думе.

Новое Правительство, которое возглавил Е.М.Примаков, внесло в Думу бюджет на 1999 г., в котором были значительно сокращены все государственные расходы и предусмотрен профицит — превышение доходов над расходами. Появление профицита должно было способствовать организации работы по выплате долгов России, составлявших около 170 млрд долл. Эта сумма включала в себя долги бывшего СССР, принятые на себя Россией, и собственно российские долги. Дума в феврале 1999 г. утвердила этот бюджет. В конце 1998 — начале 1999 гг. наметился подъем в машиностроительной отрасли, в переработке сельскохозяйственного сырья. Приостановилось сокращение валового внутреннего продукта.

Однако с точки зрения Президента, кандидатура Е.М.Примакова не гарантировала продолжение политического курса, определившегося в 90-е гг. В мае 1999 г. рядом фракций Государственной Думы была предпринята попытка объявить импичмент Президенту Б.Н.Ельцину. Эта попытка провалилась. Но она спровоцировала длительный кризис во взаимоотношениях Президента и Правительства. 12 мая 1999 г. Е.М.Примаков, поддерживавший тесные отношения с компартией и включивший ряд ее представителей в Правительство, был отправлен в отставку.

Оппозиция в Думе, не добившаяся импичмента Президента, была вынуждена большинством голосов утвердить 19 мая 1999 г. премьер-министром С.В.Степашина, занимавшего до этого пост министра внутренних дел, активного участника политической борьбы в 90-е гг.

Изменения в высших эшелонах власти приобретали особый смысл в связи с двумя факторами. Во-первых, резко осложнилась обстановка на Северном Кавказе. Чеченские военные формирования совершили нападения на Дагестан, резко возросла террористическая активность боевиков. Стал очевидным провал Хасавюртовских договоренностей между федеральной властью и лидером чеченских сепаратистов Масхадовым летом 1996 г. Во-вторых, в политической атмосфере страны явственно нависло ожидание новых выборов. Начиналась новая избирательная кампания.

9 августа 1999 г. Президент предложил Думе утвердить нового Председателя Правительства — В.В.Путина, занимавшего до этого пост руководителя Федеральной службы безопасности. Под руководством В.В.Путина произошло вытеснение чеченских боевиков, вторгшихся в Дагестан, федеральные войска развернули боевые действия против сепаратистов на территории Чечни. Одновременно началось создание политического движения «Единство».

19 декабря 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. Голоса избирателей распределились следующим образом: КПРФ — 24,29%; «Единство», неформальным лидером которого был В.В.Путин, - 23,32%; Отечество — Вся Россия (ОВР)-лидеры — Ю.М. Лужков и Е.М.Примаков - 13,33%; Союз правых сил —лидеры Б.Е.Немцов и И.М.Хакамада - 8,52; Блок В.В.Жириновского - 5,98; «Яблоко» — 5,93%. «Единство», блокируясь по различным вопросам с Союзом правых сил, ОВР, другими блоками, стало ведущей фракцией в Думе. Такой расклад политических сил означал, что коммунисты утратили большинство в Думе. Впервые Государственная Дума становилась лояльной Правительству.

Вся вторая половина 1999 г. стала временем неуклонного роста политической поддержки В.В.Путина гражданами страны. В этих условиях Б.Н.Ельцин сделал, пожалуй, один из самых важных шагов последних лет своего президентства. Он тщательно продумал и блестяще выполнил задачу обеспечения преемственности власти.

31 декабря 1999 г. Президент приехал в Кремль в 10 часов утра. Он вызвал туда Председателя Правительства. В Кремль прибыли телевизионщики для записи традиционного новогоднего поздравления Президента. В 11 часов в Кремль прибыли руководители силовых ведомств. В 12 часов дня по московскому времени на экранах телевизоров появился Президент. В своем телевизионном обращении Б.Н.Ельцин объяснял гражданам страны о причинах, заставивших его принять - впервые за тысячелетнюю историю России добровольное решение об уходе с высшего поста в Российском государстве. Это означало, что исполняющим обязанности Президента до времени проведения новых выборов становился премьер-министр В.В. Путин.

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте основные направления радикальных экономических реформ в стране.

2. Объясните причины конституционного кризиса в России в 1992—1993 гг.

3. Какие последствия для России имело принятие Конституции

Рекомендуемая литература

Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001.

Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию. М., 2003.

© Пихоя Р. Г., 2003


Вместо заключения

Укрепление системы государственного управления. 26 марта 2000 г. уже в первом туре голосования Президентом Российской Федерации был избран В.В.Путин. Вступая на этот пост, он сказал:

«Мы доказали, что Россия становится современным демократическим государством. Мирная преемственность власти — это важнейший элемент политической стабильности, о которой мы с вами мечтали, к которой стремились, которой добивались».

В деятельности нового политического руководства страны определились приоритеты:

— в области государственного управления - укрепление вертикали власти;

— в экономической области — продолжение и углубление либеральных экономических реформ.

