Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса. Досрочные выборы Президента Российской Федерации были назначены на 26 марта 2000 г

В полдень 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б. Н. Ельцин в обращении к гражданам страны сообщил о решении досрочно уйти в отставку.

Досрочные выборы Президента Российской Федерации были назначены на 26 марта 2000 г. Исполняющим обязанности Президента стал В. В. Путин. В декабре 1999 г. рейтинг доверия ему составлял 49%, в январе возрос до 57%.

На тот момент Россия перестала входить в число государств, олицетворявших высшие рубежи экономического и социального развития современного мира. По совокупному объему ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю в 5 раз. После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов. Это было в 5 раз ниже среднего показателя стран «Большой семерки» (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада).

Владимир Путин определил основную проблему России как ослабление государства и боязнь принимать решения. Он призвал провести инвентаризацию России, чтобы определить, кто чем владеет и кто за что отвечает. Были четко сформулированы четыре приоритетные задачи государства.

Первая приоритетная задача - побороть собственную бедность.

Вторая приоритетная задача - защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального.

Третья приоритетная задача - это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.

Четвертая приоритетная задача - строить внешнюю политику исходя из национальных интересов собственной страны.

Президентские выборы 26 марта 2000 г. показали высокий уровень доверия предложенному курсу. В. В. Путин победил уже в первом туре. 7 мая 2000 г. он вступил в должность Президента РФ.

Учреждались должности полпредов в 7 федеральных округах — Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном.

По существу, В. В. Путин начал этим указом глубокую реформу федеративных отношений.

Инициативы В. В. Путина сокращали власть, сосредоточенную в руках региональных лидеров, и потому встретили сопротивление и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Вскоре были подготовлены три законопроекта в поддержку идеи федеративной реформы. Один из них предлагал изменить порядок формирования Совета Федерации. С 1996 г. членами СФ по должности становились главы исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации. В. В. Путин предложил заменить их работающими в верхней палате на постоянной основе представителя ми соответствующих органов власти, избираемых законодательными собраниями регионов. Второй законопроект вводил порядок отстранения от должности руководителей регионов и роспуска законодательных собраний, принимающих акты, идущие вразрез с федеральными законами. Третий законопроект распространял этот порядок на органы местного самоуправления. Как заявил Президент, цель трех законопроектов была едина: «...чтобы и в Москве, и в самой далекой российской глубинке одинаково строго соблюдались права граждан, одинаково точно понималось и исполнялось общероссийское законодательство». Эти изменения давали право Президенту отстранять от должности губернаторов. Президент получил поддержку в Государственной Думе. Позиция депутатов отражала общественное мнение: о своем положительном отношении к деятельности Путина на рубеже 2000—2001 гг. заявляло более 60% граждан России. Вскоре эта поддержка переросла в организованное парламентское большинство.

Работа с документами

1. Прочитайте документ. Какие результаты первого срока президентских полномочий В.В. Путина вы считаете основными? Какое значение они имеют для будущего России?

ВЫСТУПЛЕНИЕ В. В. ПУТИНА ПЕРЕД ДОВЕРЕННЫМИ ЛИЦАМИ. 12 ФЕВРАЛЯ 2004 г.

Переход к демократии и рыночной экономике в начале 90-х был самым активным и решительным образом поддержан гражданами России, которые сделали окончательный и,

хочу это подчеркнуть еще раз, бесповоротный выбор в пользу свободы. Это было огромным и реальным достижением российского народа, думаю, одним из самых больших достижений нашей страны в ХХ веке. Но какую цену мы вынуждены были заплатить за это? Деструктивные процессы разложения государственности при развале Советского Союза перекинулись — и это можно и необходимо было предвидеть — на саму Российскую Федерацию. Политические спекуляции на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ привели тогда к очень тяжелым последствиям. За чертой бедности оказалась фактически треть населения страны. При этом массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье всех денежных вкладов и всех своих сбережений, не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. Страну лихорадило от забастовок горняков, учителей, других работников бюджетной сферы. Ставки налогов постоянно повышались, а фискальная политика в целом была направлена на элементарное выживание.

Большинство крупных банков, как мы знаем, обанкротилось, и после кризиса 98 го года кредитная система была практически парализована. Больше того, страна впала в унизительную зависимость от международных финансовых организаций и разного рода международных финансовых спекулянтов. Только вдумайтесь: в пересчете к ВВП внешний долг России на конец 99 го года составлял почти 90 процентов. Все эти обстоятельства вкупе с только что пережитым дефолтом не давали забыть о реальной возможности новых экономических потрясений.

Ситуация усугублялась тем, что к этому времени Россия в значительной степени утратила самостоятельные позиции на внешней арене. А те силы в мире, которые продолжали жить стереотипами «холодной войны» и, несмотря на «сладкие» речи, продолжали рассматривать Россию в качестве своего политического соперника - всячески поддерживали все, что могло как можно дольше законсервировать подобное состояние нашей страны.

