Нарастание кризиса в воюющих странах в годы Первой мировой войны. Русская революция 1917 года.

Мировая война подтвердила кризисное состояние цивилизации. Она привела к разрыву экономических связей между воюющими странами: с-ма мирового рынка была дезорганизована. Затягивание войны заставляло страны-участницы уделять первоочередное внимание укреплению собственного тыла для обеспечения снабжения армии, мобилизации последних человеческих, материальных и продовольственных ресурсов. Ради расширения масштабов военного производства началась перестройка экономики. Было введено жесткое госуд-ное регулирование сферы производства, противоречившее основам западной цивилизации; происходило сужение сферы рыночных отношений, ограничение гражданских прав, свертывание демократии и тому подобное. Возник дефицит потребительских товаров, вынудивший вводить регулирование цен, нормирование потребления. Дефицит рабочих рук, вызванный призывом почти всех взрослых мужчин в армию, особенно большой ущерб нанес с/х. Во всех воюющих странах уменьшилось производство продовольственных товаров, была введена карточная с-ма распределения продуктов питания. Т.о. уровень жизни большинства населения стран—участниц Первой мировой войны кардинально снизился. Голод в промышленных центрах Германии, России и некоторых др. странах вызвал большую смертность среди гражданского населения. Вместе со значительными боевыми потерями это привело к сокращению численности населения России, Германии, Австро-Венгрии и Франции , Англии.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года, вторая русская революция, в рез-те которой было свергнуто самодержавие и созданы условия для перехода к социалистическому этапу революции. Вызвана резким обострением социально-экономического и политического кризиса в связи с внешними поражениями, хозяйственной разрухой, продовольственным кризисом. 23 февраля в Петрограде стихийно начались антивоенные митинги, вызванные нехваткой продовольствия в столице, некоторые перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. 24-25 февраля массовые стачки переросли во всеобщую забастовку. 26 февраля отдельные стычки с полицией вылились в бои с вызванными в столицу войсками. 27 февраля всеобщая забастовка переросла в вооруженное восстание, начался массовый переход войск на сторону восставших, которые заняли важнейшие пункты города, правительственные здания. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство. 2(15) марта царь Николай II отрёкся от престола в пользу своего брата Михаила, который отрёкся от престола 3 марта. Так в России рухнул самодержавно-монархический строй.

Февральская революция 1917 г. носила стихийный характер. В ходе революции возникли новые органы власти: Петроградский Совет рабочих депутатов и Временное правительство. Формально власть находилась в руках Временного правительства, в котором ведущую роль играли кадеты и октябристы. Однако Временному правительству приходилось согласовывать свою деятельность с Советом, в котором большинство принадлежало меньшевикам и эсерам. Совет опирался на поддержку армии и поэтому представлял собой реальную власть, однако проводил соглашательскую политику и добровольно передал власть Временному правительству. Временное правительство осуществило целый ряд преобразований, которые были согласованы с Советом и продвинули Россию по пути демократизма (амнистия политзаключённым, свобода слова, печати, подготовка к созыву Учредительного собрания и др.).

По своему характеру Февральская революция 1917 г. была буржуазно-демократической. Ее главными движущими силами стали рабочие и крестьяне, одетые в солдатские шинели. Особенностью революции было установление двоевластия: власти революционной демократии и буржуазии. Февральская революция стала прогрессивным событием в истории России, не сумев, Однако, ликвидировать социальные противоречия российского общества

№47 «Новый курс» президента Ф.Рузвельта в США.Великая депрессия поставила Америку на грани революции в этих условиях. В этот пе­ри­од вре­ме­ни, когда толпы без­ра­бот­ных аме­ри­кан­цев не знали, как им жить даль­ше, всё боль­шую по­пу­ляр­ность стали на­би­рать ком­му­ни­сти­че­ские и фа­шист­ские идеи. В 1932 году в Ва­шинг­тон при­ш­ла мно­го­ты­сяч­ная ко­лон­на без­ра­бот­ных из всех шта­тов с тре­бо­ва­ни­ем под­держ­ки и из­ме­не­ний. Пре­зи­дент Гувер рас­по­ря­дил­ся силой разо­гнать ми­тин­гу­ю­щих, что и было сде­ла­но. Рост на­пря­жён­но­сти про­дол­жал­ся. На со­сто­яв­ших­ся в 1933 году пре­зи­дент­ских вы­бо­рах по­бе­ду одер­жал кан­ди­дат от де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии Фран­клин Де­ла­но Ру­звельт(см. Рис. 4). Перед новым пре­зи­ден­том сто­я­ла за­да­ча лик­ви­ди­ро­вать кри­зис и его по­след­ствия. Им и его со­рат­ни­ка­ми была раз­ра­бо­та­на про­грам­ма, по­лу­чив­шая на­зва­ние «Новый курс».

