Классификация функций государства.
1. По причинам возникновения:
а) Функции, вытекающие из классовых противоречий, то есть обусловленные классовой сущностью государства (например, функция подавления сопротивления неправящего класса).
б) Функции, вытекающие из потребностей общества в целом, обусловлены общесоциальной сущностью государства (например, функция обороны страны).
2. По сфере государственной деятельности:
а) Внутренние функции – функции, выполняемые во внутренней государственной сфере, направленные на решение внутренних задач государства.
l Охрана существующих форм собственности.
l Охрана правопорядка, общественного порядка. На первый план здесь выходит предупреждение, пресечение, раскрытие правонарушений, борьба с правонарушителями, с преступностью.
l Охрана природы и окружающей среды. Функция стала основной в последнее время в связи с производственной и другой подобной деятельностью человека.
l Экономическая функция:
- управление государственной собственностью, государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
- поддержание экономического обеспечения, организация финансовых отношений в стране. Государство выпускает и контролирует оборот собственных денежных знаков. Государство контролирует оборот валюты на своей территории. Государство имеет свою систему банков и контролирует частную банковскую деятельность;
- формирование и распределение государственного бюджета, организация налогообложения, сбор и контроль за сбором обязательных платежей (налогов);
- вмешательство в рыночную экономику с целью защиты прав и свобод субъектов, недопущение нарушений;
- антимонопольная деятельность, организация лицензирования, контроль за экспортом и импортом товаров;
- экономическая поддержка деятельности определенных субъектов, введение заградительных пошлин, стимулирование развития отдельных отраслей.
l Социальная функция. Направлена на поддержание социальной стабильности в обществе. Проявляется в организации и регулировании деятельности учреждений здравоохранения, образования и культуры; в обеспечении определенного жизненного уровня социально незащищенных слоев населения (студентов, пенсионеров, инвалидов, безработных); в выработке и реализации программ по улучшению жизни людей, повышению ее уровня и т. д.; в защите прав граждан в различных сферах.
l Развитие научно-технического прогресса. Данная функция связана с необходимостью обеспечить должный уровень развития своего общества, не допустить отсталость от других стран.
б) Внешние функции:
l защита страны от нападений из вне;
l ведение войны;
l взаимовыгодная международная торговля и сотрудничество в политических, экономических, научно-технических, идеологических и иных сферах (речь идет об участии в глобализационных процессах);
l обеспечение международной безопасности, поддержание мирового правопорядка (деятельность по недопущению войны и агрессии, по предотвращению военных конфликтов, борьба с терроризмом).
3. Механизм государства.
Механизм государства — система органов и учреждений, осуществляющих государственную власть и выполняющих функции государства (механизм государства = аппарат государства).
Признаки механизма государства:
1. Система органов и учреждений, обладающих целостной и иерархичной структурой.
2. Механизм государства состоит из чиновников – государственных служащих, профессионалов, специально занимающихся государственным управлением.
3. Деятельность государственного аппарата обеспечивается необходимой материальной и технической базой, финансовыми средствами, а также специальными учреждениями принудительно-силового назначения (армией, тюрьмами).
4. Механизм государства практически осуществляет государственные функции.
4. Государственные органы. Система органов государства.
Государственный орган – самостоятельный структурный элемент механизма государства, состоящий из государственных служащих, призванный осуществлять государственные функции в рамках определенных полномочий (компетенции).
Признаки:
1. Это элемент механизма государства, тесно взаимосвязанный и взаимодействующий с другими государственными органами.
2. Состоит из государственных служащих. Они состоят в особых отношениях между собой и органами государства.
3. Имеет четкую внутреннюю структуру.
4. Обладает компетенцией – совокупностью прав и обязанностей, властных полномочий, определенных в нормативных актах. Обусловлена компетенция конкретными целями, стоящими перед государственными органами. Компетенция выражается в возможности издавать обязательные к исполнению акты, в возможности обеспечивать выполнение изданных актов путем применения различных методов, в том числе методов государственного принуждения.
5. Органы государства наделяются определенной необходимой материальной базой, финансовыми средствами, финансируются из бюджета государства.
6. Органы государства выполняют конкретные цели, участвуют в осуществлении функций государства.
7. Органы государства находятся между собой в отношениях координации и субординации.