В конце 80-х — 90-х гг. явственно обозначилась угроза ослабления системы управления страной. «Парад суверенитетов», начавшийся в последние годы перестройки, сохранялся в различных формах и в 90-е гг. Он выражался в том, что конституции республик в составе России, уставы краев и областей зачастую отличались от норм федерального законодательства, деятельность органов и учреждений федеральной власти зачастую не была скоординирована. Институт уполномоченных Президента в регионах России не был в состоянии выполнить эту роль. Поэтому в мае 2000 г. был издан Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Этим указом страна была разделена на 7 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Округа включали в свой состав республики, края и области. Они создавались, как было определено Указом, в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе получил права и обязанности:

- представлять Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа;

- обеспечивать реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа;

- организовывать в соответствующем федеральном округе работу по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;

- обеспечивать контроль за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

- осуществлять реализацию в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;

- представлять Президенту Российской Федерации регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, вносить Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;

- обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; и ряд других функций.

Другим государственным институтом, который должен способствовать укреплению вертикали власти, стал созданный Президентом консультативный орган — Государственный Совет, в состав которого вошли ряд руководителей регионов страны.

Произошли важные изменения в порядке комплектования Совета Федерации.

В связи с тем, что в Государственной Думе впервые сложилось устойчивое пропрезидентское большинство, по предложению Президента и Правительства, были приняты важнейшие законы. Утверждены государственные символы России, приняты новые Административный и Уголовный кодексы, законы о земле, внесены важные изменения и дополнения в налоговое законодательство.

Важные и позитивные перемены наметились в экономической области. Правительство, руководимое М.М. Касьяновым, осуществляет курс на продолжение и углубление либеральных экономических реформ. Впервые с 1985 г. страна свела свой бюджет с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами. В 2000 г. он составил 1,5% федерального бюджета, а в 2001 — 2,9%. В связи с этим создались условия для выплаты внешнего долга, не прибегая к новым заимствованиям. Ослабла зависимость от Международного валютного фонда. Благоприятная конъюнктура на углеводородное сырье — нефть и газ, важнейшие статьи российского импорта — позволила существенно увеличить налоговые поступления и рост золото-валютных ресурсов Центробанка. Валовой внутренний продукт вырос к июню 2002 г. на 103,7% по сравнению с июнем 2001 г. За этот же период производство промышленной продукции выросло на 104,4%, сельского хозяйства — на 102,2%. Вместе с тем, темпы экономического развития оцениваются как недостаточные. Актуальной остается задача дебюрократизации экономики, контроля за инфляционными процессами, увеличения инвестиций, сокращения оттока капитала из страны.

Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступая на церемонии вступления в должность, заявил: «У нас нет права быть «Иванами, не помнящими родства». Мы не должны забывать ничего, мы должны знать свою историю, знать ее такой, какая она есть, извлекать из нее уроки, всегда помнить о тех, кто создал Российское государство, отстаивал его достоинство, делал его великим, мощным, могучим государством. Мы сохраним эту память, и мы сохраним эту связь времен, и все лучшее из нашей истории мы передадим потомкам».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................... 4

Глава 1ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.................................................................................................. 10

Глава 2 СКЛАДЫВАНИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XIV-XVI вв. ГОСУДАРСТВЕННЫЙАППАРАТ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ........................................................................................................ 23

глава 3 РОССИЯ В XVII в. ЗАРОЖДЕНИЕ ИНСТИТУТОВ АБСОЛЮТИЗМА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ................................... 46

глава 4 РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.......................................................................................... 68

Глава 5 «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СТРАНОЙ................................................................................ 88

Глава 6 СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.......................................................................... 111

Глава 7 «ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ». ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА. ЗЕМСТВА В РОССИИ............................................................. 133

Глава 8 «КОНТРРЕФОРМЫ» И УПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРИЕЙ В 1880-1890-е гг............................................................................................................................... 149

Глава 9 РОССИЯ НА ПУТЯХ К КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ 172

Глава 10 КРУШЕНИЕ МОНАРХИИ. РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА.......... 192

Глава 11СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В............................................................................ 1917-1936 гг.. 218

Глава 12 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР В 1937-1945 гг......................................................................................................................... 246

Глава 13.............. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945 - НАЧАЛО 1953 гг.).......................... 265

Глава 14 ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ СССР (1953 - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 70-х гг.)..................................................................... 280

Глава 15 КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (КОНЕЦ 70-х-80-Е гг.)....................................................................................................................... 299

Глава 16 ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1989-1991 гг........................... 314

Глава 17 ВОССОЗДАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1992-1999 гг.)....................................................................................................................... 324

Вместо заключения........................................................................................ 344

[1] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 75.

[2] См.: Понеделков А.В. Элита. Политико-административная элита: проблемы методологии, социологии, культуры. М., 1995.

[3] Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1904. С. 400-401.

[4] См.: Понеделков А.В. Государственная служба: основные понятия, задачи, принципы организации и деятельности. Ростов н/Д., 1994.

[5] К этим категориям населения относились лично свободные государственные («черные») крестьяне и жители городов («посадские»).

[6] Прежняя династия Рюриковичей, управлявшая страной с начала Х века, пресеклась после убийства Иваном IV своего сына Ивана в 1581 году и трагической гибели в Угличе в 1591 году малолетнего царевича Дмитрия, последнего сына Ивана IV.