Пафос Рузвельта: - надо что-то делать, хотя бы экспериментировать. «нельзя сидеть сложа руки». как говорил Рузвельт : «Если я буду плохим президентом США, я буду последним президентом»

4 марта 1933 – «Новый курс» (New Deal). 9 марта 1933 – чрезвычайное заседание. 100 дней Рузвельта - основные законы.

- оздоровление банков. Экстремальная программа спасения банк сис-мы. Рузвельт призывал людей не хранить деньги в «чулках», отнесите их в банки, которые гос-во гарантирует, что они не разорятся)

- отказ от золотого стандарта; банковская реф. (начало чрезвычайных законов)

На втором этапе «нового курса» правительство вынуждено учитывать интересы рабочих полевение курса.

Главная отличительная черта нового курса было то, что отказавшись от политики балансирования, правительство Рузвельта в гораздо большей, нежели ранее, степени стало учитывать интересы трудового населения городов и ферм. Это – «вторые 100 дней нового курса. На первый план выдвигается социальный аспект.

Национальный акт о трудовых отношениях, или закон Вагнера (июль 1935). Самый радикальный з-н нового курса. Он закрепил права рабочих на: 1.вступление в избранный ими профсоюз ; 2. заключение коллективного договора м/у выборными представителями рабочих и предпринимателем; 3.проведение стачек и пикетирования

плюс:4. правительство должно было пресекать все виды «нечестной трудовой практики» предпринимателей:

а. вмешательство в деятельность рабочих организаций

б. преследование рабочих за вступление в профсоюз

в. создание компанейских союзов

г. отказ от переговоров с выборными представителями рабочих о заключении коллективного договора

5. контроль за осуществлением з-на был возложен на Национальное управление по трудовым отношениям, решения которого могли оспариваться предпринимателем только через суд

А также: Первый в истории США федеральный закон о социальном страховании (авг 1935).

  • з-н вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице
  • нормы пенсионного обеспечения были едиными для всей страны, а его фонды создавались за счет паритетного налогового обложения предпринимателей и рабочих
  • страхование по безработице строилось на федерально-штатной основе.

Конгресс устанавливал только: порядок создания фондов и нормы налогообложения предпринимателей

а законодательством штатов определялось: круг получателей пособий, размеры и сроки их выплат.ю

Недостаток закона: распространялся только на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих, занятых в торговле, сфере обслуживания и сельском хозяйстве

На втором этапе «нового курса» произошло значительное é масштабов общественных работ. В 1935 – на это ассигновано $4.9 млрд. Была создана новая Администрация по реализации общественных работ во главе с Гопкинсом. По наступлении кризиса 1937 эта деятельность еще более активизирована правительством Рузвельта. (1938 – ассигновано еще $5 млрд.)

Июнь 1938 – закон о справедливых условиях труда:

1) запрет на применение детского труда

2) установлены единые нормы минимальной заработной платы и…

3) максимальной продолжительности рабочей недели для рабочих и служащих, занятых на предприятиях федерального значения

Поворот произошел и в аграрной политике «нового курса».

  • под давление фермерского движения правительственная помощь стала оказываться не только крупному фермерству, но и низкодоходным группам населения.
  • на средства созданной в 1937 Администрации по охране фермерских хозяйств проводилось: строительство лагерей д/ рабочих-мигрантов, выдача займов арендаторам д/ покупки ферм,создание кооперативов мелких фермеров и арендаторов.
  • наряду с сокращением с/х производства были приняты меры к восстановлению плодородия почв (актуально после засух и пыльных бурь 30-х гг). Например, деятельность Администрации долины реки Теннеси – гидроэнергетическое строительство.

Итог:

Либеральные реформы 1935-1936 были далеки от того, чтобы решить все сложные социальные проблемы, но все же они были крупным шагом вперед по пути социального прогресса. Впервые было положено начало созданию гос системы социальной защиты населения.

Но сдвиг влево вызвал недовольство консервативных групп крупного капитала.

И самое главное. По оценке Коммунистической партии, «новый курс» Рузвельта – «одна из самых прогрессивных страниц в истории США».

Выборы 1936 – наименьшее представительство республиканцев. 1938 – новые реформы. Закон о справедливых условиях труда (право федерал прав-ва устанавливать мин почасов ставку и макс продолж-ть раб недели, запрет на детский труд) Гос-во, Бизнес, Профсоюзы – социальное и экономическое единство. Разница между новым курсом и фашизмом в ур-не благосостоянии страны. С 1939 Р отказался от дальнейших реформ. Впервые в истории США государство взяло на себя роль гаранта социальной защищенности.