(Субординация – вертикальная структура управления, т.е. отношения власти и подчинения; координация – горизонтальная структура управления, отношения согласования и контроля).
Классификация органов государства:
1. По способу возникновения выделяются: первичные (не создаются другими органами). Возникают в порядке наследования (монарх) или избираются народом (парламент). Производные создаются другими органами (назначение генеральным прокурором областного прокурора).
2. По объему властных полномочий: высшие и местные.
Высшие (президент, правительство, федеральное собрание и др.).
Местные (осуществляют свою деятельность в пределах административной единицы (губернатор области, прокурор области)).
3. По широте компетенции: органы общей компетенции (так или иначе участвуют в осуществлении всех функций государства), органы специальной компетенции – специализируются в какой-то отдельной конкретной области (например, министр сельского хозяйства).
4. По порядку принятия решений (или по составу): органы коллегиальные (государственная дума) и единоличные (президент).
5. По правовым формам деятельности:
- правотворческие (федеральное собрание);
- правоприменительные (министерство экономики, министерство сельского хозяйства);
- правоохранительные (прокуратура).
6. По срокам полномочий:
- постоянные (министерства, прокуратура);
- временные (комиссия по ликвидации последствий наводнения).
7. По принципу разделения властей:
- законодательные,
- исполнительные,
- судебные.
5. Бюрократизм и коррупция.
Бюрократизм – явление, присущее государственному аппарату и муниципальным органам управления, которое связано с неэффективным выполнением властными органами установленной для них компетенции. Это власть оторванного от народа аппарата.
Признаки:
1) стремление к тайне (сокрытие информации и использование ее как властный ресурс);
2) стремление к росту (множественность органов с одинаковыми полномочиями позволяет уходить от ответственности);
3) стремление к формализации деятельности (чем больше формальных препятствий для граждан и юридических лиц, тем проще бюрократу уклониться от своих функций).
Бюрократизм характеризуется волокитой. Он связан с личностным фактором (желание поменьше делать, побольше зарабатывать).
Коррупция – явление в государственном аппарате и органах муниципальной власти, которое характеризуется стремлением должностных лиц к достижению собственного имущественного, служебного и иного интереса. Она не всегда связана с бюрократизмом, но учитывается и влияет личностный фактор.
Формы коррупции – взяточничество, подкуп, протекционизм (подбор должностных лиц по знакомству, «по блату»), хищение, незаконное обогащение, др.
Коррупцию порождает возможность бесконтрольно и безнаказанно извлекать выгоду, используя должностные, властные полномочия.
Для существования коррупции должны быть не только продажные чиновники, но и лица, имеющие немалые финансово-материальные возможности для их подкупа. Этим как раз и объясняется тесная связь коррупции с теневой экономикой и организованной преступностью.
Коррупционные отношения осуществляются скрыто, латентно. Поэтому противодействовать коррупции очень непросто. Для противодействия ей необходима целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо создать и постоянно совершенствовать.
Способы борьбы с названными негативными явлениями:
- контроль за деятельностью государственных органов и должностных лиц (отчетность и сменяемость работников государственного аппарата; гласность и критика со стороны СМИ);
- достойное материальное обеспечение деятельности этих органов, их должностных лиц.
Способы борьбы зависят от положения государства, управления государственными органами; от экономической (политической) ситуации в стране.
Тема «Форма государства».
1. Понятие «форма государства».
2. Форма правления.
3. Форма государственного устройства.
4. Политический режим.
1. Понятие «форма государства».
Форма государства– организация государственной власти, устройство государства в целом, включающее в себя методы осуществления государственной власти, территориальное построение государства, а также формирование и взаимодействие органов государства.
Форма государства включает в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Форма государства зависит от:
1) конкретных исторических условий, в которых существует и развивается государство;
2) политической ситуации в стране, от соотношения политических сил;
3) размера территории страны, количества национальностей, проживающих на ней.
2. Форма правления.
Форма правления включает в себя организацию и порядок образования высших органов государственной власти, а также их взаимодействие между собой.
Существуют две формы правления: монархия и республика.
Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу — монарху. Глава государства — монарх. Он персонифицирует государство, то есть оно отождествляется с ним. Монарх получает свою власть по наследству. Выступает во внешней и внутренний политике как глава государства, представитель нации. Как правило, монарх не несет конкретную политическую и юридическую ответственность за результаты своего правления.