Не менее драматично развивалась ситуация и во внутри политической сфере. Конституция страны и федеральные законы утратили во многих регионах качество актов высшей юридической силы. Региональные парламенты принимали законы вразрез с конституционными принципами и федеральными нормами. Федеральные акты применялись избирательно, что называется, по собственному усмотрению. И неизбежным следствием такой «конкуренции» стал произвол властей, от которого только страдали люди.

Борьба за «особые» финансово экономические режимы была постоянным предметом торга регионов с федеральным центром. Дело дошло до того, что отдельные регионы фактически оказались вне единой правовой и финансово-фискальной системы государства, перестали отчислять налоги в федеральный бюджет, требовали создания так называемых собственных золотовалютных резервов, собственных энергетических, таможенных систем, региональных денежных единиц. Результат - экономическое неравенство регионов и, как следствие, экономическое неравенство граждан. И это становилось нормой. Разрушался только еще нарождающийся единый рынок товаров и услуг. Сепаратистские процессы, вызревавшие в России в течение нескольких лет, не получали адекватного ответа со стороны власти, но были активно поддержаны международными экстремистскими организациями и в конечном итоге выродились на Северном Кавказе в наиболее опасную форму — терроризм. Речь здесь в первую очередь, конечно, о Чечне.

После подписания Хасавюртовских соглашений, в результате которых были брошены на произвол судьбы и сама Чечня, и весь чеченский народ, кому то могло показаться, что кошмар гражданской войны закончился. Не тут-то было. Чувствуя нашу слабость, понимая всю расхлябанность власти и удручающее моральное состояние общества, летом 99-го года многочисленные банды международных террористов пошли, как и следовало ожидать, дальше. Они обнаглели настолько, что совершили открытое нападение на Дагестан, совершили агрессию с целью отторжения от России и вовлечения в зону своего криминального влияния дополнительных наших территорий.

Насколько это было опасно для Кавказа, для России в целом — особенно с учетом традиционного компактного расселения народов юга России и некоторых прилегающих к югу России территорий, — объяснять, думаю, не надо: достаточно посмотреть на трагедию распада Югославии, чтобы сделать все необходимые выводы.

Прежде всего в стране восстановлен конституционный правопорядок, укреплена — а по сути, отстроена заново - вертикаль федеральной исполнительной власти. Российский парламент стал профессионально работающим законотворческим органом. Восстановлено единое правовое пространство страны. Пресечены опасные процессы деградации государственной власти, ослабления армии, разрушения правоохранительных органов, других силовых структур. Идут кардинальные по своей сути изменения в системе правосудия.

Принципиально изменилась и экономическая ситуация: рост ВВП с 99 го года составил почти 30 процентов - 29,9; в три раза упал уровень инфляции; отпала необходимость запредельно повышать уровень налоговых ставок для покрытия минимальных потребностей государства; и как результат вот уже второй год подряд наращивают темпы производства средние компании. Эффективно работающих предприятий в стране сегодня — многие тысячи. На рынке начинают побеждать те, кто работает более эффективно, а не те, кто наживается на экономически неоправданных льготах и преференциях.

Это значит, что пусть трудно, медленно, но структурные преобразования все таки начались. Они проявляются в увеличении инвестиций в основной капитал и, что очень важно, в развитии внутреннего рынка, в росте внутреннего потребления.

Одним из фундаментальных достижений последних лет считаю обретенную нами финансовую независимость и стабильность курса национальной валюты — рубля.

Проблема выплаты внешнего долга практически решена. В прошлом году, как и в предыдущие годы, мы выполнили все свои финансовые обязательства. Только в 2003 году мы выплатили 17 миллиардов долларов, а страна этого даже не почувствовала. Всего же за эти годы Россия по внешним долгам вместе с процентами выплатила 50 миллиардов долларов.

И в то же время золотовалютные резервы ЦБ достигли рекордного уровня за всю историю страны, включая и ее советский период, — более чем 84 миллиарда долларов. Мы многократно усилили инвестиционную привлекательность России, и прямым подтверждением этого стало присвоение России инвестиционного рейтинга.

Эти пока скромные, но все таки очевидные и положительные сдвиги в экономике позволили сделать первые шаги по решению социальных проблем и укреплению жизненного уровня наших граждан...

Естественный вопрос: где же и как искать новые источники роста? Прежде всего в новых подходах к развитию страны, в консолидации общества и власти, в их большем доверии друг другу и совместном поиске решений крупных общенациональных задач.

Российская экономика должна твердо занять достойное место на мировых рынках, а для этого нужно прежде все го активно развивать свой, национальный рынок.

Надо быстрее модернизировать отживающие свой век производства и создавать те, которые укрепляют конкурентоспособность страны. Надо прекратить разбазаривание национальных природных ресурсов и навести порядок в их использовании. И это необходимо делать на систематизированной правовой базе - через обновление водного и лесного законодательства, актов о недропользовании.

