Методические рекомендации по подготовке к семинару. Изучая учебный материал по первому вопросу семинара, необходимо вспомнить из школьного курса истории
Изучая учебный материал по первому вопросу семинара, необходимо вспомнить из школьного курса истории, что первым периодом истории человеческого общества была эпоха первобытнообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, камень и т.п.), а производительность труда – низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего существования люди должны были объединять как средства производства, так и свой труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими – распределялось поровну среди всех членов этой ячейки первобытного общества.
С точки зрения социального устройства первобытное общество характеризуется следующими признаками:
-по разным источникам, примерно 200 тысяч лет тому назад и более, стаи первобытных человекообразных особей, заселявших ту или иную местность, представляли собой локальные (замкнутые) группы, так называемые первобытные праобщины или первобытные роды, численность которых, как правило, составляли 30-50 взрослых особей в каждом;
-основным связующим элементом, объединяющим людей, было кровное родство, которое определялось по материнской линии, отсюда и название строя – матриархат, затем, с возрастанием роли мужчины – патриархат. Семья в современном понимании этого слова в этот период не существовала, дети принадлежат всему роду. То есть половые отношения в таких стаях носили полигамный (множественный) характер.
С точки зрения производства и распределения материальных благ первобытное общество характеризуется следующими признаками:
-«первобытная экономика» носилось присваивающий характер, то есть за счет собирательства (бортничество), охоты и рыболовства;
-частной собственности в современном понимании этого слова не существовало. Предметы труда, быта, оружие принадлежало общинникам на правах владения и пользования, однако они не могли распоряжаться ими в эгоистических целях. Распределение материальных благ носило уравнительный характер (отсюда и название данного периода – «первобытный коммунизм»).
С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется следующими признаками:
-полнота социальной власти принадлежала роду в целом. Жизненно важные для рода решения принимались на общем собрании (сборе) путем голосования;
-оперативное руководство общественной деятельностью осуществлял выборный глава рода, власть которого опирались исключительно на личный авторитет («лучшего среди равных») и не имела каких-либо привилегий, например, «лучшего куска мяса» при разделе добычи и т.п. Следовательно, в первобытном обществе отсутствовала «борьба за власть», в современном понимании этого явления;
-социальное управление осуществлялось при помощи неписанных правил поведения (протонорм), передаваемых из поколения в поколение при помощи устных мифов. Основной формой выражения протонорм были запреты – табу, особенностью которых являлось отсутствие какого бы то ни было логического обоснования («нельзя, потому что нельзя»). Основным принципом социального регулирования в те времена являлся «принцип талиона» – «равным за равное (око за око, зуб за зуб)». В основу этих протонорм были положены не различаемые моральные, религиозные и другие традиционные установки. В исторической науке (А.И. Першиц) они получили название мононорм и перекочевали в отечественную Теорию государства и права.
Постепенно человеческая организация праобщины (первобытного рода) усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой стороны, обусловливало возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий.
Современная теория государства и права выделяет следующие виды социальной организации общества сформировавшихся в догосударственную эпоху:
1. По современным научным представлениям планета Земля образовалась около 4,7 млрд. лет назад из рассеянного в протосолнечной системе газово-пылевого вещества. Около 3,5-3 млрд. лет назад, в результате закономерной эволюции материи, на Земле возникла жизнь и началось развитие биосферы. Около 2 млн. лет назад, в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса, возник человек (человекообразное существо – homo habilis – человек умелый). Около 40 тыс. лет назад, а по некоторым иным данным еще раньше, появился человек современного вида – homo sapiens – человек разумный. Критерией отделения человека разумного от человека умелого считают развитие человеческого мышления и появления чувства стыда при отправлении естественных надобностей, совершении полового акта и т.п. (Существуют и иные теории происхождения человека).
2. Около 200 тыс. лет назад первобытные человекообразные существа (первобытные люди) стали образовывать и постоянно поддерживать групповой способ существования – так называемые первобытные «роды». Первобытный род (первобытное стадо, стая) – это исторически сложившаяся общность человеко-образных существ, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство.