48 Кемалистская революция - антиимпериалистическая, буржуазно-национальная революция в Турции в 1918-1923 гг. Началась после поражения Турции в 1 М.В. 1914-1918 гг. Турция была вынуждена принять тяжелые условия Мудросского перемирия 1918 г. Создалась угроза утраты Турцией государственного суверенитета и территориальной целостности. Ряд районов страны был оккупирован державами Антанты (Великобританией, Францией, Италией). После оккупации Грецией Измира 15 мая 1919 г. стихийное народное движение против оккупации переросло в освободительную войну.
Лидером революции стал герой войны Мустафа Кемаль-паша. В сентябре 1919 г. Сивасский конгресс национально-буржуазных организаций («Обществ защиты прав») избрал руководящий орган революции - Представительный комитет во главе с Мустафой Кемалем. Комитет с 1919 г. разместился в Анкаре и стал выполнять функции временного правительства Турции.
В январе 1920 г. в Стамбуле по требованию кемалистов был парламент, принявший 28 января декларацию независимости («Национальный обет»). В марте 1923 г. стамбульский парламент был разогнан оккупационными войсками. 23 апреля 1920 г. Представительный комитет созвал в Анкаре Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ), провозгласившее себя единственной законной властью в стране.
Попытки стамбульского султанского правительства самостоятельно подавить национально-освободительное движение путем организации реакционных мятежей в Анатолии и переброски туда халифатской армии не потерпели неудачу.
Оккупационные силы, видя в национально-освободительном движении угрозу своему режиму развернули при поддержке греческой армии интервенцию против анкарского правительства. Вместе с тем, державы Антанты добились от султанского правительства подписания Севрского мирного договора 1920 г. Правительство ВНСТ в Анкаре не признало договор.
Далее в результате успешных действий войск ВНСТ правительство М. Кемаля добилось в октябре 1922 г. заключения Муданийского перемирия, смягчившего условия Севрского договора. На Лозаннской конференции 1922-1923 гг. империалистические державы окончательно отказались от Севрского договора и признали независимость Турции.
После победы над интервенцией последовали значительные преобразования всех сторон жизни турецкого общества.
В период борьбы с интервенцией на территории Турции фиктивно сохранялся султанат. 1 ноября 1922 г. султанат был отделен от халифата и упразднен. Халифат был временно сохранен.
В апреле того же года возобновилась Лозаннская конференция. 24 июля 1923 г. был подписан Лозаннский мирный договор. В договоре были оговорены вопрос проливов и вопрос обмена населением с Грецией. Согласно мирному договору, Турция обязывалась выплатить большую часть Оттоманского долга. Главным итогом конференции стало сохранение Турции в ее национальных границах (кроме Мосула и Александретты). Также были отменены все концессии. Осуществилось международное признание Турции.
24 июля 1923 г. была подписана Конвенция «О проливах». Берега Босфора и Дарданелл были разоружены, кол-во вооруженных сил Турции в регионе ограничено. Проход кораблей, в том числе и военных, через проливы стал свободным.
6 октября 1923 г. было завершено освобождение страны от интервенции.
13 октября Анкара была объявлена столицей Турции, что значительно ослабило позиции клерикальных стамбульских кругов. 29 октября 1923 г. Турция была провозглашена республикой и возглавлена президентом Гази Мустафой Кемалем.
Вопрос государственного устройства Турции был урегулирован после упразднения халифата 3 марта 1924 г. Последний халиф, Абдул-Меджид, бежал из страны.
20 апреля 1924 г. Великое Национальное Собрание Турции приняло конституцию Турецкой Республики.
В области развития Турции кемалисты основной задачей считали преодоление экономической отсталости, сокращение роли османского наследия и влияния ислама на политическую жизнь в стране.
Последовали реформы образования (сокращение религиозных школ, введение светского образования); реформа турецкого языка (замена арабских и персидских компонентов языка на турецкие, введение латинского алфавита). В 1925 г. был принят закон о переходе к европейской одежде, запретивший отдельные национальные и религиозные виды одежды. В 1926 году были приняты Гражданский и Уголовный кодексы по европейскому образцу. Шариат был заменен светскими нормами права. Лунный календарь был замене на европейский. Вводились единая мировая система мер и весов. Обязательным стало употребление фамилий. Был введен запрет на многоженство. Женщины были уравнены в правах с мужчинами.
Была также проведена аграрная реформа, в рамках которой часть земли помещиков была выкуплена государством. Однако между крестьянами было распределено незначительное количество земель, притом на платной основе. Большая часть крестьянства так и осталась безземельной.
В целом, Кемалистскую революцию можно разделить на два хронологических этапа: национально-освободительная борьба с оккупантами 1918-1922 гг. и проведение широкомасштабных реформ, начавшееся в 1922 г.
Кемалистская революция обеспечила сохранение территориальной целостности и суверенитета Турции, а также заложила основы превращения страны в светскую буржуазную республику.

