Феодальное государство в период территориальной раздробленности.

Изменения в сословной структуре. В XIII—XIV вв. Германия окончательно распадается на множество кня­жеств, графств, бароний и рыцарских владений, экономи­чески и политически разобщенных регионов.

Одновременно завершается оформление системы со­словий и сословного представительства. Важной особеннос­тью сословной структуры, выросшей в Германии непосред­ственно из «щитов» вассально-ленной иерархии, были дробность и отсутствие единства в масштабе всей страны. В империи существовали имперские сословия, или чины, а в княжествах — земские сословия. К первым относились им­перские князья, имперские рыцари и представители имперских городов, а ко вторым — дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов.

В связи с дальнейшим расширением и усилением по­литической роли сословия князей среди них выделилась немногочисленная группа светских и духовных аристокра­тов, которые и раньше оказывали решающее влияние на выборы королей, — так называемые курфюрсты (князья-избиратели).

Из феодальной иерархии германского средневековья почти полностью исчезает среднее дворянство. Часть его возвысилась до положения князей, другая перешла в ряды низшего дворянства. В свою очередь, низшее дворянство — основная масса рыцарства — утрачивает былое значение в связи с появлением огнестрельного оружия, значитель­ная часть его разоряется.

Происходит и дифференциация духовенства, которое отчетливо разделилось на высшее (епископы, аббаты) и низшее (сельские и городские священники). Высшее духо­венство Германии было многочисленнее, богаче и могущественнее, чем в других западноевропейских странах, и вхо­дило в состав князей, в том числе и курфюрстов. Низшее духовенство находилось в значительно худшем положении и по условиям своей жизни приближалось к трудящемуся населению.

Социальное расслоение в германских городах привело к образованию трех различных групп. Городская верхушка (патрициат) держала в руках все городские должности, передаваемые по наследству. Бургомистры имперских го­родов, избиравшиеся из патрициата, представляли город в рейхстаге. В оппозиции к патрициату стояли две другие группы: бюргерство (средняя часть населения городов, пол­ноправные мастера) и городской плебс (подмастерья, поденщики, неимущие горожане).

В Германии XIV в. выделилось три района с различ­ным положением крестьянского населения. В Саксонии рас­пространилась практика отпуска крестьян на волю без зем­ли и предоставления им наделов в аренду. На юге и юго-западе Германии барщина была в основном заменена де­нежной рентой. Наконец, на колонизированных восточных землях крестьяне получили значительные земельные на­делы, экономическую самостоятельность и личную свобо­ду. Феодалам выплачивались умеренные фиксированные платежи. Однако со второй половины XIV в. здесь усили­вается тягловое бремя, происходит захват общинных зе­мель, что, как и в других странах (например, в Англии), было связано с поиском феодалами дополнительных до­ходов в условиях развития рынка. Именно на восточных землях начала складываться та форма землевладения, которая явилась предшественником прусского юнкерско­го поместья.

Огромное влияние на дальнейшее социально-экономи­ческое и политическое развитие империи оказали Рефор­мация, крестьянская война 1525—1527 гг. и вызванная ими Тридцатилетняя война 1618—1648 гг. Реформация еще больше разъединила Германию по признаку вероисповедания на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Трид­цатилетняя война — феодальная реакция на Реформацию и выступление крестьянства привела к сильному ослаблению городов и буржуазии, восстановлению крепостного права в самых жестких формах, дальнейшему усилению княжеской верхушки. Все это способствовало закреплению германской раздробленности.

Изменения в государственном строе. Политическое развитие Германии. Начиная с XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являл­ся носителем государственной власти, а фактически нахо­дился в руках или под контролем курфюрстов. Его дея­тельность на местах была в значительной степени парали­зована реальной властью территориальных князей, посте­пенно превращающихся в настоящих монархов.

После окончательного установления верховенства рим­ских пап над церковью император утратил положение гла­вы церкви и перестал наделять епископов и аббатов цер­ковными полномочиями. По Вормсскому конкордату 1122 г. духовную инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами духовной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру — наделял каноника земель­ным владением с соответствующими вассальными обязан­ностями.

Избрание императора стало производиться узкой кол­легией князей, которая при избрании перестала учитывать права наследников умерших императоров. Таким образом, мог быть избран любой кандидат княжеского рода, угодный коллегии.

Император продолжал оставаться верховным судьей в империи, что было связано с традиционными обязаннос­тями королевской власти поддерживать «мир» и осуществ­лять правосудие. Однако эта прерогатива императора осталась, по существу, единственной и к тому же постепенно утрачиваемой регалией. Император практически лишился возможности облагать подданных налогами и получал дохо­ды только со своих собственных земель. Если же, в связи с отсутствием наследников, в казну отходили земли васса­лов императора, германское право требовало передачи таких земель другим вассалам (принцип «принудительного пожалования леном»). Попытки Фридриха Барбароссы возобновить императорские регалии — права на доходы от использования дорог и рек, от портов, таможен и монет­ных дворов, а также ввести подушевой и земельный нало­ги окончились безрезультатно.

Императорская власть не смогла создать систему цен­тральных имперских учреждений и «вырастить» королевс­кую бюрократию, сколько-нибудь сравнимые с судебно-финансово-административным аппаратом в Англии и Фран­ции. Империя фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, профессионального цент­рального суда.