3. Примерно 12-10 тысяч лет назад сформировались родовые общины – это объединение нескольких первобытных родов. В основе этой общины лежат родственные отношения семейно-клановых групп. Каждый род, входящий в общину, имел определенное имя, пользоваться которым мог только он один, так что имя каждого отдельного человека общины точно указывало, к какому роду он принадлежит. Формами регулирования споров между отдельными родами общины и людьми являлись состязание спорящих, суд родственников, совет старейшин. Человек в первобытном состоянии не представлял своего существования вне рода и общины, в этот период отсутствовало само понимание индивидуальной значимости (ценности) человека как самостоятельного субъекта общественных отношений. Единство человеческой организации в этот период предопределялось одной единой целью – выживание в борьбе с природой. Этой глобальной цели были посвящены практически все усилия членов всех этих сообществ;
Каждая община соблюдала свои религиозные церемонии и празднества;
Каждая община имела свое место погребения;
Имущество умерших переходило к остальным членам родовой общины, то есть оно оставалось внутри общины;
Община могла «усыновлять» посторонних и таким путем принимать их в члены одного из своих родов;
Община избирала своего старейшину для мирного времени (сахема) и военного предводителя (вождя), и по своему усмотрению смещала их, в решении этих вопросов принимали участие все мужчины и женщины на равных правах.
Объединение нескольких первобытных родов в одну родовую общину, как новой формы человеческого общежития, ученые связывают с глобальными изменениями климата на Земном шаре, которые произошли примерно в это время. (Одна из теорий объясняет это падением большого метеорита на Землю, в результате чего произошел сдвиг материков, изменение наклона магнитных полюсов и т.д. и т.п.). Человек вынужден был приспосабливаться к новым более жестким условиям существования и должен был перейти к новым формам общественных отношений – к производящей экономики. Этот период назван - неолитическая революция, т.к. именно в этот период были образованы новые формы земледелия и скотоводства, которые пришли на смену присваивающим формам экономики - охоте, собирательству и архаичным формам земледелия. Занятие земледелием привело к оседлости. Новым формам хозяйствования соответствовали и новые формы организации социальных групп.
4. Примерно 10-9 тысяч лет назад на смену родовой общине приходит земледельческая община. В отличие от родовой общины земледельческая община, признаком которой был менее подвижный образ жизни и основным средством пропитания становятся плоды примитивного земледелия. Такая земледельческая община могла включать в себя не одну семейно-клановую группу, а несколько. Наряду с земледельческой общиной появляется и соседская община, которая возникает на основе земледельческих общин. Причиной такого процесса стала возможность ведения хозяйства отдельными семьями – протокрестьянскими общинами. То есть большая семья распадалась на несколько малых семей. В результате этого возникла и новая организация межродовых связей и формирование иных надобщинных структур. Так образовались отдельные племена.
5. Племя (в Греции – фратрии, в России – племена и т.д.) – это более сложное, в отличие от родовой, земледельческой и соседской общины, объединение людей первобытного общества, основанное на единой территории проживания, общности языка, единой языческой религии и культуры и иных социальных норм, и имеющее единые органы управления: общий сход всего взрослого населения, совет старейшин родов племени (совет племени) и одного вождя.
Наиболее известными, исходя из различных письменных источников, древнерусскими племенами были вятичи, древляне, дреговичи, кривичи, радимичи и др.
