Общественные организации в КНР
1. Политическая динамика и эволюция Единого фронта.В ходе вооруженной борьбы КПК и социалистического строительства в стране сформировался широкий патриотический Единый фронт, в который входят различные демократические партии и народные организации, все лица, поддерживающие преобразования, а также патриоты, выступающие за объединение Китая.
Организационной формой Единого фронта явился Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Согласно действующей Конституции КНР, он призван сыграть «важную роль в политической и общественной жизни страны, во внешних дружественных связях, в борьбе за осуществление модернизации, за сохранение единства и сплоченности страны».
Функционирующим в сезонном порядке органом НПКСК является Всекитайский комитет НПКСК, призванный проводить курс «долговременного сосуществования компартии с демократическими партиями и беспартийными деятелями, а также осуществлять политику «взаимного контроля» участников Единого фронта». С этой целью ВК НПКСК должен проводить политические диалоги с КПК по политическим и социально-экономическим вопросам, вносить в высший орган государственной власти предложения и замечания по обсуждаемым вопросам.
Эти функции Единого фронта (называвшегося до 1965 г. «народно-демократическим фронтом») не осуществлялись во время «культурной революции» (1966-1976 гг.). Сессии ВК НПКСК в период с января 1965 по февраль 1978 г. не созывались.
Политическая и организующая роль КПК проявлялась через органы Единого фронта, в который непременно включались все демократические партии. С сентября 1949 г. по декабрь 1954 г. вместо единого устава всех организаций, входящих во Фронт, действовал организационный статут НПКСК. В декабре 1954 г. на первом заседании Всекитайского комитета НПКСК он был заменен Уставом НПКСК, а Общая программа НПКСК заменялась Конституцией 1954 г. В первом Уставе НПКСК подчеркивалась необходимость усиления руководящей роли КПК в Едином фронте по мере его укрепления и развития. После принятия этого Устава все демократические партии решениями их центральных органов объявили программным документом каждой партии его «общие положения».
В 1956 г. руководство компартии, определившее принципы взаимоотношений КПК с демократическими партиями, выдвинуло упомянутый выше курс на «длительное сосуществование и взаимный контроль», что фактически позволило КПК установить жесткий контроль над демократическими партиями, дабы не допустить возникновения какой-либо оппозиции правящей партии в Китае.
Сложившаяся ситуации объективно способствовала созданию условий, приведших к утрате демократическими партиями самостоятельной политической роли под предлогом борьбы против установления многопартийной системы буржуазного типа, увеличения численности демократических партий до уровня, позволяющего играть контролирующую политическую роль. Парадоксальным представляется признание факта того, что превращение демократических партий в организационный придаток КПК привело к изменению не только форм деятельности, но и самой сущности Единого фронта, высший орган которого Всекитайский совет НПКСК – свел собственную деятельность к участию членов своего Постоянного бюро в заседаниях Постоянного комитета ВСНП. Не случайно во время «культурной революции» деятельность НПКСК вместе со входящими в его структуру демократическими партиями была парализована.
После «культурной революции» и принятия Конституции 1978 г. в китайской печати стала подчеркивать важность «уважения политических свобод демократических партий», однако от них по прежнему требовалось действовать в «тесном взаимодействии с КПК», «способствовать совершенствованию работы КПК в правительстве».