№ 57 Экономическое чудоФРГ, Италии, Японии.Экономическое чудо — рост экономического благосостояния страны. Большинство таких процессов произошло после окончания Второй мировой войны, в период «государства всеобщего благосостояния».

Колоссальный экономический рост был ведущим фактором раз­вития Запада в 1960-1970-х гг.: в 1960 г. в Западной Европе прожи­вало 9 % населения мира, производилось 25 % мирового объёма промышленной продукции и на неё приходилось 40 % объёма ми­ровой торговли.

Наиболее наглядным свидетельством роста экономики после окончания Второй мировой войны было то, что ведущие торговые государства встали на путь постепенного отказа от жёстких про­текционистских мер. Руководство этих стран осознало, что мировой экономический кризис произошёл вследствие раздробления мировой экономики на ряд изолированных национальных эконо­мик.

Относительно способа реализации экономической политики «государства благоденствия» можно выделить две груп­пы стран. В первой группе огромная роль в руководстве экономикой принадлежала государству (Франция, Италия, Велико­британия), а во второй ставка была сде­лана на частную инициативу, рыночные механизмы (ФРГ, США, Япония).Западная Германия (ФРГ, Федеративная Республика Германия) после Второй мировой войны представляла самый яркий пример рыночной модели хозяйства. Государственная по­литика здесь опиралась на теорию, согласно которой главной зада­чей правительства является обеспечение свободной игры рыночных сил. Основными принципами политики отца «немецкого экономи­ческого чуда» Людвига Эрхарда были: устранение картелей, поощ­рение предпринимательства, активная социальная политика.Под влиянием антитрестовской политики правительства произошла трансформация крупных банков в региональные банки, меньшие по размерам и более эффективные. Этот процесс коснулся и крупных промышленных предприятий. После денежной реформы с 1948 г. в стране стала про­водиться жёсткая монетаристскаяполитика — регу­лирование денег в обращении. Тем не менее, в период экономического чуда государственный сектор зани­мал значительное место в экономике ФРГ: 40 % добычи угля и руды, 62 % производства электроэнер­гии, 72 % производства алюминия, 62 % банковских учреждений.В Западной Германии был самый значительный в мире рост промышленного производства: с 1948 по 1964 г. оно увеличилось в 6 раз, сельскохозяйственное про­изводство с 1950 по 1964 г. выросло в 2,5 раза, в 1964 г. в ФРГ практически не было безработных.Причины необыкновенно высокого рос­та в период «немецкого экономического чуда» заклю­чались не только в либеральной рыночной политике Эрхарда, но и в самих немцах, которые стремились возродить свою страну и смогли сделать это гораздо быстрее, чем другие страны.Вследствие этого немецкое правительство решило направить избыток средств на расширение системы социальной защиты и создание общественных служб. В числе мер соцзащиты было бес­прецедентное повышение пенсий (пенсионеры в ФРГ по доходам стали частью среднего класса).Для восстановления и ускоренияподъёма экономики Италии послеВторой мировой войны использовались государственное финансирование и кре­дитование, государственный сектор, хозяйственный протекционизм и даже экономический опыт периода фашистского режима. В це­лом итальянская экономика отличалась высокой степенью огосудар­ствления, сохранившейся ещё с фашистских времён. Под государ­ственным контролем оказались все ведущие банки страны.

Итальянская экономика в первой половине 1960-х гг. росла очень интенсив­но, в 1959—1961 гг. она показывала 7,5 % ежегодного роста. Особенно впе­чатляющие успехи были достигнуты в автомобилестроении, производстве печат­ных машин, электроэнергетике. В 1967 г. каждый третий холодильник в Европе делали в Италии. Производительность труда в стране только в 1961 — 1963 гг. выросла на 30 %. Огромное значение для Италии имел туризм — лишь в 1966 г. в Италии побывали 27 млн туристов. Туризм был и остаётся важной статьёй национального дохода.

Основную роль в развитии экономики Италии после Второй мировой войны сыграли государственные холдинги.