Вятичи – это проживавшие по верхнему и среднему течению реки Ока на территории нынешних Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской, Московской и Владимирской областей. Они сюда пришли, по свидетельству летописи, с запада и получили своё название от имени их вождя Вятко. По описанию летописей, вятичи были одним из наиболее грубых славянских племён. Они знали только одну звериную и рыбную ловли, жили «яко звери» в простых шалашах. Около половины IX века они подпали под власть хазар. Когда в 964 году Святослав Игоревич обратился к ним с требованием дани, они ответили, что платят её хазарам. На следующий год, когда Святослав одержал победу над хазарами, началась для них зависимость от киевских князей. Между 1146 и 1157 годами земли вятичей сделались театром междоусобных войн русских князей. Позже, при наществии татаро-монголов, земля вятичей была разорена, из их городов только Козельск прославился своим сопротивлением. В XIII веке само слово «вятичи» исчезает в текстах летописей. В конце XIV века некоторые земли вятичей были присоединены к Литве, а с усилением Московского княжества, многие северные части земель вятичей вошли в его состав.
Древляне – одно из племён русских славян, проживавшее в VI–X веках на территории между реками Припять, Случь и Тетерев. Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах. Из археологических раскопок захоронений древлян можно заключить, что они обладали определённой культурой, прочно установившийся обряд погребения свидетельствует о существовании у них определённых религиозных (языческих) представлений о загробной жизни. Отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере этого племени, найденные серпы, черепки сосудов, железных изделий, остатки кожи и тканей указывает на существование у них хлебопашества, гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного промыслов. Множество костей домашних животных указывает на скотоводство и коневодство. Множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика иноземного происхождения указывают на существование торговли, а отсутствие в захоронениях монет даёт повод сделать вывод, что торговля была меновая. С конца IX века данники Киевской Руси – Олег подчинил их Киеву и наложил на них дань. После смерти Олега они сделали попытку освободиться, но Игорь победил их и наложил ещё большую дань, и когда не довольствуясь и этой данью, он вновь пошёл в древлянскую землю за новыми поборами, они возмутились и убили его. Вдове Игоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение древлян.
Дреговичи – одно из племён русских славян, жившее меду реками Припять и Двина (граничили с древлянами). По именем другувитов (drougoubitai) они известны как племя, подчинённое очень рано, Киевской Руси. Находясь в стороне от великого варяжского пути, племя дреговичей видимо не играла видной роли в истории древней Руси. Позже на территории земель дреговичей образовалось княжество Туровское.
Кривичи – многочисленное славянское племя, занимавшее верховья Волги, Днепра, Западной Двины, южную часть Озёрной области и часть бассейна Немана. К кривичам причисляют и ильменских славян. Кривичи были, вероятно, первым славянским племенем, двинувшимися из Прикарпатья на северо-восток. Ограниченные в своём распространении на северо-запад и запад устойчивыми литовскими и финскими племенами, кривичи распространились к северо-востоку и поглотили живших там финнов. На основании археологических данных можно думать, что кривичи вели торговлю с восточными племенами и ко времени образования древнерусского государства у них уже существовали укреплённые пункты (города): Изборск, Полоцк и Смоленск.
Радимичи – одно из славяно-русских племён, жившее в бассейне реки Сожи, притока Днепра, и вошедшее около 885 года в состав Чернигово-Северского княжества. По древним летописям мы не находим у них ни городов, то есть укреплённых пунктов, ни собственных князей и т.п. В последствии они послужили ядром для образования белорусской народности.
6. Последним этапом перед образованием государства стало объединение племён в единый союз племён, т.е в более крупные образования. Целью объединения племён в союзы племён была необходимость совместной защиты (обороны) территории мест проживания, земледелия, скотоводства, охоты и т.п. от нападений иных более воинствующих и недружелюбных родов, общин, племён и т.п.
В таких племенных союзах сочетаются как и элементы кровного родства и кровной близости, так и признаки социально-политического характера – единая территория проживания, единое верование и т.п. Управление в таких союзах племён включало в себя: 1) органы самоуправления в отдельных племенах, 2) орган в лице совета старейшин племени, 3) военного специалиста и 4) общее собрание взрослых членов всех племени. 5) Общее собрание союза племен, как правило, было редким, но любой член племени имел право высказаться на совете племени, совете старейшин и т.п.
