Негосударственные политические институты.

Политический институт– система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определенных норм. К политическим институтам относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление политической власти. Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп.

ермин 'институт' происходит от латинского слова 'institutum', что означает 'установление' или 'учреждение'.

В этом смысле почти дословную интерпретацию институтам дает М. Вебер, отмечая, что государство, как рафинированный пример института, составляет сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.).

Э. Дюркгейм считает, что институты, с одной стороны, представляют собой некие идеальные образования в виде обычаев и верований, а с другой - эти обычаи и стереотипы, в свою очередь, материализуются в практической деятельности социальных организаций различных времен и народов.

Французские политологи (М. Прело, М. Дюверже) вслед за Э. Дюркгеймом выделяют два основных компонента, входящих в содержание политического института: во-первых, идеальную модель самой системы отношений и, во-вторых, это собственно организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической практике в соответствии со стереотипами и матрицами модельной структуры

М. Дюверже дает определение политических институтов, выступающих в качестве 'модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретая, таким образом, характер стабильных, устойчивых и сплоченных'.

Если попытаться объединить различные подходы, то Политический институт - это, во-первых, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллективной воле, целях и образах жизнедеятельности; во-вторых, идеальная модель ассоциации людей, формирующейся по поводу власти и влияния, поддерживающая интеграцию человека и коллектива, управляемость общностью и опирающаяся на коллективные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления), и, в-третьих, реализация и воспроизводство моделей (систем принципов и норм, правил и целей) общения в структуре совокупной практики политической активности индивидов и групп, человеческого социума в целом.

Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения, как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность – организацию, нормы, отношения».

Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества.

Французский профессор права Морис Ориу – один из основоположников теории институционализма - рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Отличительным признаком института французский юрист считал именно направляющую идею.

М.Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (государство, профсоюзы, торговые общества, ассоциации, церковь) и вещные (правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как своеобразные идеальные модели социальных отношений. Различие между ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы в социальные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений.

Основное внимание в теории М.Ориу было уделено корпоративным институтам. Как автономные образования они обладают общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок.

К негосударственным субъектам политической системы обычно относят: партии, общественно-политические движения, другие общественные объединения, профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, органы местного самоуправления и другие организации.

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Особенности политических партий:

– они представляют собой политические организации;

– представляют собой организации общественные (негосударственные);

– являются устойчивыми и широкими политическими объединениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

– имеют свою программу и устав;

– построены на определенных организационных принципах;

– имеют, как правило, фиксированное членство;

– опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице голосующих за представителей партии на выборах;

– имеют единые идеологию и политические взгляды как основу для создания партии. Другие общественные организации создаются по признаку социальной принадлежности (профсоюзы), на основе возрастных и иных признаков (союзы молодежи, женщин);

– имеют ярко выраженный политический характер, стремятся к захвату и удержанию власти.

Функции партии:

– программная – разработка, формирование и реализация политической программы общества;

– идеологическая – формирование, развитие и внедрение в сознание своей идеологии;

– властно-конкурентная – участие в соревновании (борьбе) за государственную власть, за ее удержание;

– властно-практическая – реализация и защита через государственную политику интересов соответствующей части общества;

– властно-кадровая – подготовка и выдвижение кадров государственного аппарата.

Группа давления – общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти.

Сила групп давления (профсоюзы, объединения крестьян, молодежи, потребителей и т. д.) зависит от количества членов, их финансовых возможностей, от организованности, сплоченности, от престижа в обществе и т. д. Группы давления разными путями (забастовки, митинги, демонстрации, пикеты, петиции и т. д.) оказывают воздействие на парламент, государственную организацию, администрацию, партии с целью принятия выгодных им решений. Они могут поддержать те или иные партии в предвыборной борьбе.

К группам давления относят: движения; профессиональные союзы; ассоциации предпринимателей; союзы кооперативов, потребителей; добровольные общества и другие общественные объединения. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны и т. п.)

Общественно-политическое движение – это наиболее активная часть, выражающая интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

Отличие общественно-политического движения от политических партий состоит в следующем:

– социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);

– они, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии;

– движения не столь долговременны, как партии;

– движения не стремятся к власти, пытаются воздействовать на нее, "повернуть" данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть движение трансформируется в политическую партию);

– в движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.);

– центром политической активности в движении выступает его ядро – инициативные группы, клубы, союзы и т. п.

Субъекты политической системы общества взаимодействуют на следующие принципах:

– сотрудничества,

– помощи и содействия друг другу,

– поиска и достижения компромисса,

– координации деятельности.

Формы воздействия на государство негосударственных субъектов могут быть гласными:

– использование средств массовой информации;

– участие в массовых акциях одобрения или протеста;

– демократические процессы (выборы, референдумы, митинги), включающие в себя узаконенную деятельность партий, профсоюзов и других политических институтов.

И негласными (теневыми) - проявляются в политических интригах с помощью:

– групп давления, так называемых мозговых центров;

– близкого окружения;

– элитарных клубов;

– товарищеских групп;

– парламентских лобби;

– политических фракций

Типичными формами (способами) воздействия на государственные органы являются:

– непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата;

– участие членов общественных объединений в работе парламентских комиссий и подкомиссий, межведомственных комитетов и служб;

– поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т. д.

Формы воздействия государства на негосударственные организации. Государство, как главная властвующая сила общества:

1) предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации;

2) создает необходимые условия для их деятельности;

3) определяет правовое положение некоторых общественных орга­низаций;

4) утверждает уставы данных организаций;

5) охраняет права и интересы общественных организаций (через суд, прокуратуры и другие государственные органы).

Государство также может использовать негласные методы. Так называемые теневые структуры в целях решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности.

В ряде случаев официальные государственные учреждения осуществляют негласные функции, а высшие должностные лица государства скрывают смысл открытых политических действий, т. е. ведут политическую игру.

Необходимость теневых элементов и функций на верхнем и среднем уровнях политической системы обусловлена наличием противостоящих и противоборствующих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытые действия.


Наши рекомендации