Понятие и стадии государственного управления. Государственное управление и самоуправление

Государственное управление - целенаправленное воздействие го­с-ва, его органов на общество в целом или отдельные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач.

Гос. управление в узком смысле - целена­правленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не всех органов гос-ва, а только органов исполнительной власти (государственного управления).

Гос. управление в широком смысле - целе­направленное воздействие на общ-во в целом или отдельные его сферы не только органов исполнительной власти, но и всех других органов гос-ва и всего механизма гос. вла­сти. Гос. органы имеют властные, ре­шающие полномочия и занимаются гос. управлением. Другие занима­ются проверкой соблюдения законов, контролем, наблюдением за исполнением. Такие органы не столько управляют, сколько участвуют в гос. управлении.

Стадии государственного управления:

1. Стадия сбора, обработки и оценки информацииявляется первоначальной стадией управленческого процесса и считается подготовительной. Гос. управления на этой стадии еще нет, а имеет место сбор, обработка и оценка ин­формации, которая необходима для принятия управленческого решения.

2. Стадия разработки и принятия управленческого решениясчитается основной стадией управленческого про­цесса, выражает самое главное в управлении. Чтобы управлять, нужно принимать решения, потому что в решениях закладываются все необходимые основы предстоящего управления.

Управленческие решения могут быть двух видов - норма­тивныеи индивидуальные. Нормативныерешения носят общий характер. Они адресуются неопределенному кругу лиц и рассчита­ны на неопределенное число типичных ситуаций. Такие решения содержат нормы права и оформляются в виде определенных НПА (законов, указов президента, постановле­ний прав.). Индивидуальныерешения носят конкретный характер, т.к. адресу­ются конкретным лицам и рассчитаны на конкретную ситуацию. Решения содержат индивидуально-конкретные правовые предписания и оформляются в виде различных индивидуаль­но-правовых актов (приказов, решений, постановлений и т. д.).

3. Стадия исполнения управленческого решенияхарактеризует государственное управление с фактической стороны. Чтобы управление достигло своей цели, решение, в котором эта цель заложена, должно быть исполнено. Только пу­тем исполнения управленческих решений можно реально осуществлять управление.

4. Стадия контроля за исполнением управленческого ре­шениязавершается процесс управления, здесь управления, уже нет. Контроль за исполнением управленческих решений возлагается либо на со­ответствующие органы государства, либо на соответствующих должностных лиц.

От гос. управления следует отличать само­управление,которое является, в сущности, единственным спосо­бом реализации социальной власти в первобытном обществе, но имеет вместе с тем достаточно широкое распространение и в госу­дарственно-организованном обществе, особенно современном. Самоуправление -самостоятельность какой-либо органи­зованной социальной общности в управлении собственными делами.При са­моуправлении народ непосредственно или через выборные органы самостоятельно решает вопросы своей жизнедеятельности без вмешательства органов государства.

В государственно-организованном обществе самоуправление может проявляться в разных формах, но наибольший ин­терес в плане соотношения гос. управления и само­управления представляет местное самоуправление.

Местное самоуправление - форма осуществления на­родом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов мест­ного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Признаки местно­го самоуправления:

форма осуществ­ления народом своей власти, не являющаяся осуществлением гос. власти и не относится к гос. управ­лению.

самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов мест­ного значения.

решение вопросов местного значения, которое осуществляется населением непосред­ственно и через органы местного самоуправления.

решение населе­нием вопросов местного значения, исходя из интересов населе­ния с учетом исторических и иных местных традиций.

Понятие и структура механизма государственной власти. Механизм государственной власти, механизм государства и государственный аппарат.

Механизм го­сударственной власти- это совокупность государственных и негосударственных организаций, в которых государственная власть находит свое организаци­онное выражение и с помощью которых государство выполня­ет свои задачи и функции. В структуре механизма можно выделить:

1. Государственные организации. Они составляют механизм государства.

2. Негосударственные организации, обладающие государственно-властными полномочиями. (Например, органы местного самоуправления в современной России).

Наши рекомендации