Со временем из-за чрезмерной «заорганизованности» и трудности принятия опера­тивных решений эти структуры стали тормозить развитие подконт­рольных им предприятий, поскольку все вопросы нужно было со­гласовывать в многочисленных государственных инстанциях

Огромную проблему для Италии представляла отсталость юж­ных районов страны. Над ней активно работало правительство Альчидо де Гаспери. В 1950 г. был опубликован 10-лет­ний план развития народного хозяйства юга, фи­нансируемый государством. В том же годупроведена долгожданная земельная реформа, которая предусмат­ривала раздел латифундий. Обязательному разделу, с компенсацией стоимости владельцам, подлежали земельные владения свыше установленных мини­мальных размеров. Для распределения земли среди крестьян были созданы специальные комитеты, деятельность которых контролировалась государст­вом, с тем чтобы избежать злоупотреблений. Кроме земли, крестьяне в рамках аграрной реформы полу­чили кредиты, а также государство взяло на себя решение масштабных задач по мелиорации, строительству дорог, электрификации деревни.

К 1990-м гг. благодаря большим финансовым затратам юг стра­ны удалось превратить из аграрного в аграрно-индустриальный. Однако экономика юга по-прежнему во многом зависит от север­ных районов, сохраняется и значительное отставание от уровня жизни населения южных районов.

Япония после Второй мировой войны сделала упор на рыночную систему экономики (как ФРГ и США) и достигла огромных успехов в развитии страны. С завершением в 1957 г. восстановительных процессов в промышленности стало очевидно, что дальнейшее ее развитие невозможно без проведения коренной технической реконструкции. Со второй половины 50-х годов в Японии начался интенсивный процесс обновления основного капитала в старых отраслях (черной металлургии, нефтепереработке, электромашиностроении, судостроении, в текстильной и пищевой промышленности, химических производствах). Одновременно с этим шло бурное строительство предприятий новых отраслей и производств, таких как радиоэлектроника, нефтехимия, производство пластмасс, синтетического каучука, синтетических волокон и т.д. В 1950-1979 гг. она по темпам роста обогнала все развитые стра­ны. В 1950-1954 гг. рост составил 9,5%, в 1966-1969 гг. — 10%. Мозговым центром японской экономики считалось министерство внешней торговли и промышленности, которое оказалось чрезвы­чайно эффективным инструментом экономической политики, ориентированной на поощрение передовых отраслей и на посте­пенное сворачивание устаревших производств.

Причины Японского экономического чуда. Среди причин успехов Японии выделяются такие, как:

  • техноло­гическая помощь США;
  • надёжная и стабильная валюта;
  • низкие налогообложение и бюджетные затраты;
  • преобладание частного сектора (была приватизирована даже железнодорожная система);
  • ориентация на экспорт при острой внутренней конкуренции;
  • осо­бенно благоприятная система трудовых отношений;
  • высокий уро­вень образования населения.

№ 58 Демократические революции в странах Цетрально-Восточной Европы в конце 80х г.

На конец 80-х годов тоталитарные режимы в Восточной Европе исчерпали свои возможности для прогресса общества. Первыми симптомами кризиса, которая надвигалась, стало ухудшение экономической ситуации и появление новых социальных проблем. Появились черты, не присущие тоталитарному социализму - безработица, инфляция, падение жизненного уровня, начали исчезать те, которые раньше ассоциировались с "завоеванием социализма" - стабильность, твердые цены. Тоталитарная система исчерпала последние аргументы в свою защиту. Замалчивать и скрывать масштабы кризиса оказалось невозможным в силу большей открытости восточноевропейских стран, а также из-за отсутствия значительных стратегических ресурсов, которые могли бы сглаживать негативные проявления кризиса. Массовое недовольство существующими порядками делало неэффективной прежнюю систему контроля над общественным сознанием, без которой тоталитарное общество не может существовать.

Попытки подавить недовольство силой были бесперспективными, потому что само по себе усиление репрессивного характера режима не решило бы экономических проблем, а лишь оттянуло 6 процесс падения тоталитарной системы. Ярким примером этого является введение военного положения в Польше, жестокость режимов в Румынии и Албании.

Кризис тоталитарного режима в Восточной Европе оказалась общей. Она включала экономическую, социальную, политическую и моральную кризиса. Для перерастания количественных показателей (накопление недовольства) в качественные (изменение общественного устройства) нужны носители нового общественного строя. В условиях тоталитарной системы носителями демократических идей может быть интеллигенция (это связано со спецификой ее работы, социальным статусом и т.д.) и студенческая молодежь, склонная к восприятию свежих идей. Но эти две слои общества, не имея экономической основы для своих действий и будучи зависимыми от той же тоталитарного государства, неспособные осуществить социальную революцию. Для социальных революций в странах Восточной Европы нужен был внешний толчок, который бы ослабил тоталитарное государство. Таким толчком стала перестройка в СССР.

