Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса. Тема: «Социально-экономическая политика правительства в 1992 – первой половине 1998 г

Практическая работа № 7

Тема: «Социально-экономическая политика правительства в 1992 – первой половине 1998 г. Итоги приватизации

Тема: Социально-экономическая политика правительства в 1994-1998 г. Итоги приватизации.

Цель выполнения работы: формирование общих компетенций (Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями)

Оборудование (персональный компьютер, экран, мультимедиа проектор, интернет)

Документы и материалы

Ельцин Б.Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления. М., 2000. С.107

Паппэ Я.Ш. Олигархи. Экономическая хроника 1992-2000. М. 2000.

Безбородов А.В. История России в новейшее время 1985-2009 гг. учебник, М.: Проспект, 2010 Глава 1 с. 29-40

Фортунатов В.В. Россия в 2017 году. Чем закончатся эксперименты со страной? –СПб.: Питер, 2012.-С.449-462

Мультимедийные средства и информационно-аналитические ресурсы

www/kremlin.ru/appears – тексты ежегодных Посланий Президента РФ Федеральному собранию.

www.fer.ru – Фонд эффективной политики

Теория

Стратегия и тактика реформ. Радикальная модель реформы экономики «Шоковая терапия». Продовольственный кризис. Советское экономическое наследие. Первые шаги реформ. Концепция приватизации. Её первый этап. Начало аграрной реформы в стране. Финансово-кредитная политика.

Социально-экономический курс правительства в первой половине 1990-х гг. Второй и третий этапы приватизации. Выборы Президента РФ и экономический курс правительства. Дефолт 1998 года и его последствия. Социально-культурная сфера.

Постановка задачи

Изучить наглядный и текстовой материал, отражающий ход экономических реформ первой половины 90-х годов ХХ века. Провести анализ документов, раскрывающих основные направления экономической политики руководства РФ в рассматриваемый период. С использованием интернет подготовить материалы о биографиях членов правительства реформ.

Порядок выполнения задачи

Изучить представленные выдержки из документов и видеоматериалов, подготовить письменный отчет.

План

1. Россия на рубеже 1991-1992 гг.

2. «Шоковая терапия».

3. Приватизация.

4. Федеративный договор.

5. Противостояние Президента и оппозиции.

6. События 21 сентября — 4 октября 1993 г.

Опорные знания

Даты и события:2 января 1992 г. - либерализация цен, 1992 г. - начало ваучерной приватизации, 31 марта 1992 г. - подписание Федеративного договора

Имена:Б. Н. Ельцин, Е. Т. Гайдар, А. Б. Чубайс, Д. Дудаев, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой,

Алексий II.

Понятия:Дефицит бюджета; ваучер; приватизация; оппозиция.

Оборудование:Учебник истории Россия и мир, статистические материалы, атлас, комплект плакатов советского времени.

Задания к иллюстрациям

1. Кого вы видите на фотографии в интернет ресурсах, посвященных экономическому положению в России периода «Шоковой терапии»? Что вы знаете об этих людях?

2. Какие посты они занимали в 1992 г.?

3. Составьте краткий рассказ о приватизации в России и ее последствиях. Кем являлся Р.И. Хасбулатов в начале 90 х гг.? Каких политических взглядов он придерживался? Как они изменились после его избрания председателем Верховного Совета РСФСР? Используя фотографию, составьте краткий рассказ о событиях 21 сентября - 4 октября 1993 г.

Работа с документами

1) Чем можно объяснить необходимость введения свободных цен? Можно ли было иным способом обеспечить переход к рынку? Почему этот переход обычно называют «шоковой терапией»? Составьте план и напишите статью на тему «Либерализация цен в России в 1992».

ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РСФСР «О МЕРАХ ПО ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН». 3 ДЕКАБРЯ 1991 г.

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года «О социально экономическом положении в РСФСР» постановляю:

1. Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно технического назначения, то вары народного потребления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.

2. Установить со 2 января 1992 года применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно технического назначения, основных потребительских товаров и услуг по перечням.

3. Правительству РСФСР: определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукции производственно технического на значения, основные потребительские товары и услуги, по рядок их регулирования; ввести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию предприятий монополистов; осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами — бывшими союзными республика ми — переход на расчеты по согласованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам.

2) На основании приведенного документа дайте оценку ликвидации системы Советов в России. Почему это было сделано? Найдите в дополнительной литературе и ресурсах Интернета материал, который отражал бы различные точки зрения в обществе на этот процесс.

ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 21 СЕНТЯБРЯ 1993 г.

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики все народно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года...

Основываясь на статьях 1, 2, 5, 121 Конституции РФ, итогах референдума 25 апреля 1993 года, постановляю:

1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ. До начала работы нового двухпалатного парламента РФ и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ...

2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ...

