Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
Практическая работа № 10
Тема: «Стабилизация власти. 2000-2008 г.г.».
Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)
Документы и материалы
Явлинский Г.А. «Дорожная карта» российских реформ.// Новая газета. 25 апреля 2005 г.
Медведев Д. Интервью британской газете «Файнэншл таймс» 21 марта 2008 г.
Теория
Политическая модернизация. Выборы Президента Российской Федерации 2000 г. Государственное строительство. Административная реформа. Партийное строительство. Укрепление Российской армии. Власть и олигархи. Переизбрание В.В. Путина. Изменения в избирательной системе. Выборы Президента РФ в марте 2008 г.
Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 3 с. 183-200
Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы
www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.
Постановка задачи
Изучить документальные фото и видеоматериалы о становлении новой политической системы России. Изучить биографии политических деятелей 90-х годов и подготовить справку. Составить перечень реформ и их значение. Составить сравнительную таблицу о развитии мирового экономического кризиса в России и одной из стран.
Порядок выполнения задачи
Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.
План
1. Предпосылки неизбежности корректировки внутренней и внешней политики.
2. Меры по обеспечению гражданского единства и согласия.
3. Укрепление российской государственности.
4. Значение нового курса для возрождения России.
5. Налоговая реформа.
6. Судебная реформа.
7. Столкновения с олигархами.
8. Борьба с терроризмом.
Опорные знания
Даты и события:
31 декабря 1999 г. - отставка Б. Н. Ельцина. Назначение В. В. Путина и. о. Президента Российской Федерации
26 марта 2000 г. - избрание В. В. Путина Президентом России
14 марта 2004 г. — повторное избрание В. В. Путина Президентом Российской Федерации
Имена:Б. Н. Ельцин, В. В. Путин.
Понятия:Федеративная реформа; единое законодательное пространство; местное самоуправление.
Оборудование:Учебник История России и мира 11 класс, статистические материалы, атлас, интернет ресурсы
Работа с картой
Найдите на карте границы федеральных округов. Чем было обусловлено их появление?
Работа с документами
В чем на Ваш взгляд новоизбранный Президент России видел главные задачи в стабилизации положения в стране, и почему начинать нужно было именно с них? Какие меры, из перечисленных в документе, с вашей точки зрения, имели особо важное, центральное значение и почему?
ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ СОБРАНИЮ. 2000 г.
Одним из первых наших шагов по укреплению федерализма стало создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента России. Суть этого решения - не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно территориальных границ, а в повышении эффективности власти. Не в ослаблении региональной власти, а в создании условий для упрочения федерализма.
Хочу особо подчеркнуть: с созданием округов федеральная власть не удалилась, а приблизилась к территориям. Общественное мнение приписывает полпредам Президента опасные намерения. Они якобы и «карающий меч», и бюрократы посредники между центром и регионами. Между тем, сокращая аппараты федеральных служащих на местах, мы хотим добиться их мобильности и работоспособности. Четко очерчивая пределы компетенции федеральных полпредов, делаем их работу прозрачной для региональных администраций и населения территорий. Уходя от дублирования функций, персонифицируем ответственность. Это решение, безусловно, цементирует единство страны. Полномочные представители, разумеется, будут содействовать эффективному решению проблем своих округов. Но они не вправе вторгаться в сферу компетенции избираемых глав регионов. Опорой полпредам в работе будут только закон и данные им полномочия.
Второй наш шаг определяет возможность федерального вмешательства в ситуации, когда органами власти на местах попираются Конституция России и федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России. Сегодня в территориях государственный орган или должностное лицо может уклоняться от исполнения решения суда, признавшего закон или иной нормативный правовой акт неконституционным или противоречащим федеральному законодательству. Может продолжать применять акты, признанные судом недействительными. Ведь это практика нашей жизни сплошь и рядом. Такое унижение российского суда как одной из федеральных властей, действующих на основе Конституции, нетерпимо. Вот это, собственно говоря, и есть внешнее проявление того, о чем я сказал. У нас государство является не федеративным, а децентрализованным.
