Государственное устройство ВКЛ
Государственное устройство и административно-территориальное деление сложилось не сразу, а по мере формирования самого государства.Государственное устройство ВКЛ характеризовалось его делением на две части: центральную (главную) и земли граничащие («прислушивающиеся»). В состав центральной части — политического ядра — входили земли: Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Вилькомирская, Волковысская, Городенская, Клецкая, Кобринская, Копыльская, Лидская, Минская, Мстиславская, Несвижская, Новогрудская, Пинская, Речицкая, Слонимская, Слуцкая, Трокская, Туровская и Уличьская, которые в исторических документах имели общее название — Литва. В центральной части Великого княжества Литовского располагался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения крупных феодалов. Эта часть государства имела большую плотность населения, с которого взималась основная часть государственных налогов и из которого формировалась большая часть армии. В этой части государства находились и высшие органы государственной власти.К землям граничащим относились: Подляшье, Волынь, Подолье, Киевщина, Чернигово-Северская, Смоленская, Витебская, Полоцкая земли и Жмудь (этнографическая Литва). Они не сливались в единое целое с основным государственным ядром, сохраняли свою государственно-правовую обособленность. Здесь продолжал действовать обособленный местный аппарат государственного управления во главе со своими прежними князьями, которые сохранили все свои прежние титулы. Административно-территориальное деление государства в XIII-XIV вв. характеризовалось сохранением старых границ, которые были между отдельными княжествами до создания ВКЛ. Все это свидетельствует о том, что государственное устройство Великого княжества Литовского характеризовалось наличием широкой автономии отдельных земель княжеств, которые входили в его состав.Вместе с тем эти земли не были полностью самостоятельными. Их население подчинялось центральным органам и несло определенные общегосударственные повинности. Поэтому такой государственный строй не может рассматриваться как феодальная раздробленность, но и не считаться государством с завершенной централизацией. После избрания на великокняжеский престол Альгерда (1345-1377) центральная часть была разделена на две военно-административные округи, которые затем получили название воеводств — Виленского и Трокского. В начале XVI в. в ВКЛ была проведена территориально-административная реформа, в результате которой было учреждено еще 5 воеводств — Витебское, Полоцкое, Новогрудское, Смоленское и Подляшское. Виленский сейм 1565-66 гг. уже разделил ВКЛ на 30 поветов и 13 воеводств. Были созданы новые воеводства — Брестское, Мстиславское, Минское, Волынское, Браславское.По форме правления Великое княжество Литовское являлось феодальной монархией.
Главой государства был избираемый феодалами монарх, именовавшийся господарем, королем или великим князем. Решающую роль в выборах играли крупные феодалы. Простой народ в выборах не участвовал, хотя в Статутах 1566 и 1588 гг. говорилось и об участии в выборах простых людей. После избрания великого князя проходила коронация, на которой ему вручались знаки великокняжеской власти, давались наказы. Затем он приносил присягу и излагал свою программу деятельности, издавал грамоту (привелей), в которой подтверждал сохранение и нерушимость действующих норм права и льгот для феодалов. Монархическое устройство ВКЛ характеризовалось концентрацией в руках государя широких властных полномочий, но при некотором их ограничении. Экономическую основу политической власти государя составляли многочисленные имения-дворы — "господарские маетности", которые находились в его полном распоряжении. Кроме того, господарь совместно с верхушкой представителей господствующего класса распоряжался еще огромным фондом государственных земель и государственными доходами, осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть, издавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял руководство финансово-хозяйственной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Главной обязанностью великого князя считалась организация обороны страны от внешних врагов и организация порядка внутри государства. В ведении его, в частности, находились вопросы внешних сношений, внутренней торговли, организации вооруженных сил. Власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, которые, владея огромными имениями, имели много вассально зависимых людей и входили в состав Рады ВКЛ. В середине XV в. происходило интенсивное раздаривание феодалам земель государственного фонда, что вызвало уменьшение доходов государственной казны и сокращение социальной базы власти великого князя. Вместе с тем возросло значение крупных феодалов, которые в конце XV в. домогались юридического закрепления ограничения власти великого князя. Ослаблению власти великих князей содействовало также то обстоятельство, что они являлись одновременно и королями польскими, что вынуждало их периодически выезжать в Польшу на продолжительное время. Кроме того, власть великого князя ограничивалась Сеймом, в состав которого входили и представители поветовой шляхты. На престол господарь избирался также на сейме представителями господствующего класса из одной династии. Властные полномочия князя в разное время были разными и менялись в зависимости от экономической основы, социальной базы и личных качеств великого князя. Таким образом, власть великого князя постоянно ограничивалась, что в дальнейшем получило законодательное закрепление в Статуте 1529 г.
Великий князь, его правовое положение
Главой государства был избираемый феодалами монарх, именовавшийся господарем, королем или великим князем. Решающую роль в выборах играли крупные феодалы. Простой народ в выборах не участвовал, хотя в Статутах 1566 и 1588 гг. говорилось и об участии в выборах простых людей. После избрания великого князя проходила коронация, на которой ему вручались знаки великокняжеской власти, давались наказы. Затем он приносил присягу и излагал свою программу деятельности, издавал грамоту (привелей), в которой подтверждал сохранение и нерушимость действующих норм права и льгот для феодалов. Монархическое устройство ВКЛ характеризовалось концентрацией в руках государя широких властных полномочий, но при некотором их ограничении. Экономическую основу политической власти государя составляли многочисленные имения-дворы — "господарские маетности", которые находились в его полном распоряжении. Кроме того, господарь совместно с верхушкой представителей господствующего класса распоряжался еще огромным фондом государственных земель и государственными доходами, осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть, издавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял руководство финансово-хозяйственной и исполнительно-распорядительной деятельностью. Главной обязанностью великого князя считалась организация обороны страны от внешних врагов и организация порядка внутри государства. В ведении его, в частности, находились вопросы внешних сношений, внутренней торговли, организации вооруженных сил. Власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, которые, владея огромными имениями, имели много вассально зависимых людей и входили в состав Рады ВКЛ. В середине XV в. происходило интенсивное раздаривание феодалам земель государственного фонда, что вызвало уменьшение доходов государственной казны и сокращение социальной базы власти великого князя. Вместе с тем возросло значение крупных феодалов, которые в конце XV в. домогались юридического закрепления ограничения власти великого князя. Ослаблению власти великих князей содействовало также то обстоятельство, что они являлись одновременно и королями польскими, что вынуждало их периодически выезжать в Польшу на продолжительное время. Кроме того, власть великого князя ограничивалась Сеймом, в состав которого входили и представители поветовой шляхты. На престол господарь избирался также на сейме представителями господствующего класса из одной династии. Властные полномочия князя в разное время были разными и менялись в зависимости от экономической основы, социальной базы и личных качеств великого князя. Таким образом, власть великого князя постоянно ограничивалась, что в дальнейшем получило законодательное закрепление в Статуте 1529 г.