Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Избирательная процедура - это мероприятия государства по организации и проведению выборов, “избирательный закон в действии”.
Определение результатов выборов поданным голосования происходит на основе двух главных систем: пропорциональной и мажоритарной.
Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый “избирательный метр” - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания единого депутата. Пропорциональная система наиболее распространенная избирательная система в современном мире. В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной системе. Она используется в Бельгии, Швеции и во многих других странах. Пропорциональная система имеет две разновидности:
а) пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);
б) пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах).
Мажоритарная система характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют избира-тельные системы, требующие абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более). Такая система существует, например, в Австралии. Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников. Ее называют “системой первого пришедшего к финишу”. В настоящее время такая система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Иногда практикуются обе разновидности мажоритарной системы. Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного. Вооб-Ще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и Даже три тура.
Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои досто-инства и недостатки.
К числу достоинств мажоритарной системы относится то, что в заложены возможности формирования эф-фективно работаю-и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.
Основные недостатки мажоритарной системы:
1) значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти;
2) партия, получившая на выборах меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;
3) две партии, набравшие равное или близкое к равному количество голосов, проводят в органы власти не-одинаковое число кандидатов (не исключена ситуация, при которой партия, набравшая больше голосов, чем ее соперник, не получает вообще ни одного мандата).
Таким образом, мажоритарная система способствует формированию большинства в органах власти и мирится с диспропорцией между набранными голосами и полученными мандатами.
К достоинствам пропорциональной системы относится то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества, в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.
Основные недостатки пропорциональной системы:
1) возникают сложности в формировании правительства (причины: отсутствие доминирующей партии; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами, и, как следствие, нестабильность правительств);
2) непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии;
3) независимость депутатов от своих партий (такая несвобода парламентариев может негативно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов).
Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной избирательной системы, т.е. системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропорциональной систем. В рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт совершенствования избирательных систем свидетельствует о том, что данная система более демократична и эффективна в достижении политической стабильности.
Избирательная кампания
Похожие материалы
- Избирательная кампания
- Избирательная кампания
Чтобы разобраться в избирательной системе, важно не только выделить ее компоненты, но и понять, как она функционирует. Функциональный аспект избирательной системы отражается в понятии «избирательная кампания».
Избирательная кампания - это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих
функционирование избирательной системы. Она развертывается во времени, состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов:
- назначение выборов - проводится в сроки, позволяющие кандидатам и политическим партиям развернуть полноценную избирательную кампании. День выборов может быть четко зафиксирован в Конституции, а может назначаться специальным актом (например, в России выборы депутатов в Государственную Думу назначаются президентом и днем голосования является первое воскресенье после истечения срока полномочий нижней палаты прежнего созыва);
- выдвижение кандидатов - осуществляется группой избирателей, политическими партиями, а также может быть самовыдвижение. В ряде стран порядок выдвижения кандидатов предполагает внесение определенной денежной суммы - избирательного залога, который возвращается, если кандидат наберет установленный процент голосов. В России при выборах депутатов Государственной Думы предусмотрены два варианта действий: либо сбор подписей в поддержку кандидата или списка кандидатов, либо внесение избирательного залога;
- предвыборная борьба - включает ряд действий, предпринимаемых кандидатами или политическими партиями для достижения своих предвыборных целей (как правило, - это победа на выборах, но могут быть и другие цели, например, привлечение внимания или укрепление известности с расчетом на будущие выборы). Разрабатывается стратегия и тактика ведения избирательной кампании, привлекаются специалисты - политические технологии, используются возможности политического маркетинга, распределяются финансовые ресурсы. Выборы - дорогостоящее мероприятие и в ряде стран существует законодательное регулирование финансовой стороны избирательной кампании с целью недопущения нелегальных источников ее финансирования;
- голосование - кульминационный этап избирательной кампании, котором осуществляется волеизъявление народа. Участие граждан в голосовании рассматривается как один из наиболее значимых показателей степени их политического участия в целом. В настоящее время наблюдается снижение электоральной активности граждан, происходит нарастание абсентеизма, т. е. уклонения граждан от участия в выборах. Причины абсентеизма различны:
• аполитичность, т. е. безразличие к политике в целом;
• отсутствие среди кандидатов в депутаты тех, кто мог бы достойно представлять интересы избирателей;
• неверие в возможность повлиять на процесс принятия политических решений;
• недостаток информации о кандидатах или партиях;
• бытовые обстоятельства (болезнь, отъезд за город и т. д.);
• удовлетворенность существующей политической системой и т. д.
- определение результатов выборов - завершающий этап избирательной кампании, на котором происходит подсчет голосов и определение результатов выборов. Эти действия реализуются избирательными комиссиями, в чьи полномочия входит признание выборов состоявшимися или несостоявшимися, что зависит, в свою очередь, от числа принявших участие в голосовании. Если выборы признаны несостоявшимися (в них приняло участие менее необходимого числа избирателей), назначаются повторные выборы. На заключительном этапе выборы могут превратиться в фикцию, если будет иметь место фальсификация итогов голосования.