Федеральная власть, Президент России должны иметь правовую возможность навести здесь порядок. И руководители регионов должны иметь право влиять на местные органы власти, если они принимают неконституционные решения, попирают свободы граждан. Нам ни в коем случае нельзя ослабить властные полномочия региональной власти. Это то звено, на которое не может не опираться власть федеральная. Но подобные институты вмешательства есть во многих федеративных государствах. Они применяются крайне редко, но само их наличие служит надежной гарантией четко го исполнения Конституции и федеральных законов. Впрочем, даже сейчас, на стадии обсуждения этой проблемы, российские регионы уже начали наводить порядок. Совершенно очевидные результаты в некоторых территориях мы наблюдаем.
Наш следующий шаг - реформа Совета Федерации. И это тоже движение в направлении развития демократии, профессиональных начал парламентской деятельности.
Работа со схемами, диаграммами, таблицами
Составьте хронологическую таблицу основных мероприятий Президента В. В. Путина в 2000-2003 гг.
Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
В 2000 г. начала проводиться налоговая реформа, нацеленная на стимулирование развития российской экономики. Основные задачи реформы заключались в снижении налоговой нагрузки на предприятия, усилении значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также в упрощении налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена «плоская» шкала по налогу на доходы физических лиц - ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%.
Бюджет в результате реформы существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени». Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. В 2002 г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001 г. она могла доходить до 35%). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырье на мировом рынке, что также значительно пополнило бюджет России. В сфере мало го бизнеса наметились изменения, в частности снизились ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне был утвержден список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вмененный доход.
В 2001-2004 гг. осуществлялась судебная реформа. В России был введен институт мировых судей, реально заработал (хотя и не во всех регионах) суд присяжных, был введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса. Одновременно была проведена реформа процессуального законодательства. Государственной Думой в течение 2001-2002 гг. были приняты Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК), Уголовно процессуальный кодекс (УПК) и Арбитражно-процессуальный кодекс (АПК). Подсудимые, обвиняемые, пострадавшие и свидетели получили дополнительные права в уголовном процессе.
Были также приняты Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой, Земельный, Таможенный и Жилищный кодексы, третья часть Гражданского кодекса.
Первые же действия В. В. Путина на посту премьер-министра, а затем исполняющего обязанности Президента вызвали недовольство ряда олигархов. 28 февраля 2000 г. на встрече с доверенными лицами Путин объявил, что не потерпит вмешательства бизнеса в принятие государственных решений и тем более не потерпит попыток приватизации бизнесом властных полномочий. Несмотря на то что на этой же встрече будущий Президент заверил, что пересмотра итогов приватизации не будет, именно слова о равноудаленности крупных бизнесменов от власти стали основой для последовавшего вскоре конфликта между государством и олигархами.
Значительная часть олигархов смирилась с этим положением дел. Однако медиамагнаты В. А. Гусинский и Б. А. Березовский были не готовы отказаться от рычагов давления на власть.
«Дело ЮКОСа» окончательно похоронило надежды олигархов на восстановление своего контроля над Российским государством.
После завершения в 2000 г. активной фазы боевых действий и назначения в июне 2000 г. муфтия Чечни А. Кадырова главой временной администрации сопротивление боевиков перешло в фазу террористической войны.
В конце 2004 г. ситуация в Чеченской Республике существенно изменилась. Утратившие лидеров и лишившиеся финансовой поддержки боевики перестали представлять организованную силу. Началось восстановление экономики Чечни, обустройство мирной жизни.
На фоне непростых процессов стабилизации в Российской Федерации в декабре 2003 г. прошли парламентские выборы. Больше всего голосов получила партия «Единая Россия». Либеральные партии «Яблоко» и СПС не преодолели 5 процентный барьер, и их представители не попали в Государственную Думу. Большинство депутатов одномандатников вошли во фракцию «Единая Россия», получившую в результате этого конституционное парламентское большинство.
24 декабря 2003 г. съезд партии «Единая Россия» принял решение о поддержке кандидатуры В. В. Путина на выборах Президента Российской Федерации. 14 марта 2004 г. состоялись президентские выборы, в результате которых В. В. Путин был избран на второй срок.