7. Союзы племён образуют города-поселения с многоуровневыми функциями: ремесло, торговля, религия, оборона и др, при этом выделяют два направления развития таких городов-поселений: 1)племенной центр и 2)торгово-промышленное поселение. Если город-поселение - племенной центр, то он выполняет, как правило, политико-административные и религиозные функции, если город-торгово-промышленное поселение – то это многоэтническое поселение и выполняет, в первую очередь, функции производства отдельных предметов и видов товарообмена (торговли). В последствии эти города приобретают единые для всех городов-поселений функции, в том числе и функции государственного управления.
Центрами управления в таких городах-поселениях являются: 1)дворец - центр административного управления и 2)храм - религиозный центр, который выполняет функции как собственно религиозные, так и организационно-хозяйственные, распределительные и др. функции. На этом этапе общественного развития уже начинается выделение управленческой деятельности в самостоятельную (профессиональную) деятельность. Задачей этой группы людей-управленцев являлось постоянное управление общественными делами и обороной территории, и постепенно эта группа людей разделилась на две подгруппы лиц: 1) племенное и общинное управление и 2) военная прослойка, которая ничем, кроме военных дел, не занималась, и которая постепенно становилась всё более самодостаточной и присваивала себе всё больше и больше власти, чем первоначально, и из неё впоследствии стал формироваться государственный аппарат.
Первоначальные такие города-поселения образовывались в наиболее привлекательных по природным условиям регионах, поэтому в некоторых регионах возникало сразу несколько таких протогосударств, между которыми, конечно же, происходили военные столкновения из-за лучших земель и т.п.
Таким образом, протогосударства уже имели: 1) относительно определённую территорию, 2) определённое количество населения на этой территории и 3) формирующуюся организацию власти. Однако назвать их государствами ещё нельзя, т.к. власть (управленцы) ещё окончательно не отделена от всего народа и суверенность этой власти ещё не полностью распространяется на всю территорию и на все население этого города-поселения.
Изучая материал по второму вопросу семинара (причины и формы образования государств) необходимо запомнить, что первые государства возникли около 5-4 тысяч лет до нашей эры на территории таких ныне существующих государств, как Египет, Ирак, Израиль, Ливан и ряда иных территорий, где были наиболее благоприятные по тем временам природные условия для существования самих людей, то есть приблизительно между 20-40 градусами северной широты (более точные даты не установлены).
К ним относятся: Микенское государство, существовавшее на острове Крит и на юге Греции, Вавилония – на территории современного Ирака, государство, которое достигло своего наивысшего расцвета в период управления знаменитого царя Хаммурапи (18 век до н.э.), Хараппское государство на территории Индии, государство Шань-Инь на территории Китая и др.
Выделяют два так называемых пути возникновения государств: восточный и западный. Для государств «восточного» (или азиатского) пути возникновения типичной чертой была такая форма монархической государственной власти и государственно-политического режима - «восточный деспотизм», характеризовавшийся: 1)неограниченностью полномочий главы государства; 2)отсутствием, в современном понимании этого слова, частной собственности, собственником выступало само государство в лице его монарха (царя, фараона и т.п.); 3)объединением светской и религиозной власти в одном лице (монархе, царе, фараоне и т.п.); 4)наличием многочисленного бюрократического аппарата, реализующего волю деспота; 5)подавлением личности и бесправием большинства населения государства.
Для государств«западного»пути возникновения, как писал русский религиозный философ И.А.Ильин (1882-1954) в своей работе «Возникновение государства. Его цель и задачи», характерно то, что исторически государства складываются раньше именно там: 1)где есть климатические и географические условия, которые благоприятствуют земледельческому хозяйству; 2)где есть торговые отношения, которые создают «постоянный прилив населения к центру и отлив от него в колонии»; 3)где есть энергичный и предприимчивый, трудолюбивый и воинственный народ; 4)где есть народное правосознание, властвование по праву, через право и ради права.
Необходимо также иметь в виду и то, что именно западное общество стало «локомотивом истории», что именно европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и азиатские государства, и что всё это в решающей степени определило и весь ход человеческого прогресса.
