Понятие, признаки, задачи, принципы и основания административной ответственности

Понятие, признаки, задачи, принципы и основания административной ответственности
Понятие
Под юридической ответственностью в теории права понимают «возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права1».
Административная ответственность — это реализация предусмотренных административным правом санкций, осуществляемых посредством применения уполномоченными субъектами государственного управления различных видов административных наказаний в отношении правонарушителей (физических и юридических лиц).
Административная ответственность выражается в применении уполномоченным государственным органом (должностным лицом) административного наказания (административного штрафа, административного ареста и т.д.) к лицу, совершившему административное правонарушение.
Признаки
Наступает вследствие совершения административного правонарушения, т.е. противоправного деяния, состав которого сформулирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в принятых на его основе актах субъектов Федерации. Административное правонарушение — это не только посягательство на порядок государственного управления и подобные нарушения, допускаемые в сфере организации управленческого процесса, но и нарушения любых норм административного законодательства, предусматривающее привлечение к административной ответственности. Таким образом, в качестве административно-правовых могут выступать нарушения норм в области торговой деятельности, строительства, общественного порядка, нравственности.
Состав лиц, привлекаемых к административной ответственности, существенно отличает ее от уголовной ответственности. Согласно нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях к административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо, в то время как уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности только физических лиц. Одновременно чрезвычайно широк и круг лиц, которые вправе налагать административные взыскания. Если к уголовной или гражданской ответственности физическое лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначить не только суд, но и многие органы исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждения.
Меры административной ответственности по своему составу также значительно отличаются от мер уголовной ответственности. До введения в действие нового Кодекса РФ об административных правонарушениях под наказанием понималась исключительно мера уголовной ответственности. Административная ответственность заключалась в применении административных взысканий. Теперь мерами административной ответственности признаны административные наказания, среди которых: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.
Административную ответственность отличает порядок ее установления. Уголовное законодательство в качестве одного из основополагающих принципов опирается на положение о невозможности установления уголовного наказания иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. В соответствии со ст. 1 Уголовного кодекса РФ все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс РФ.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Процедура привлечения к административной ответственности значительно проще, нежели аналогичные процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности. Необходимость оперативного реагирования на нарушение норм административного законодательства обусловила разработку относительно простой, экономичной и непродолжительной процедуры привлечения к административной ответственности. В административном праве возможно привлечение к ответственности на месте совершения правонарушения с минимальным оформлением происшедшего (например, в случае с оплатой штрафа за безбилетный проезд в городском общественном транспорте).
Задачи
Основные положения
Задачи института административной ответственности в общем виде сформулированы в Кодексе РФ об административных правонарушениях в виде задач законодательства об административных правонарушениях. Преобладают задачи охранительного характера, направленные на обеспечение существующего порядка общественной жизнедеятельности силами защитного механизма.
Должны осуществляться и другие функции, связанные с выполнением задачи предупреждения административных правонарушений. В основном это воспитательное воздействие на правонарушителей (особенно несовершеннолетних), заключающееся в демонстрации неизбежности наказания за негативное поведение.
Виды
  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды;
  • охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
  • охрана общественного порядка и общественной безопасности;
  • охрана собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
  • предупреждение административных правонарушений.
Принципы
Понятие
Принципы — это основополагающие положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности.
Виды
Первый принцип по своей сути представляет собой продолжение общеправового принципа формального юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Второй принцип — презумпция невиновности — традиционен для «карательных» видов юридической ответственности (в том числе для уголовного права). Этот принцип лежит в основе справедливости судопроизводства и других процедур привлечения к ответственности. Его общая формулировка также содержится в Конституции РФ. Итак, лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Принцип законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением предусматривает, что:
лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто
  • административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;
  • применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Основание административной ответственности
Административное правонарушение не представляет такой серьезной опасности, как преступление, и за его совершение следует применение мер административного наказания. Однако административные правонарушения совершаются гораздо чаще, и в этом заключается их опасность.
Различные подходы к пониманию основания административной ответственности
  • нормативный подход (система норм, регулирующих ответственность); фактический подход (деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые предписания, охраняемые правовыми санкциями);
  • процессуальный подход (акт компетентного субъекта о наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение)2
  • закон как правовое основание;
  • правонарушение как фактическое основание административной ответственности3.




Наши рекомендации