5. Назначить выборы в Государственную думу Федерального Собрания РФ на 11—12 декабря 1993 года...

9. Заседания Съезда народных депутатов РФ не созываются. Полномочия народных депутатов РФ прекращаются.

10. Предложить Конституционному Суду РФ не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания РФ...

17. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания.

Прошу граждан России поддержать своего Президента в это переломное для судьбы страны время.

Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса

Осенью 1991 г. и зимой 1991/92 г. Россия столкнулась с первостепенно важными задачами государственного строительства. Страна имела не сформированный полностью административный аппарат. Началась долгая и трудная перегруппировка кадров и целых структур из аппарата союзного уровня. В ряде случаев пришлось формировать новые органы власти.

У России не было границ, подтвержденных договорами с соседними государствами, не было таможенной и пограничной служб. Бывшие союзные республики, имевшие когда то административные границы с РСФСР в рамках СССР, теперь пожелали пересмотреть их в свою пользу.

7 мая 1992 г. Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о создании Вооруженных сил России. До этого момента у России официально не было армии и флота. После распада СССР не было гарантий, что Российская Федерация сохранит единство. Автономные республики РСФСР в 1990—1991 гг. провозгласили свой государственный суверенитет, принимали участие в подготовке Союзного договора.

Однако внимание российского общества и руководства России было сосредоточено не на национально государственном строительстве, а на экономике.

1 ноября 1991 г. Съезд народных депутатов предоставил Президенту РФ широкие дополнительные полномочия для проведения экономических реформ. Он получил право лично возглавить и сформировать правительство.

Основными направлениями программы реформ были:

1. Либерализация цен и торговли. Введение свободных цен с января 1992 г. Ожидаемые последствия - установление рыночной стоимости товаров, ликвидация товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, стимулирование деловой активности, ускорение товарооборота, складывание новой торговой сети.

2. Финансовая стабилизация. Ожидаемые результаты - снижение инфляции, установление устойчивого курса рубля.

3. Широкая приватизация государственной собственности. Ожидаемые итоги — превращение граждан в собственников, формирование у людей экономических стимулов для деловой активности.

Первые два направления экономической реформы получили название «шоковая терапия».

Либерализация цен началась 2 января 1992 г. Около 90% оптовых и розничных цен стали свободными. Параллельно осуществлялись меры по сокращению дефицита бюджета. Государство фактически перестало инвестировать в промышленность и сельское хозяйство. Все государственные расходы, особенно связанные с производством вооружений и поддержкой дружественных стран, были резко сокращены или вовсе прекращены. Была изменена налоговая система — введен налог на добавленную стоимость в размере 28%. В сельском хозяйстве команда реформаторов встала на путь реорганизации колхозов и совхозов в акционерные общества и товарищества, поддержки фермерских хозяйств.

Эффект этих мер был противоречив. Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами. В магазинах появились сыр, масло, колбаса, уменьшились очереди. Дефицит товаров сменился дефицитом денег. В результате «заработал» рубль — именно это реформаторы в тот момент считали главным условием выхода из экономического кризиса. Однако наполнение прилавков не было достигнуто за счет роста производства. Напротив, в 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП) упал на 14,8%, промышленное производство - на 18%. Потребительский рынок был восстановлен за счет снижения потребления и увеличения импорта. Финансовая стабилизация не состоялась — инфляция составила фантастические 2509 %. Потребительские цены за 1992 г. выросли в 26,1 раза. Оборотные средства предприятий обесценились.

Идея ваучерной приватизации имела черты социальной справедливости. Балансовую стоимость предприятий на 1 января 1992 г. (в ценах 1984 г.) разделили на количество граждан и выдали им чеки на сумму, примерно соответствовавшую «личной доле», полученной после этой арифметической операции, - 10 тыс. рублей. Однако из за инфляции в 1994 г., когда чековая приватизация заканчивалась, на эту сумму можно было купить всего два килограмма колбасы.

В 1993—1994 гг. было приватизировано 65 тыс. предприятий. В 1996 г. в государственной и муниципальной собственности оставалось 23,1% предприятий и организаций. Угрозу распада России руководство страны пыталось устранить подписанием Федеративного договора.

Причина конфликта между Президентом и парламентом состояла не только в расхождениях по социально экономической политике, но и в проблеме распределения власти. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин указом № 1400 объявил о роспуске Съезда, Верховного Совета и выборах в новый парламент, а также о всенародном голосовании по проекту новой Конституции Российской Федерации. Массовые демонстрации и попытки захвата ряда стратегических объектов в Москве привели к применению военной силы для ликвидации конфликта.

Действия Президента Б.Н. Ельцина в этой ситуации были незаконны с точки зрения действовавшей на тот момент Конституции РСФСР, но легитимны с учетом поддержки действий Президента на референдуме в апреле 1993 г.

Наши рекомендации