Ф.Энгельс (1820-1895) в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) (См. Маркс К.,Энгельс Ф.Соч.Т.21.С.23-178) выделил три основные формы возникновения государств: афинскую, римскую и древнегерманскую. В Афинах возникновение государства шло классическим путем, то есть из внутренних противоречий, этому свидетельствуют известные нам реформы Тезея (Тесея), Солона и Клисфена. Формированию Римского государства способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую родовую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом. У древних германцев возникновение государства ускорилось завоеванием ими огромных территорий у Римской империи, для управления которыми органы власти родового общества уже нельзя было приспособить. В этих условиях объективно возникала необходимость иной организации публичной власти и управления на захваченных территориях.
В.И. Ульянов-Ленин, говоря о причинах происхождения государства, писал «Государство... возникало только там и тогда, где и когда появилось разделение общества на классы – значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого» (Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.39. –С.69.).
Проф. В.С.Афанасьев основными причинами происхождения государств называет (См. Афанасьев, В.С. Происхождение государства и права // Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. –М., 2003.-С.74-75.): 1)необходимость совершенствования управления обществом, которое появляется в связи с разделением труда и ростом численности населения; 2)необходимость организации крупных общественных работ и объединения в этих целях больших масс людей; 3)необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых; 4)необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен; 5)необходимость ведения войн как оборонительных, так и захватнических.
Есть и иные теории, объясняющие причины образования государств.
Таким образом, влияние различных факторов на формирование государства у различных народов проявилось по-разному. Обобщенно к таким факторам (предпосылкам, условиям, причинам) образования государств относят: 1) Три крупных общественных разделения труда; 2) Возникновение частной собственности; 3) Изменение социальной структуры общества; 4) Выделение из общества аппарата публичной власти; 5) Объединение членов общества по территориальному принципу и др.
Наука может открыть и новые факты, сыгравшие решающую роль в возникновении того или иного государства, но в любом случае они будут укладываться в рассмотренную закономерность.
Готовясь к третьему вопросу семинара, целесообразно для лучшего запоминания теории происхождения государств (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, и др.) законспектировать (выписать) в виде таблицы:
Название Автор (авторы) Сущность «Слабые места»
теории и время выдвижения теории теории
Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г.В.Гегель (1770-1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, и, следовательно, и государства, и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). По его мысли, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не подчиняется чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей.
Существуют и иные теории и гипотезы образования (происхождения) государства.Такое множество теорий по вопросу происхождения государства объясняется: 1)неясностью возникновения человеческого сообщества в целом; 2)разнообразием конкретно-исторических условий образования государств; 3)отдаленностью и длительностью этих процессов;
-влиянием различных факторов; 4)отсутствием ясных и достаточных документальных данных; 5)наличием существования двух принципиально отличных позиций: а)позитивистской (про)марксистской – классы, антагонистическая классовая борьба, частная собственность, способ производства, формации и т.п. и б)цивилизационной – учёт не только и не столько экономики, но и иных нематериальных факторов, не только борьбы, но и сотрудничества, социального партнерства и т.п.
Кроме того,в современной науке все теории происхождения государства принято классифицировать на две большие группы:органические (объясняющие возникновение государства внутренними причинами – патриархальная, договорная, материалистическая и др.)и неорганические (объясняющие процесс происхождения государства внешними факторами - завоеванием, волей Бога и др.).
Таким образом, к началу ХХI века мировая наука не имеет общепризнанной теории возникновения государства, однако определенные шаги в поиске «общего знаменателя» все же были сделаны, хотя создать универсальную теорию происхождения государства, способную объяснить причины и процесс возникновения любого государства, невозможно. История учит, что подобные попытки всегда являются бесперспективными, так как различные государства возникали в силу самых разных причин, и унифицировать их в рамки одной универсальной теории не представляется возможным. Но это не означает, что нельзя выделить наиболее общие закономерности их возникновения.