После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. В дальнейшем до 1356 года императорский титул поочередно присваивался представителям многих династий, пока в 1438 году оконча­тельно не закрепился за Габсбургами. Император продол­жал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основ­ном функции военного и внешнеполитического координато­ра действий немецких феодалов. Это положение было юри­дически санкционировано «Золотой буллой» 1356 г., издан­ной германским императором и чешским королем Карлом IV.

Абсолютная монархия.

В XIV в. отдельные княжества-государства трансфор­мируются в сословно-представителъные монархии, отли­чающиеся известным многообразием форм. В большинстве государств сформировалось три замкнутых курии — духо­венства, рыцарей и горожан. Собрания этих земских чинов внутри княжеств назывались ландтагами. Ландтаги несколь­ко ограничивали власть князей внутри княжества и по структуре больше напоминали сословно-представительные учреждения Франции, чем рейхстаг. Однако в большин­стве случаев ландтаги не пользовались решающим голосом при обсуждении областных и государственных дел. Прав­да, их согласие обязательно испрашивалось при решении финансовых вопросов. Но в этом случае князь всегда мог получить нужное решение при помощи двух сословий, сво­бодных от уплаты налогов, но принимавших участие в рас­ходовании этих средств, — духовенства и рыцарства.

В XVI—XVIII вв. после религиозных войн, когда коли­чество самостоятельных государственных образований в Германии еще больше возросло (их стало более 300), ут­верждается так называемый княжеский абсолютизм. Он отличался от централизованных абсолютных монархий За­пада (как и сословно-представительных монархий) тем, что сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Кроме того, его утверждение — не результат временного равновесия сил феодалов и буржуазии. Напро­тив, княжеский абсолютизм представляет собой торжество феодально-консервативных сил над буржуазным движени­ем и подчинение слабой немецкой буржуазии князьям.

Не случайно абсолютизм утвердился ранее всего в Баварии (в первой трети XVII в.), которая отличалась эко­номической отсталостью. Княжеский абсолютизм не сыг­рал никакой позитивной роли, надолго закрепив состояние экономической и политической раздробленности Германии.

Пруссия и Австрия. Наиболее крупными абсолютистс­кими государствами империи были Пруссия и Австрия, между которыми уже начиналось соперничество за поли­тическое верховенство в империи.

Бранденбургско-Прусское государство было создано в начале XVII в. на землях бывшего Тевтонского ордена, колонизаторская деятельность и идеология которого зало­жили начала великопрусского милитаризма в Германии. Окончательное оформление этого государства произошло в 1701 году, когда бранденбургский курфюрст добился ти­тула короля Пруссии.

Глава государства — король Пруссии — входил в им­перскую коллегию курфюрстов. Высшим органом государ­ственного управления был Тайный совет при короле. Ему подчинялись первоначально три директории, финансовая, военных дел и королевских доменов. Особое значение при­обрела директория военных дел, которая ведала организа­цией и вооружением созданной в 1655 году постоянной ар­мии. Прусская армия была одной из самых больших в Евро­пе и славилась своей муштрой и палочной дисциплиной.

Основными тенденциями развития государственного строя Пруссии в XVIII в. стали дальнейшая централизация и милитаризация государственного аппарата, возвышение военно-управленческих органов над гражданскими. Значи­тельная часть полномочий Тайного совета переходит к ге­неральному военному комиссариату. Происходит слияние всех директорий в единый военно-финансовый орган во главе с президентом—королем. На местах земские советники (ландраты), назначавшиеся королем по рекоменда­ции дворянских собраний, подпадают под жесткий конт­роль центральной власти и наделяются широкими военно-полицейскими полномочиями. Ликвидируется городское самоуправление, Городские советы были заменены коллегиями магистратов, назначавшихся королем. На весь государствен­ный аппарат были распространены воинские звания, воен­ная субординация и дисциплина.

По своему политическому режиму Прусская монархия может быть охарактеризована как военно-полицейское го­сударство. В нем получили широчайшее развитие произ­вол властей, цензура и мелочная регламентация не только государственной, но и частной жизни подданных.

Австрия в отличие от Пруссии не представляла собой централизованного государства. Она была многонациональ­ной страной. В Австрии господствовало католическое веро­исповедание. С XV в. короли Австрии становились германскими императорами и Австрия считалась их домениальным владением.

Система центральных органов Австрии не была строго упорядоченной и постоянно перестраивалась. Высшим ор­ганом власти и управления вместе с монархом был Тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, кото­рая стала постоянным учреждением (с начала XVIII в.). Во­енными делами ведал придворный Военный совет. В 1760 году с целью объединения всех отраслей управления был учрежден Государственный совет.

Во главе провинций Австрийской монархии стояли наместники. Они избирались местными сословно-представительными учреждениями и утверждались королем. В го­сударствах, входивших в состав Австрии, имелись сеймы — сословные собрания. В городах управление находилось в руках выборных городских управ и бургомистров. При ко­ролеве Марии Терезии (1740—1780 гг.) важнейшие полно­мочия сосредоточиваются в руках королевских чиновников, выборные органы становятся под контроль правительства.

Во второй половине XVIII в. в Пруссии и Австрии про­водилась политика так называемого просвещенного абсо­лютизма. Были предприняты определенные буржуазные преобразования, рекламируемые как плод содружества государей с французскими просветителями. По своей сути эта политика являлась попыткой приспособить общество и государство к ряду требований, выдвигаемых растущей буржуазией, не затрагивая при этом наиболее существен­ных интересов дворянства и устоев крепостничества.

Наши рекомендации