Государственное управление. Стратегия и компоненты механизма государственного управления.
Государственное управление – это сознательное воздействие всех государственных институтов на деятельность общества, его отдельные группы, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.
Субъектомгосударственного управления выступают государственные институты – организации специальных групп людей, наделенные необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующие от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.
Объектом государственного управленияявляются общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.
Государственное управление слагается из совокупности взаимосвязанных типичных действий, образующих структуру управленческого процесса. Это: анализ конкретной ситуации; выбор целей; прогнозирование, разработка государственной стратегии и планирование деятельности по осуществлению выбранных целей, намеченной стратегии; информирование управляемого объекта; организация; координация; активизация (мотивация, стимулирование); регулирование; контроль; оценка результатов управления.
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных ценностей государственного управления:
· правовой подход;
· политический подход;
· менеджеристский (управленческий) подход.
Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» в качестве синонима понятию «государственное управления».
Государственное управление как система имеет соответствующую структуру, которую следует рассматривать как совокупность устойчивых связей в системе управления, обеспечивающих ее целостность.
В качестве основных структурных элементов системы государственного управления выделяются следующие подсистемы: институциональная; нормативно-правовая; коммуникативная; функционально-структурная; профессионально-кадровая подсистема; профессионально-культурная; научно-технологическая.
Институциональная подсистема– важнейший элемент системы государственного управления, характеризующаяся наличием организационно-структурированной системы институтов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях.
К институтам государственной власти федерального уровня относятся: институт Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ.
Институты государственной власти регионального уровня – это законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (правительства, администрации).
К судебным органам власти субъектов РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Институты местной власти – это представительные и исполнительные органы местного самоуправления.
Нормативно-правовая подсистема– это сложная система с собственными элементами, важнейшими из которых являются: совокупность правовых норм и требований, регулирующих организацию и порядок деятельности органов государственной власти и управления, а также совокупность норм и методов правового воздействия государственных органов на общественную среду.
Коммуникативная подсистемаопределяет управленческие отношения, официальные (юридически урегулированные) и неофициальные (деловые и неформальные) связи субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, их взаимодействие с общественными институтами, организациями, гражданами, т.е. такая коммуникация, без которой нормальное функционирование системы государственного управления невозможно.
Функционально-структурная подсистема– это функциональная структура системы органов государственного управления, различающихся в управленческих функциях по предмету, содержанию, способу и объему воздействия.
Функциональная структура системы государственного управления дает представление о форме государственного устройства, уровне централизации и децентрализации, развитости местного самоуправления, характере и объеме самоуправляющихся механизмов, т.е. общую картину предметно-деятельностного управляющего воздействия органов власти различного уровня.
Функционально-структурный анализ позволяет, выявить набор функций, которые государственный орган правомочен осуществлять, установить, какие структурные подразделения реализуют эти функции, насколько функциональное и структурное построение соответствуют друг другу; а на этой основе – обнаружить и исключить дублирование общественно необходимых функций в различных органах, несоответствие функциям внутреннего организационно-структурного строения госоргана, предложить методику организационных изменений.
Профессионально-кадровая подсистемаопределяет в качестве одного из наиболее важных элементов системы государственного управления наличие в институтах власти и управления квалифицированных, профессиональных кадров, способных правильно и своевременно использовать нормативно-правовые установки, достижения науки в практической функционально-управленческой деятельности.
Профессионально-культурная подсистемахарактеризует профессиональную культуру управленцев как важную составляющую системы государственного управления. Культура управленцев это субъективный фактор управления, определенное слияние интеллекта и действий. Это совокупность и характер профессиональных знаний, образцов административной этики, социально-политических ценностей и правовых норм, исторического опыта и современных гуманистических ориентаций, а также реальное поведение их носителей.
Уровень профессиональной культуры управленцев определяет их способность адекватно реагировать на происходящие изменения в экономике, социальной, культурной сферах и при этом обеспечивать устойчивость в управлении, управленческую преемственность, не уничтожать оправдавшие себя традиции в управлении, учитывать положительный и негативный опыт предыдущих и осуществляемых ныне реформ.
Сущность научно-технологической подсистемызаключается в том, что научная проработка и современная технологизация государственного управления позволят избежать стихийности и хаотичности в управлении, придать ему характер целеустремленности и динамичности, обеспечить высокий уровень управленческой эффективности.
Именно наука в форме теоретических положений, рекомендаций и выводов дает возможность субъектам государственного управления рационально и правильно учитывать объективные законы природы и общества в процессе организации и выполнения социально значимых проектов экономики и социальной сферы.
Как и любая другая, система государственного управления обладает следующими универсальными свойствами:
● состоит из элементов, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости;
● целостность, образуемая совокупностью элементов, не сводима к их сумме;
● элементы, интегрируемые в целостность, обретают системные качественные признаки, не тождественные индивидуальным;
● отношения взаимодействия и взаимозависимости элементов закономерны и подчиняются правилам, не зависящим от каждого из них;
● система как целое реагирует на влияние среды и импульсы, исходящие изнутри ее, от составляющих элементов.
Система государственного управления, в отличие от социального, частью которого она является, формируется и функционирует целерационально: на основе определенных идей и ценностей (монархических, либерально-демократических, социалистических, религиозных и др.).
В качестве системы государственное управление реализует следующие функции:
1. Институциональную – через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий.
2. Регулятивную – через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.
3. Целеполагающую – через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ.
4. Функциональную – через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.
5. Идеологическую – через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.
Механизм.
Важная категория – государственная политика. Это выработка стратегического курса общества, основных направлений развития государства и способов осуществления его целей и задач. В структуре государственной политики выделяют следующие блоки:
Формирование легитимных субъектов и институциональной иерархии |
4 интерпретативных подхода: Элитарный – государством управляют немногие профессионалы, хорошо подготовленные, компетентные. Корпоратистский – согласование в рамках государственной политики разнородных групповых, корпоративных интересов как с помощью парламентских механизмов, так и специальных структур вроде «трехсторонних комиссий», включающих в себя работодателей и профсоюзы, а правительство – арбитр. Плюралистический – органы, руководящие государством и участвующие в принятии решений выражают многообразие интересов. Партиципаторная – влияние различных общественных групп на формирование государственной стратегии, а также за децентрализацию властных полномочий в пользу локального уровня. |
Действия связаны с законодательным процессом и оперативным управлением административными органами, так что в них участвуют и законодательные, и исполнительные институты. 2 подхода: Активный - закон. Институты формулируют базовые принципы и констит. Нормы, вырабатывают стратегию общегосуд. Политики. Представительский – законодат. Институты ограничиваются фиксированием самых общих ориентиров и правил политической игры, передавая принятие важных оперативно-стратегических решений в структуры исполнительной власти. |
Применение технологий и методов оперативного управления для достижения уже намеченных стратегических целей и осуществление на практике решений. |
Отвечает за обеспечение контроля над управленческим процессом, самокоррекцию его режима и обратную связь с объектами государственного руководства. |
Разработка стратегического курса и принятие государственных решений |
Административные средства реализации управленческих решений |
Государственный контроль и арбитраж |