Синайский фронт войны 15-24 октября 1973
Израильтяне стали грозить применением ядерного оружия, которым они тогда уже обладали. Эта угроза резко усилила опасность вовлечения в конфликт СССР и США – и глобальной атомной войны. Президент Египта Садат приказал своей армии пробиваться к двум стратегическим проходам в Синае, но попытка египтян 14 октября возобновить натиск была быстро отражена – они потеряли 250 танков в бою, который стал крупнейшим танковым сражением со времен битвы на Курской дуге 1943. Евреи сами ударили в свободное пространство, образовавшееся на Суэцком канале между двумя египетскими армиями, перешли канал и двинули большую часть своих сил на юг, в охват города Суэца, угрожая и недалёкому отсюда Каиру. Тяжелые бои привели к большим потерям с обеих сторон.
Война Судного Дня - Великие танковые сражения.
Организация Объединенных Наций своей резолюцией № 338 предложила обеим воюющим сторонам соглашение о прекращении огня, которое должно было вступить в силу вечером 22 октября. Израиль и Египет приняли эту резолюцию, но Сирия отклонила ее. Потом соглашение было нарушено и на израильско-египетском фронте, причем каждая из двух стран возложила ответственность за это на другую. К 24 октября израильтяне значительно упрочили свои позиции к западу от Суэцкого канала, практически завершив окружение города Суэца и расположенной близ него 3-й египетской армии. Это усилило напряженность в отношениях между США и Советским Союзом. 24 октября Израиль предупредили из Кремля «о самых тяжёлых последствиях» в случае его «агрессивных действий против Египта и Сирии». Одновременно Брежнев послал срочную телеграмму президенту Никсону, где заявил, что в случае пассивности США по урегулированию кризиса СССР должен будет «срочно рассмотреть вопрос о том, чтобы предпринять необходимые односторонние шаги». Была объявлена повышенная боеготовность 7 дивизий советских воздушно-десантных войск. В ответ США привели в состоянии полной готовности свои ядерные силы. Считается, что в тот момент две сверхдержавы были наиболее близки к атомному конфликту со времени Карибского кризиса 1962. Однако, действуя совместно, СССР и США 25 октября всё же заставили прекратить огонь и закончить войну. По её итогам Израиль несколько расширил территории, удерживаемые им в районе Голанских высот, и получил позиции на западном берегу Суэцкого канала. Однако и под контроль египтян была отдана территория на его восточном берегу.
Итоги Войны Судного дня: бежевый цвет - Израиль до Шестидневной войны, светло-розовый - его присоединения по итогам Шестидневной войны, коричневый - приобретения Израиля по итогам войны 1973, тёмно-красный - территории, переданные Египту по итогам войны 1973
Война Судного дня имела важнейшие последствия. Арабский мир, униженный позорным разгромом египетско-сирийско-иорданского альянса в Шестидневной войне, воспрянул духом от первоначальных успехов осенью 1973. В Израиле, несмотря на впечатляющие победы второго этапа Войны Судного дня, возникло сознание, что у евреев нет безоговорочного военного превосходства над арабскими государствами. Всё это подготовило почву для последующего арабо-израильского мирного процесса. Кэмп-Дэвидские договоренности 1978 года привели к возвращению Синая Египту, подписанию мира евреев с Каиром и первому признанию государства Израиль со стороны одной из арабских стран. Некоторые аналитики считают, что возврат Синая был главной целью, во имя которой президент Садат начал борьбу 1973 – и что, следовательно, потерпев в ней военные поражения, он в итоге выиграл её политически. После Войны Судного дня Египет стал быстро выходить из советской сферы влияния и вскоре покинул её окончательно.
В разгар Войны Судного дня Организация арабских государств – экспортеров нефти (ОПЕК) объявила о повышении на 70% цен на нефть и о приостановке экспорта нефти в страны, поддерживающие Израиль, в частности в США. Цены на нефть во всем мире резко подскочили, во многих государствах был введен нормированный отпуск бензина. Хотя эмбарго против США было снято уже в марте 1974, ОПЕК наглядно продемонстрировала, насколько зависимо западное общество потребления от нефтеносного Ближнего Востока.
25. Британские доминионы: Австралия (вт. пол. 19 – нач. 20 века).
Новый Южный Уэльс
Начало британской колонизации Австралии положил Первый флот, прибывший в 1788 г. в залив Порт-Джексон, где было основано поселение Сидней. Через несколько лет в Новый Южный Уэльс прибыла первая партия свободных переселенцев. В 1824 г. журналист Ч. Уэнтворт, родившийся в новой колонии и называвший себя «первым австралийцем», начал пропагандировать идею о том, что пора «превратить тюрьму в колонию, где могли бы жить свободные люди». В 1842 г. Новый Южный Уэльс стал второй после Канады британской колонией, в которой был учреждён местный парламент. К середине XIX в. в Австралии и на соседнем острове Тасмания было основано ещё пять британских колоний.
Решительный поворот в австралийской истории связан с открытием золота в колонии Виктория. Австралийская «золотая лихорадка» 1851-1861 гг. стала важнейшим событием мировой экономической истории.
Жители колоний массами бросали привычную работу и устремлялись на золотые прииски. Из некоторых мест уходило всё мужское население — фермеры, рабочие, чиновники. Например, из Мельбурна на поиски золота отправились все полицейские. В Австралию хлынул поток переселенцев со всего света, здесь возникали новые города, рабочие по численности превзошли земледельцев. За десять лет население Виктории увеличилось в шесть раз, а всех южных колоний — в три, достигнув 1,2 млн человек.
Эврикское восстание
Коренной переворот в австралийской истории закрепило восстание золотоискателей в 1854 г. Золотоискатели не хотели подчиняться властям, они организовали Рабочую лигу по образцу британских рабочих союзов и потребовали уравнения в гражданских правах с прежними колонистами. Оплотом повстанцев стала гостиница «Эврика», давшая название восстанию. Власти подавили его, но суд оправдал мятежников, а вслед за тем новые иммигранты получили избирательные права. В результате этого новых граждан оказалось гораздо больше, чем старых.
События Эврикского восстания совпали по времени с Крымской войной, во время которой население Австралии впервые ощутило внешнюю угрозу в виде крейсеров российского флота. Сложившаяся непростая ситуация, с одной стороны, потребовала укрепления местных органов власти, а с другой — способствовала укреплению связей с Великобританией, без помощи которой австралийские колонии не могли противостоять внешней угрозе. Таким образом, Эврикское восстание и Крымская война вместе повлияли на характер последующего развития страны.