Перестройка способствовала усилению влияния реформаторских элементов в коммунистических партиях и дискредитации консервативного руководства в этих партиях. Она лишила народы Восточной Европы страха перед возможностью советской интервенции. М.С. Горбачов в отношениях со странами Восточной Европы отказался от "доктрины Брежнева" и признал право народов этих стран самостоятельно выбирать путь своего развития.

По своему характеру революции в Восточной Европе были демократическими и антитоталитарным. Кроме Румынии и Югославии, смена власти произошла мирным путем.

Трудности революций значительной мере были вызваны несоответствием политической системы принципам либеральной демократии. Полученный в наследство экономическое состояние сделал переход экономики на рыночные рельсы довольно болезненным: спад производства, инфляция, снижение социального статуса значительного количества граждан.

На определенном этапе революции сложилась ситуация, когда недовольство социализмом сменилось недовольством демократией, которая даже не успела проявить своих положительных черт. Тем самым создавались предпосылки для контрреволюции. Снова растет авторитет левых сил, которые сумели приспособиться к новым условиям. Они делают решительные шаги для возвращения к власти. Это грозит процессам демократизации, ведет к замедлению рыночных реформ. Очевидно, что переход от тоталитаризма к демократии требует времени и компетентного руководства.

Либерализация режимов в некоторых восточноевропейских странах привела к обострению межэтнических противоречий и, как следствие, распада федераций - Чехословакии (мирным путем) и Югославии, которая стала ареной межэтнического конфликта, массовых депортаций, этнических чисток, жертвами которых стали более 3 млн. человек (беженцы, раненые, убитые).

Сорокалетняя история тоталитаризма в Восточной Европе завершилась. Тоталитаризм оказался явлением временным, но он позволил совершить рывок от отсталости к относительно развитой индустриальной экономики. Однако решить проблемы общества, которое сам создал, он не смог. Страны тоталитарного социализма намного отставали от стран Запада.

Падение тоталитаризма в Восточной Европе создало уникальную ситуацию в Европе - она превращается в единое политико-правовое и цивилизационное пространство, основанное на социально ориентированном рыночном хозяйстве, либеральной демократии и европейской идеи.

Таким образом, проанализировав события конца ХХ в. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, мы пришли к следующим выводам.

1. Отличительной особенностью революций 1989-1990 гг. в большинстве стран был их мирный характер. Ибо в ходе их на базе общих ценностей шли поиски компромисса, консенсуса, гражданских форумов, круглых столов, в которых участвовали представители государственной власти, партий, политических движений, способствовавших ненасильственному переходу к новому общественному и государственному строю, демонтажу партийно-государственно-бюрократической системы управления.

2. Революции 1989-1990 г. в странах региона явились результатом общенациональных кризисов, сочетания внутренних и внешних факторов.

3. Основной внешнеполитической предпосылкой явились перестройка в СССР, отказ советского правительства от «доктрины Брежнева».

№59.ГОД-АФРИКИ

Кульминацией процесса деколонизации стал 1960 г. Он вошел в историю как Год Африки. На карте мира появились 17 новых африканских государств. Большинство из них — французские колонии и подопечные территории ООН, находившиеся под управлением Франции: Камерун, Того, Малагасийская Республика (Мадагаскар), Конго (бывшее Французское Конго), Дагомея (ныне Бенин), Верхняя Вольта (Буркина-Фасо), Берег Слоновой Кости (Кот-д’Ивуар), Чад, Центрально-Африканская Республика, Габон, Мавритания, Нигер, Сенегал, Мали. Независимыми были провозглашены самая крупная страна Африки по численности населения — Нигерия, принадлежавшая Великобритании, и самая большая по территории — Бельгийское Конго (Заир, а сейчас Демократическая Республика Конго). Британское Сомали и Сомали, находившееся под управлением Италии, были объединены в Сомалийскую Демократическую Республику.

14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, торжественно провозгласив необходимость незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму во всех его формах.

