Феодальное государство в период территориальной раздробленности
В XIII в. Германия вступает в эпоху развитого феодализма. Страна распадается на множество княжеств, графств, бароний и рыцарских владений.
Из феодальной иерархии германского средневековья почти полностью исчезло среднее дворянство. Одни дворяне возвысились до положения князей, другие опустились в ряды низшего дворянства. Низшее дворянство – основная масса рыцарства – утратило былое значение в связи с появлением огнестрельного оружия, часть его разорилась.
Произошла дифференциация духовенства, которое отчетливо разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники).
Города в Германии в XIV – XV вв. разделились на три резко обособленные группы.
Имперские города были непосредственными вассалами императора. Вольные города пользовались такими же правами, но были освобождены от налога и поставки войска. Земские, или княжеские, города имели ограниченное самоуправление, их права регламентировались князьями.
Население германских городов образовало три различные группы. Городская верхушка (патрициат) держала в руках все городские должности, передаваемые по наследству. В аппозиции к ней стояли две четко определившиеся фракции: бюргерство (средняя часть населения городов, полноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, поденщики, неимущие горожане).
Государственный строй. Центральные органы управления.Политическое развитие Германии с конца XII в. характеризовалась общей тенденцией к децентрализации и ослаблению императорской власти. Начиная с XIII в. в Германии фактически стали складываться отдельные центры политической власти и управления.
Центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов (светских и духовных князей). В XIII в. королевская власть окончательно утрачивает контроль над княжеской. Император оставался представителем империи вовне, имел право объявить войну и заключить мир, был главнокомандующим. Однако фактически по отношению к князьям он был лишь “первым среди равных”.
После гибели Штауфенов (династия – Фридрих I Барбаросса (1152 – 1190 гг.) и Фридрих II (1212 – 1250 гг.)) в борьбе с папами в Германии с 1254 по 1273 гг. вообще не было императора. В этот период междуцарствия были расхищены коронные земли и регалии, отошедшие к князьям.
В дальнейшем до 1356 г. императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 г. он окончательно не закрепился за Габсбургами.
“Золотая булла” (1356 г.) закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточилось в руках семи курфюрстов – маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, маркграфа Рейнского и трех архиепископов – Майнцского, Кельнского и Трирского. Князья-избиратели большинством голосов определяли выбор императора. При равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцскому. Булла предусматривала превращение коллегии курфюрстов в постоянно действующий орган государственного управления. Ежегодно в течение одного месяца должен был созываться съезд коллегии для обсуждения государственных дел. Коллегия имела право суда над императором и его смещения.
“Золотая булла” признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Впоследствии курфюрсты добились того, что каждый император при избрании должен был принимать выработанные ими условия, ограничивающие его власть. Эти условия с XV в. получили название избирательных капитуляций и сохранились в практике выборов германских императоров до конца XVIII в.
С XIV – XV вв. в Германии существовали еще два постоянно действующих общеимперских учреждения – рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским сословно-представительным органом. Он состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ, а также коллегии представителей имперских городов. Духовенство не составляло отдельной коллегии и заседало в первой или второй коллегии. Все три коллегии заседали отдельно. Вместе собирались иногда только палаты курфюрстов и князей.
Компетенция рейхстага не была точно определена. Император испрашивал его согласие по военным, международным и финансовым вопросам. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы. Указы, изданные императором совместно с членами гофрата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага. Акты рейхстага, как правило, не обладали обязательной силой и носили скорее характер имперских рекомендаций.
В конце XV в. рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Вормсский рейхстаг 1495 г. провозгласил “ вечный земский мир” (запрещение частных войн), учредил имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Члены суда назначались курфюрстами и князьями (14 чел.), городами (2 чел.), а председатель – императором. Империю было решено разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Однако значительная часть этих и других мероприятий не была проведена в жизнь.
Таким образом, центральные органы империи не обеспечивали ее единства. Отсутствие постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений. До конца XVIII в. политический строй империи сохранял видимость сословной монархии, прикрывавшей феодальное многовластие, олигархию курфюрстов.
Эволюция княжеств и политической власти князей. Решающую роль в оформлении политической власти князей на местах сыграла деятельность Фридриха II. Он значительно расширил права духовных и светских феодалов. “Закон в пользу духовных князей” 1220 г. гарантировал неприкосновенность церковного имущества, полноту церковной юрисдикции, право на пошлины, чеканку монеты. Владения церковных землевладельцев стали полностью неприкосновенными для королевской власти. Аналогичные привилегии получили по “Закону в пользу сеньоров” 1232 г. и светские императоры. Князья стали обладателями королевских регалий (градостроительной, рыночной и монетной). В королевских городах запрещалось принимать беглых людей феодалов и церкви. Кроме того, в специальном эдикте о городских коммунах (1232 г.) запрещалось их образование без согласия феодального сеньора.
Привилегии, полученные феодальной верхушкой, к середине XIII в. сделали территориальных князей самостоятельными носителями политической власти в Германии. По сути дела, княжества оформились в почти независимые государственные образования, небольшие королевства с системой общего подданства и собственным аппаратом власти и управления. Подчинение князей императору определялось лишь очень слабой вассально-ленной связью.
В XIV в. в каждом отдельном княжестве-государстве сформировались сословно-представительные монархии. В большинстве государств образовались три замкнутые курии – духовенства, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами. Однако в большинстве случаев они не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел. Правда, согласие ландтагов обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. Таким образом, основной особенностью сословно-представительной монархии в Германии наряду с отмеченными выше особенностями сословного представительства в рейхстаге является то, что форма феодального государства сложилась в пределах отдельных княжеств, а не в рамках всей империи.
В 1793 г. в Германии насчитывалось более 300 самостоятельных государств, а также около 1,5 тыс. свободных рыцарских владений. Власть князей усилилась. По Вестфальскому миру 1648 г. за князьями было признано право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами.
Таким образом, в течение XVII в., т. е. позднее, чем в Англии и Франции, в германских государствах утвердились абсолютные монархии. Это был так называемый княжеский абсолютизм. Его отличали от централизованных абсолютных монархий Запада следующие черты: во-первых, он сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений; во-вторых, его утверждение не являлось результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии. Напротив, он был выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям.
Княжеский абсолютизм сыграл исключительно реакционную роль, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности.
Пруссия и Австрия. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия, между которыми уже начиналось соперничество за политическое верховенство в империи.
Бранденбургско-Прусское государство было создано в начале XVII в. на землях бывшего Тевтонского ордена, колонизаторская деятельность и идеология которого заложили начала великопрусского милитаризма в Германии. Окончательное оформление этого государства произошло в 1701 г., когда бранденбургский курфюрст добился титула короля Пруссии. Пруссия была централизованным королевством с населением протестанского вероисповедания. Ее строй был примером самого реакционного и отличавшегося особой агрессивностью германского абсолютизма.
По своему политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское государство.
В нем получили широчайшее развитие произвол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных. Милитаризация Прусского государства предопределила его захватническую внешнюю политику.
Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональной страной. В ней господствовало католическое вероисповедание. С XV в. короли Австрии становились германскими императорами, и Австрия считалась их домениальным владением.