Нам нужны прозрачные условия доступа к природным ресурсам и справедливая плата за пользование ими. Вместо действующих сейчас псевдоконкурсов, где главным условием победы стала близость предпринимателей к органам власти, надо внедрять аукционы, а разрешительно административная система должна быть заменена полно ценными гражданско-правовыми договорами с четким определением прав и обязанностей и государства, и бизнеса.

Надо довести до конца модернизацию в железнодорожном транспорте, электроэнергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Нам, наконец, надо завершить начатую налоговую реформу. И прежде всего решить вопрос о снижении единого социального налога, упростить налоговое администрирование. Навести порядок в имущественных налогах, в вопросах налогообложения сверхдоходов экспортеров сырья при высоких мировых ценах.

После того как мы добьемся снижения совокупного налогового бремени, наша налоговая система должна наконец обрести долгожданную стабильность. И уже в кратчайшие сроки предстоит тесно увязать ее с межбюджетными отношениями, с идущими процессами перераспределения полномочий между уровнями власти.

Необходимо решить задачу полной конвертируемости рубля, тем более что доверие к национальной валюте возрастает.

Мы должны развивать финансовую систему страны, с тем чтобы и предприятия, и граждане смогли наконец пользоваться преимуществами развитого рынка финансовых услуг.

Необходимым элементом развития и укрепления финансовой системы должна стать политика стимулирования пенсионных накоплений граждан. У людей уже складывается понимание, что размер пенсии будет зависеть от их собственного трудового вклада и что каждый гражданин имеет возможность управлять своими пенсионными накоплениями. При этом государство должно не только прогарантировать эти сбережения, но и помочь их нарастить. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать механизмы финансового поощрения граждан в пенсионном страховании. Хотел бы подчеркнуть: этот вопрос крайне серьезный и будет нами тщательно, вдумчиво прорабатываться.

Как я уже говорил, наша важнейшая задача — решить жилищную проблему. В мировой практике известны не сколько способов ее решения. Один из наиболее перспективных — это ипотечные кредиты, другой — долгосрочная аренда. Мы не вправе забывать и нужды тех, кто пользуется социальным жильем: поддержание его нормального состояния — это обязанность власти.

Особо остановлюсь на ипотеке. Даже в самых развитых странах покупка жилья сразу за полную стоимость малореальна. Жилье обычно покупается в кредит с выплатами в течение 10- 20 лет. Такая возможность появилась и у нас, но цена кредита и условия его оформления таковы, что он еще остается недоступным для большинства граждан. Необходим комплексный пакет законов, который бы «запустил» рынок доступного жилья. Затягивание решений этих вопросов недопустимо. Правительство должно внести этот пакет уже на этой весенней сессии...

Мы обязаны довести до конца и программу наших политических преобразований. В связи с этим хочу подчеркнуть: наши действия в этом направлении будут так же последовательны, как и все, что мы делали для стабилизации в стране в последние годы.

Прежде всего мы реализуем реформу федеративных отношений. Доведем до конца уже в ближайшие годы те ключевые преобразования, которые идут сейчас на уровне местного самоуправления. И каждый гражданин будет не только знать, но и будет иметь возможность реально требовать тот уровень и то качество услуг, которые ему обязаны предоставить конкретные уровни власти. И разумеется, он будет непосредственно влиять на принятие решений, которые его касаются. Так и выстроен пакет законов, который принят и который принимается парламентом. Для этого уже в ближайшее время надо завершить создание правовой основы, законодательно оформить принципы межбюджетных отношений.

Мы будем последовательно укреплять нашу политическую систему и на федеральном уровне, и в регионах. Убежден: для поступательного развития государства и общества нам абсолютно необходима цивилизованная политическая конкуренция. И опорой в этой работе должны стать влиятельные крупные политические партии, партии, пользующиеся авторитетом и доверием граждан нашей страны.

Мы должны продолжить работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества в стране. Особо отмечу: оно немыслимо без подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Но такая свобода и такая ответственность должны иметь под собой необходимую правовую и экономическую базу, создать которую - обязанность государства.

Убежден: только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина. А в конечном счете только свободный человек способен обеспечить рост экономики, процветание государства. Говоря коротко, это альфа и омега экономического успеха и экономического роста.

Еще раз подчеркну: свободы и права граждан – это высшая ценность, которая и определяет смысл и содержание государственной работы.

И последнее. Мы обязательно завершим идущие сейчас преобразования в судебной системе и в правоохранительных органах. Считаю это направление принципиально важным, решающим для становления реальной демократии в стране, для обеспечения конституционных прав и гарантий граждан.

В заключение хотел бы сказать: события начала 90-х годов породили у наших людей огромные надежды и ожидания. Жажда перемен привела к фундаментальной и драматической ломке всего нашего уклада жизни. Порой казалось, что череда потрясений вообще никогда не закончится. Сегодня мы ощущаем: время неопределенности и тревожных ожиданий прошло. Наступил новый период — период работы над созданием условий для перехода к принципиально лучшему качеству жизни. Эта задача непростая — она потребует и политической воли, и честного диалога власти и общества, наших постоянных совместных усилий.

Наши рекомендации