Возникновение и сущность понятия идеология
Термин «идеология» происходит от греческих слов «idea» – идея, образ и «logos» – слово, учение. Его ввел в научный оборот французский философ Дестют де Траси (1754-1836) в труде «Элементы идеологии». Эпоха Просвещения провозгласила рождение идеологий и показала их колоссальный мобилизационный и преобразовательный потенциал.
В качестве общественного явления идеология развивалась вместе с эволюцией общества, претерпевая различные модификации.
Идеология представляет собой нормативно-символическую систему, дающую возможность индивидам и социальным слоям определиться в окружающем социально-политическом и социокультурном пространстве, выработать для себя определенную позицию и стремиться к изменению социальной действительности в соответствии с собственным проектом.
Одна из отличительных особенностей идеологии заключается в том, что в процессе своего формирования она вживает в себя существенные компоненты общественного сознания, социальных настроений и преобразует их в интегральное духовное образование. Свойственные ей духовные конструкции функционируют не только в виде определенных идей, воззрений, мифов, но и как различного рода верования, обычаи, стереотипы, ритуалы, а нередко и просто предрассудки, настроения, мнения».
Вторая особенность идеологии состоит в том что она является своеобразной формой общественного сознания, которая существует в системе других духовных явлений наряду и во взаимодействии с философией, нравственностью, искусством, наукой, религией, правом, политикой.
Третья особенность идеологии в том, что она неразрывно связана с интересами определенных социальных классов, слоев и других социальных общностей, активно пропагандирует и отстаивает эти интересы».
Четвертая особенность идеологии в том, чтоона как способ осознания и оценивания действительности выражает потребности развития тех или иных социальных групп либо общества в целом; несет в себе цели такого развития, воплощенные в категориях смысла жизни, справедливости, гуманности и т.п. Но специфика здесь состоит в том, что призывы и требования идеологии выступают не в целевых теоретических конструкциях, а форме долженствования (императивности). Вследствие этого сами желаемые и заявленные цели формируются, например, как лозунги.
Пятая особенность идеологии состоит в том, что она всегда представляет собой более или менее отчетливо сформулированное выражение чувств, настроений, побуждений социальных общностей (национальных, классовых, религиозных и др) на языке объяснения настоящего и программ желаемого будущего, одухотворенной привлекательной мечтой, такой, например, как «Все для человека, для блага человека» или «За сильную процветающую Беларусь».
Шестая особенность заключается в том, что идеология не придумывается в тишине кабинетов учеными, политиками и экспертами, не заимствуется из чужого опыта, а вызревает из опыта народа, обозначаемого такими понятиями как «нравы», «обычаи», «традиции», «исторические судьбы». Бессмысленно и непрдуктивно копировать чужие идеалы и ценности.
Седьмая особенность идеологии в том, что как система идей, ценностей, чувств и верований выполняет организующую и консолидирующую роль по отношению к той общности, внутри которой она зародилась и сформировалась, интересы которой она выражает и отстаивает.
Идеология обладает еще одной – восьмой по счету, но не по значению – особенностью: она неразрывно связана с общественной психологией, представляющей собой многогранную и многокачественную совокупность привычек, чувств, настроений, стремлений, побуждений, верований, сомнений, влечений, эмоций, психологических механизмов заражения и подражания, а также установок, выражающих готовность индивидов и их групп к определенной активности, к созидательной или разрушительной деятельности.
Девятая особенность идеологии заключается в ее политической ориентированности, способности выражать коренные интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики – наций, классов, политических партий, общественных движений.
Десятая особенность идеологии в том, что она выступает в качестве специфического способа социализации, т.е. включения в общественно-политическую и социокультурную деятельность подрастающего поколения.
Одиннадцатая особенность идеологии состоит в том, что она призвана обслуживать включение народа или страны в общемировой контекст цивилизационного, социально-политического и социокультурного развития.
Политическая идеология