1960 г. полностью изменил африканский континент. Крушение колониальных режимов стало неотвратимым. Суверенными государствами были провозглашены: в 1961 г. британские владения Сьерра-Леоне и Танганьика; в 1962-м — Уганда, Бурунди и Руанда; в 1963-м — Кения и Занзибар; в 1964-м — Северная Родезия (Замбия) и Ньясаленд (Малави). В том же году объединились Танганьика и Занзибар, создав Республику Танзания. В 1965 г. — Гамбия; в 1966-м Бечуаналенд стал Республикой Ботсвана, а Басутоленд — Королевством Лесото. В 1968 г. — Маврикий, Экваториальная Гвинея (бывшая Испанская Гвинея) и Свазиленд; в 1973-м — Гвинея-Бисау. В 1975 г. после революции в Португалии обрели независимость ее владения: Ангола, Мозамбик, Острова Зеленого Мыса (Кабо-Верде), Коморские острова, Сан-Томе и Принсипи; в 1977-м — Сейшельские острова. В 1977 г. Французское Сомали стало Республикой Джибути. В 1980 г. Южная Родезия стала Республикой Зимбабве, в 1990 г. после долгой войны с ЮАР независимости добилась подопечная территория Юго-Западная Африка, ставшая Республикой Намибия.

Неоколониализм в Африке
Колониальная система в ее классическом виде рухнула совсем недавно: прошло едва полстолетия. Увы, этот короткий период постколониальной истории не сделал Черный континент ни богаче, ни счастливее. И вот теперь все более явно просматривается второе пришествие колониализма. В чем причины этого? Почему молодые африканские государства не смогли выработать иммунитет против неоколониализма?
Неоколониализм — система неравноправных (экономических и политических) отношений, навязываемая государствами суверенным странам мира, Азии, Африки и Латинской Америки; направлена на сохранение империалистической эксплуатации и зависимости народов этих стран.10 дек. 2014 г.

№29 Пер­вая ми­ро­вая война

• стрем­ле­ние мо­ло­дых еди­ных Ита­лии и Гер­ма­нии к пе­ре­де­лу сфер вли­я­ния в Ев­ро­пе и ко­ло­ни­аль­но­му рас­ши­ре­нию; ми­ли­та­рист­ская ос­но­ва воз­ник­но­ве­ния этих го­су­дарств (в осо­бен­но­сти Гер­ма­нии), ко­то­рая в гла­зах пра­ви­те­лей и мно­гих их под­дан­ных де­ла­ла войну адек­ват­ным путем даль­ней­ше­го раз­ви­тия;
• со сто­ро­ны ста­рых ко­ло­ни­аль­ных дер­жав – ра­зу­ме­ет­ся, необ­хо­ди­мость со­хра­нить свои по­зи­ции и не до­пу­стить по­те­ри ко­ло­ний;
• со сто­ро­ны бал­кан­ских на­ро­дов – стрем­ле­ние к неза­ви­си­мо­сти; в слу­чае уже неза­ви­си­мых Сер­бии и Бол­га­рии – стрем­ле­ние к объ­еди­не­нию во­круг себя дру­гих сла­вян­ских на­ро­дов;
• со сто­ро­ны Ав­ст­ро-Вен­грии и Осман­ской им­пе­рии – же­ла­ние уста­но­вить кон­троль над Бал­ка­на­ми.

В конце XIX – на­ча­ле XX века были сфор­ми­ро­ва­ны два во­ен­но-по­ли­ти­че­ских блока: Трой­ствен­ный союз (Ав­ст­ро-Вен­грия, Гер­ма­ния, Ита­лия) и Ан­тан­та (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Рос­сия, Фран­ция).

Со­бы­тия

28 июня 1914 г. – на­след­ник ав­ст­ро-вен­гер­ско­го пре­сто­ла эрц­гер­цог Франц Фер­ди­нанд с су­пру­гой убиты в Са­ра­е­во бос­ний­ским сер­бом Гав­ри­ло Прин­ци­пом (Са­ра­ев­ское убий­ство); это со­бы­тие стало свое­об­раз­ным спус­ко­вым крюч­ком, при­ве­дя в ко­неч­ном счете к на­ча­лу войны.

23 июля 1914 г. – Ав­ст­ро-Вен­грия предъ­яви­ла Сер­бии уль­ти­ма­тум (Ав­ст­ро-Вен­гер­ская нота от 23 июля 1914 г.), фак­ти­че­ски ста­вив­ший под во­прос су­ве­ре­ни­тет стра­ны. Уль­ти­ма­тум был при­нят ча­стич­но, один из пунк­тов был от­верг­нут, в ответ на что Ав­ст­ро-Вен­грия объ­яви­ла Сер­бии войну. В те­че­ние по­сле­ду­ю­щей неде­ли все участ­ни­ки Ан­тан­ты и Трой­ствен­но­го союза (кроме Ита­лии) про­ве­ли во­ен­ную мо­би­ли­за­цию и объ­яви­ли друг другу войну. Пер­вая ми­ро­вая война на­ча­лась.

