Так называемое «неподчинение правительственным распоряжениям и военным приказам»

Гоминдановское правительство постоянно обвиняет Коммунистическую партию Китая в «неподчинении правительственным распоряжениям и военным приказам». На это мы скажем лишь следующее: к счастью, коммунисты сохранили здравый смысл, присущий китайскому народу, и не подчинились так называемым «правительственным распоряжениям и военным приказам», фактически требовавшим, чтобы освобождённые районы Китая, с таким трудом вырванные китайским народом из лап японских захватчиков, были снова добровольно им отданы. К этим так называемым «правительственным распоряжениям и военным приказам» относятся, например, «меры по ограничению деятельности чуждых партий», принятые в 1939 году, «расформирование Новой 4-й армии» и «отвод войск к северу от старого русла реки Хуанхэ» в 1941 году, «роспуск Коммунистической партии Китая» в 1943 году, «расформирование к строго определённому сроку всех войск, кроме 10 дивизий» в 1944 году и, наконец, сделанное во время недавних переговоров предложение о передаче всех войск и местных органов власти под контроль гоминдана, в обмен на что гоминдан, вместо того чтобы дать согласие на создание коалиционного правительства, соглашался лишь предоставить коммунистам несколько чиновничьих постов в правительстве гоминдановской диктатуры. И это именовалось «уступкой» со стороны гоминдановского правительства. К счастью, мы не подчинились этим «распоряжениям» и «приказам» и сохранили китайскому народу часть его земли не осквернённой, сохранили армию, героически борющуюся против японских захватчиков. Разве китайский народ не должен приветствовать такое «неподчинение»? Неужели гоминдановскому правительству ещё недостаточно того, что в результате его фашистских правительственных распоряжений и пораженческих военных приказов оно уступило японским захватчикам обширную территорию от реки Амур до провинции Гуйчжоу вместе со всем населением этой огромной территории? Эти «правительственные распоряжения» и «военные приказы» одобряют лишь японские захватчики и китайские реакционеры. Разве найдётся в Китае хотя бы один честный патриот, который бы их одобрил? Пока не создано коалиционное правительство — коалиционное по существу, а не по форме, подлинно демократическое, а не правительство фашистской диктатуры, — разве может китайский народ позволить китайским коммунистам самовольно передать эти районы Китая, добившиеся освобождения, и народные войска, имеющие большие заслуги в войне против японских захватчиков, правительству, которое является правительством пораженческим, фашистским, правительством гоминдановской фашистской диктатуры? Не будь освобождённых районов и их армий, что было бы сегодня с делом борьбы китайского народа против японских захватчиков? Что ожидало бы китайскую нацию в будущем?

Угроза гражданской войны

Вплоть до настоящего времени основная господствующая клика в гоминдане упорно проводит реакционный курс на сохранение диктаторского режима и на развязывание гражданской войны. Имеется много признаков того, что эта клика уже давно готовилась, а в настоящее время особенно усиленно готовится к тому, чтобы развязать гражданскую войну, как только определённая часть континентального Китая будет очищена от японских захватчиков войсками какой-либо из союзных держав. Вместе с тем эта клика надеется, что генералы некоторых союзных держав будут выполнять в Китае такие же функции, какие выполняет английский генерал Скоби3 в Греции. Она восхваляет практику кровавых расправ, чинимых генералом Скоби и греческим реакционным правительством. Она замышляет вновь ввергнуть Китай в пучину гражданской войны, подобной той, которая происходила с 1927 по 1937 год. За дымовой завесой разговоров о «созыве Национального собрания» и «разрешении вопроса политическими средствами» основная господствующая клика в гоминдане втихомолку ведёт подготовку к гражданской войне. Если наши соотечественники не будут начеку, не разоблачат этот заговор и не пресекут эту подготовку, то наступит день, когда они услышат гром орудий на фронте гражданской войны.

Переговоры

Для того чтобы разгромить японских захватчиков и построить новый Китай, для того чтобы предотвратить гражданскую войну, Коммунистическая партия Китая, с согласия других демократических групп, выдвинула на сессии Национального политического совета в сентябре 1944 года требование о немедленном упразднении режима гоминдановской однопартийной диктатуры и создании демократического коалиционного правительства. Это требование было, несомненно, своевременным и в течение всего нескольких месяцев получило признание широчайших народных масс.