Монархия бывает ограниченной и неограниченной.
Неограниченная (абсолютная) монархия – это форма правления, при которой монарх осуществляет всю полноту законодательной, исполнительной, судебной власти. Издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует казну бесконтрольно. Например, Франция при Людовике XIV, Российская империя при Петре I .
Ограниченная монархия– форма правления, при которой власть монарха ограничена парламентом или (и) конституцией.
Виды ограниченной монархии:
Дуалистическая монархия: власть разделена между правительством и парламентом, который не участвует в формировании правительства. Монарх выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент – интересы буржуазии.
Парламентская монархия: власть монарха может быть ограничена конституцией. Правительство формируется из представителей определенной партии, получившей большинство голосов на выборах парламента.. Руководит правительством лидер партии, получившей большинство голосов. Главой государства может быть и не монарх, а, например, председатель правительства. Власть монарха может носить символический характер, фактически отсутствует во всех сферах: законодательной, исполнительной, судебной. Законодательные акты принимаются парламентом и лишь формально подписываются монархом. Правительство, по конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом (пример: Англия).
Республика— форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, которые избираются на определенный срок и несут ответственность перед населением.
Признаки республики:
1) Органы государственной власти формируются по принципу разделения властей.
2) Глава государства и парламент избираются.
3) Государственная власть осуществляется от имени народа.
Республика может быть парламентской и президентской, можно говорить и о смешанной республике.
Президентская республика (США):правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Глава государства – президент, который избирается непосредственно населением или коллегией выборщиков. В руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Президент имеет право роспуска парламента.
Парламентская республика (Италия):глава государства избирается парламентом. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Парламент может выразить правительству недоверие, затем следует его отставка. Должности президента может и не быть. Правительство возглавляет премьер – министр. У президента нет права роспуска парламента.
Смешанная республика (Франция, Россия): присутствуют признаки и парламентской, и президентской республики. Например, правительство может формироваться президентом, но нести ответственность перед парламентом. Парламент может вынести квоту недоверия правительству и импичмент президенту.
3. Форма государственного устройства.
Форма государственного устройства – это административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений государства как целого с его соответствующими частями, взаимоотношения между центральными и местными органами государственной власти.
Принято выделять две формы государственного устройства: унитарное государство и федерация. Отдельное место занимает конфедерация.
Унитарное государство(Франция, Великобритания)– единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета, такими суверенными правами как возможность иметь свои органы государственной власти и свое законодательство. В унитарном государстве единая система органов законодательной, исполнительной, судебной власти и единая система законов, издаваемых высшими органами государства.
Федерация(Россия, США) – это государственное образование, состоящее из относительно самостоятельных субъектов федерации, которые обладают признаками государственного суверенитета; форма государственного устройства, при которой составные части государства обладают такими суверенными правами как возможность иметь свою систему законодательства, свою систему государственных органов.
К суверенным правам субъекта федерации не может относиться наличие своих вооруженных сил, наличие своей денежной единицы, наличие внешних политических отношений, наличие своего гражданства.
Признаки федеративного государства:
1. Наличие двух систем законодательной и исполнительной власти.
2.Федеративное государство состоит из территорий, его территориальных частей, каждая из которых имеет свои административные границы, и вместе с тем это территория единого государства.
3. Федерация имеет единые вооруженные силы, единую финансовую, налоговую, денежную системы.
4. Субъекты федерации, как правило, не участвуют во внешнеполитической деятельности.
5. Федерация может строиться по административно-территориальному и (или) национально-территориальному признаку.
Конфедерация – объединение (союз) независимых государств на договорной основе для совместного достижения определенных целей (экономических, военных, политических и др.).
В конфедерацию входят независимые государства, каждое из которых обладает своей территорией, своим гражданством, своими государственными органами, своими вооруженными силами, своей денежной единицей. Как правило, конфедерация – это временный нестабильный союз (пример: США с 1776 по 1786 гг.).
4. Политический режим.
Политический режим – элемент формы государства, который представляет собой методы осуществления государственной власти, способы управления, используемые государством для организации общественной жизни.
Политический режим характеризует взаимодействие государственной власти с населением, соотношении политических сил в стране, результат классовой борьбы.
Выделяют демократический и недемократический политические режимы.