[7] Так называли руководителей приказов (в широком смысле этого слова те, кто имел право принимать решения).

[8] Регламент Главного магистрата. 1724 г,

[9] Учебная программа была рассчитана на ряд лет обучения для освоения целого комплекса знаний по теоретическим, управленческим и правовым дисциплинам: государственной экономии, статистике, географии, отечественной и всеобщей истории, физике, математике, русскому, одному иностранному языку и некоторым другим предметам, знание которых считалось необходимым для государственного чиновника.

[10] Собственная его императорского величества канцелярия в Российской империи действовала с конца XVIII в. и при Александре I. Но до середины 20-х г. XIX в. ее роль в управлении государством была невелика. Именно при Николае I ее первоначально созданные 6 отделений и канцелярия в целом приобрели функции высшего и центрального органа управления. Функционально отделения занимались: — I Отделение — подготовкой проектов указов, контролем за исполнением «высочайших повелений» министрами, губернаторами и местной администрацией в целом; кадрами чиновников государственного аппарата, включая вопросы приема, увольнения, карьерного роста и т.д.

— II Отделение — анализом и обобщением юридической практики и кодификацией законов Российской империи.

— III Отделение — вопросами государственной и политической безопасности. Создано на базе особой канцелярии МВД. Возглавляли его известные фигуры Дубельт Л.В., Бенкендорф А.Х. При III отделении был создан корпус жандармов, сеть жандармских округов, имелась разветвленная агентурная сеть.

— IV Отделение — вопросами контроля и руководства благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.

— V Отделение — создано в 1836 г. специально для выработки проекта реформ по управлению государственными крестьянами.

— VI Отделение — организовано в 1842 г. специально для подготовки материалов по управлению территориями Кавказа.

[11] Военизированы были и ведомства путей сообщения, особенно строительство железных дорог, развитие сети которых шло очень медленно. При Николае I из 52 губерний в 41 губернаторами были генералы и даже Святейший синод возглавлял гусарский генерал Н.Протасов.

[12] На I Отделение были возложены функции обнародования законов и решений, контроля за движением дел, подбора кадров. На II — контроль за исполнением дел по «охране веры, благочестия и добрых нравов». На III — ведение наблюдения за поднадзорными, состоянием медицинских учреждений и общественных объектов (мостов, дорог, почты и т.д.). Вопросы развития экономики, торговли, финансов, строительство казенных заданий курировало IV Отделение.

[13] Многие министерства на местах имели соответственно органы управления (местные учреждения), которые выполняли конкретные функции. Например, местными учреждениями Минфина в губерниях были казенные палаты, в уездах — казначейства, которые вели учет всех прямых налогоплательщиков, контролировали исполнение доходов и расходов в губерниях и уездах, наблюдали за сбором прямых и косвенных налогов и т.д. С 1817г. при казенных палатах существовали отделения питейных сборов. Казначейства осуществляли прием и хранение денежных средств, выдачи жалования чиновникам.

С 1837 г. были учреждены местные органы Министерства государственных имуществ, отвечавшие за управление государственными крестьянами (9 млн мужского пола) и землями. В губерниях это были палаты государственных имуществ, советники, асессоры, губернский землемер и местничий и т.д. Основными их обязанностями были хозяйственные заботы: продажа незаселенных государственных земель, организация обмена, аренды земель.

[14] Согласно Манифесту 1831 г., на дворянские общественные должности имели право выбираться те дворяне, которые имели не менее 110 душ крепостных крестьян или 3 тысячи десятин незаселенной земли.

[15] Состав степной думы (главный родоначальник и заседатели) утверждался восточносибирским генерал-губернатором. Ее деятельность затрагивала бурят, хакасов и с 1827 г. южных якутов. На несколько стойбищ или улусов создавалась инородная управа, представлявшая собой хозяйственно-финансовое, полицейское и судебное учреждение. Низовым звеном системы управления было родовое управление на каждое стойбище, улус или род, имевших не менее 15 семей. Состояло из старосты и помощников, избранных из «почетных родовичей».

[16] Учебный округ возглавлял его попечитель, которому были подчинены учебные заведения и который отвечал за всю их деятельность, включая подбор кадров: директоров гимназий, профессоров университета, представляемых на утверждение министру народного образования. Только университеты в начале века имели определенную автономию. Совет университета, «университетский суд», право выбора ректора, деканов, инспектора и др.

[17] В университетах и лицеях в 1838 г. обучалось 2843, в гимназиях — 17 403, в уездных, приходских и частных училищах 74 823 человека. В 1856 г. соответственно 4482, 19 098, 95 135 человек.

[18] Накануне этого голосования прошло еще одно - и поддержку Гайдара проголосовали свыше 460 депутатов. Расчет сторонников Президента и, прежде всего — С.А.Филатова, предлагавшего и планировавшего срыв Съезда путем ликвидации необходимого кворума для его работы, строился на том, что с Президентом уйдут из зала 400 депутатов. Этот расчет провалился.

Наши рекомендации