Нацистская диктатура – сущность и идеология.

Захват власти Гитлером можно условно подразделить на две формы. Первая заключалась в различных мерах по изменению всего политического устройства, по устранению всех политических противников и в целом «неудобных лиц», а также интенсивная кампания по завоеванию масс. Роспуск рейхстага 1 февраля 1933 и проведённые вслед за ним новые выборы, на которых национал-социалисты получили 2/3 мест, чрезвычайные постановления, новые законы, позволившие, например, ограничить свободу печати и провести «чистки» или «ариизацию» в госучреждениях, Закон о вероломных нападках на правительство и, наконец, Закон о передаче чрезвычайных полномочий правительству – всё это заложило основу для «непрекращающегося чрезвычайного положения» (Гильдебранд). Именно оно определяло развитие Германии на протяжении последующих нескольких лет. К этому ряду законов относятся также Нюрнбергские законы сентября 1935, дискриминировавшие «расово чуждые элементы», в основном евреев. Этот свод законов заложил основу для дальнейшей расовой политики. Понятие «чистки» играло ключевую роль и во внутрипартийной акции по устранению потенциальных врагов. Это событие вошло в историю как путч Рёма («ночь длинных ножей»), когда путём неприкрытого террора Гитлер избавился от командиров штурмовых отрядов во главе с Эрнстом Рёмом. Это явное нарушение законного порядка не вызвало массового протеста общественности. Никто не возмутился, а известные теоретики государственного права (в частности, Карл Шмит) даже сформулировали аргументы, оправдывающие подобный произвол.

Вторую форму «захвата власти» можно обозначить как «подчинение всех сфер жизни новому режиму» и «реализация фюрерской модели». Это означает, что существовавшие прежде учреждения и объединения утратили свою независимость и превратились во внутреннюю структуру национал-социалистического режима. Демократических правил больше не существовало. Вместо этого доминировала дисциплина и включённость в нацистские организации. Лишь католическая церковь смогла сохранить некоторую свободу. Всё немецкое общество отныне было опутано разветвлённой сетью национал-социалистических организаций, и всё это сопровождалось громогласной пропагандой «народного единства». Особенно ярким успехом пропаганды можно считать результаты плебисцита в Сааре в январе 1935, когда 91% его жителей высказался за присоединение к Германской империи. На Берлинской олимпиаде 1936 Германия выглядела в глазах мировой общественности как вполне миролюбивое государство, в котором авторитарный режим и однопартийная система встречали безусловную поддержку населения.

С 1936 г Гитлер начал готовиться к войне. Её целью должно было стать «завоевание нового жизненного пространства на Востоке» и создание «Великой Германской империи». «Четырёхлетний план», за реализацией которого следил Герман Геринг, предписывал вермахту и военной промышленности сделать Германию «военноспособной». Поскольку для выполнения этого плана была крайне необходима поддержка со стороны командования вермахта и промышленных магнатов, здесь, вместо обычной тактики давления, национал-социалисты пошли на уступки. Гитлер высказал доверие вермахту и предоставил ему бо́льшую свободу действий. После смерти Гинденбурга в 1934 г и вступления Гитлера в должность рейхспрезидента солдаты присягали ему лично, однако возможность самому стать верховным главнокомандующим вермахта Гитлеру предоставилась только в 1938, после инсценированной Герингом и Гиммлером аферы вокруг верховного главнокомандующего вермахта Бломберга. Тогда вся военная сила Германии оказалась в руках национал-социалистов, причём особого успеха Гитлер достиг в привлечении на свою сторону молодых офицеров.

Крупная промышленность на протяжении довольно долгого времени тоже не испытывала на себе радикального вмешательства со стороны государства, хотя и на неё время от времени оказывалось давление. Германский трудовой фронт даже улучшил положение предпринимателей за счёт того, что работники («дружина предприятия») должны были присягать на верность директору. Экономика по-прежнему строилась на частнокапиталистических принципах. Система предпринимательских объединений также сохранилась.

За три года – с 1936 и до начала войны – внешнеполитическое развитие Германии приобрело характер всё быстрее вращающейся спирали со всё более очевидной направленностью. Внутренние противоречия Третьего рейха проявились в поликратической должностной структуре, а в повседневной политической жизни привели к соперничеству, борьбе за сферы влияния, а также к внутренней неразберихе в сильно сегментированных ведомствах. Следует отметить, что необходимость учитывать эти противоречия составляет главную проблему исторической интерпретации эпохи с позиций сегодняшнего дня.



Наши рекомендации