Мы неоднократно вели с гоминдановским правительством переговоры об упразднении режима однопартийной диктатуры, о создании коалиционного правительства и проведении необходимых демократических преобразований, но все наши предложения неизменно отвергались гоминдановским правительством. Гоминдан не только не желает упразднить режим однопартийной диктатуры и создать коалиционное правительство, но даже не желает пойти ни на одно из таких неотложных демократических мероприятий, как ликвидация тайной полиции, отмена реакционных законов, направленных на подавление демократических свобод, освобождение политических заключённых, легализация политических партий и групп, признание освобождённых районов, отвод войск, блокирующих освобождённые районы и нападающих на эти районы, и т.д. Вот почему в Китае и сложилась исключительно напряжённая политическая обстановка.

Две перспективы

Исходя из обстановки в целом и из анализа всех изложенных выше сторон международного и внутреннего положения, я хотел бы предупредить товарищей, что не следует думать, будто всё у нас пойдёт гладко и прекрасно. Нет, это не так. В действительности существуют две возможности, две перспективы — благоприятная и неблагоприятная. Если режим фашистской диктатуры будет существовать и впредь, если демократические преобразования не будут допущены, а основные усилия будут направлены не против японских захватчиков, а против народа, то даже если японские захватчики будут разгромлены, в стране всё же может возникнуть гражданская война и Китай будет, таким образом, вновь отброшен назад к своему прежнему тяжёлому положению зависимого, несвободного, недемократического, разобщённого, бедного и слабого государства. Такова одна возможность, одна перспектива. Такая возможность, такая перспектива всё ещё продолжает существовать, она вовсе не исключена, она отнюдь не отпала сама собой в силу лишь того, что международная обстановка стала более благоприятной, а внутри страны сознательность народа и его организованные силы выросли. В осуществлении именно такой возможности, именно этой перспективы заинтересованы внутри страны антинародная клика в гоминдане, а за рубежом — реакционные элементы, преисполненные империалистических вожделений. Это одна сторона дела, которую никак нельзя упускать из виду.

Однако, с другой стороны, именно обстановка в целом и анализ всех изложенных выше сторон международного и внутреннего положения вселяют в нас ещё большую уверенность, ещё большую решимость бороться за вторую возможность, вторую перспективу — преодолеть все трудности, сплотить весь народ, упразднить режим фашистской диктатуры гоминдана, провести демократические преобразования, укрепить и умножить силы борьбы против японских захватчиков окончательно разгромить японских агрессоров и построить независимый, свободный, демократический, единый, богатый и могучий новый Китай. В осуществлении именно такой возможности, именно этой перспективы заинтересованы внутри страны широкие народные массы, Коммунистическая партия Китая и остальные демократические группы, а за рубежом — все народы, относящиеся к нам как к равным, все прогрессивные люди и широкие народные массы зарубежных стран.

Мы хорошо понимаем, что перед нами и перед всем китайским народом ещё стоят большие трудности, ещё стоит много препятствий, что на нашем пути будет ещё много зигзагов. Но мы также понимаем, что, идя вместе со всем китайским народом, мы сможем преодолеть любые трудности и препятствия и добьёмся того, что исторические задачи, стоящие перед Китаем, будут выполнены. Бороться всеми силами против первой возможности за вторую возможность, против первой перспективы за вторую перспективу — такова великая задача, стоящая перед нами и перед всем китайским народом. Главные стороны международной и внутренней обстановки благоприятствуют нам, благоприятствуют всему нашему народу. Об этом я уже говорил выше. Мы надеемся, что гоминдановское руководство, учитывая тенденции развития международной обстановки и волю китайского народа, без колебаний изменит свою нынешнюю ошибочную политику, и тогда война против японских захватчиков увенчается победой, китайскому народу не придётся испытывать лишних страданий, и новый Китай скорее явится на свет. Следует уяснить себе, что какие бы зигзаги ни встречались на нашем пути, задача завоевания независимости и свободы китайского народа всё же будет выполнена, и время для этого уже настало. Великие устремления, за которые в течение более ста лет отдавало жизнь бесчисленное множество героев, будут осуществлены нашим поколением. Помешать этому не удастся никому, никакими способами.

Наши рекомендации