1914 г. – успех в целом со­пут­ству­ет Трой­ствен­но­му союзу (при этом Ита­лия не всту­па­ет в войну и со­хра­ня­ет ней­тра­ли­тет). Гер­ма­ния успеш­но ведет войну на два фрон­та: про­тив Рос­сии на во­сто­ке и Фран­ции на за­па­де, од­на­ко нехват­ка сил не поз­во­ли­ла ей взять Париж и вы­ве­сти Фран­цию из войны.

1915 г. – Ита­лия при­со­еди­ня­ет­ся к Ан­тан­те. К Гер­ма­нии и Ав­ст­ро-Вен­грии при­со­еди­ня­ют­ся Бол­га­рия и Осман­ская им­пе­рия, со­здав Чет­вер­ной союз.

1915 г. – сто­ро­ны ведут по­зи­ци­он­ную войну. В Тур­ции, во­е­вав­шей на сто­роне Гер­ма­нии и Ав­ст­ро-Вен­грии, про­ис­хо­дит ге­но­цид армян (Ге­но­цид армян), клас­си­фи­ци­ро­ван­ный Ан­тан­той как пре­ступ­ле­ние про­тив че­ло­ве­че­ства (впер­вые в ис­то­рии).

По­зи­ци­он­ная война – война, в ко­то­рой во­ору­жён­ная борь­ба ве­дёт­ся в ос­нов­ном на сплош­ных, от­но­си­тель­но ста­биль­ных фрон­тах с хо­ро­шо укреп­лен­ной обо­ро­ной. Обыч­но ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­кой плот­но­стью войск и раз­ви­тым ин­же­нер­ным обес­пе­че­ни­ем по­зи­ций. Пред­при­ни­ма­е­мые на­сту­па­тель­ные опе­ра­ции, как пра­ви­ло, не по­лу­ча­ют раз­ви­тия, часто оста­ют­ся неза­вер­шен­ны­ми и за­кан­чи­ва­ют­ся огра­ни­чен­ны­ми ре­зуль­та­та­ми.

1916 г. – Вер­ден­ская битва и битва на Сомме. И немец­кие, и англо-фран­цуз­ские вой­ска де­ла­ют по­пыт­ку пе­рей­ти в на­ступ­ле­ние, в обоих слу­ча­ях это при­во­дит к за­тяж­ным кро­во­про­лит­ным по­зи­ци­он­ным боям с сот­ня­ми тысяч уби­тых. В битве на Сомме впер­вые в ис­то­рии ис­поль­зо­ва­ны танки.

1916 г. – Бру­си­лов­ский про­рыв. Успеш­ное на­ступ­ле­ние рус­ских войск про­тив Ав­ст­ро-Вен­грии в Га­ли­ции (см. урок «Рос­сия в Пер­вой ми­ро­вой войне 1915-1917 гг. Про­дол­же­ние»).Фев­раль 1917 г. – в Рос­сии в ре­зуль­та­те Фев­раль­ской ре­во­лю­ции пала мо­нар­хия, внут­рен­няя неста­биль­ность нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на ак­тив­но­сти рус­ских войск.

Ап­рель 1917 г. – США объ­яв­ля­ют войну Гер­ма­нии, с осени 1917 г. начав ак­тив­ные бо­е­вые дей­ствия на сто­роне Ан­тан­ты.

Ап­рель – май 1917 г. – «бойня Ни­ве­ля», без­успеш­ная по­пыт­ка раз­гро­ма гер­ман­ских сил вой­ска­ми Ан­тан­ты, сотни тысяч по­гиб­ших и ра­не­ных.

Ок­тябрь – де­кабрь 1917 г. – битва при Ка­по­рет­то. Ита­лия, до того вла­дев­шая ини­ци­а­ти­вой на ита­льян­ском фрон­те, тер­пит со­кру­ши­тель­ное по­ра­же­ние от войск Гер­ма­нии и Ав­ст­ро-Вен­грии.

3 марта 1918 г. – Рос­сия, в ко­то­рой к вла­сти при­шли боль­ше­ви­ки, вы­хо­дит из войны, под­пи­сы­вая Брест­ский мир с Гер­ма­ни­ей и ее со­юз­ни­ка­ми, по ко­то­ро­му Рос­сия те­ря­ла зна­чи­тель­ные тер­ри­то­рии на за­па­де стра­ны (см. урок «Рос­сия в Пер­вой ми­ро­вой войне 1914-1918 гг.»).

1918 г. – Гер­ма­ния, за­клю­чив мир с Рос­си­ей и обез­

Наши рекомендации