IV Политика Коммунистической партии Китая

Выше я дал анализ двух линий в войне Китая против японских захватчиков. Такой анализ совершенно необходим. Ведь до сих пор в широких массах китайского народа многие ещё не представляют себе действительного положения вещей в войне Китая против японских захватчиков. В результате блокады, осуществляемой гоминдановским правительством, многие — как в районах гоминдановского господства, так и за рубежом — совершенно не осведомлены о действительном положении вещей. До посещения освобождённых районов Китая в 1944 году группой китайских и иностранных журналистов многие почти ничего не знали об этих районах. Гоминдановское правительство чрезвычайно боится, как бы сведения о действительном положении в освобождённых районах не просочились наружу. Поэтому после того, как в 1944 году здесь побывала группа журналистов, оно немедленно полностью закрыло доступ в освобождённые районы и больше не позволяет ни одному журналисту посещать их. Гоминдановское правительство наложило также строгий запрет и на освещение действительного положения в гоминдановских районах. Поэтому, мне думается, мы обязаны сделать всё возможное, чтобы раскрыть миру подлинное положение как в тех, так и в других районах Китая. Только ясно представив себе положение в стране в целом, можно будет понять, почему так велики расхождения между политикой двух крупнейших партий Китая — коммунистической партии и гоминдана, почему между двумя линиями идёт такая острая борьба. Только таким образом можно будет показать, что спор между двумя партиями не является, как утверждают некоторые, ненужным, пустяковым спором или даже склокой, что это спор принципиальный, в котором решается вопрос жизни и смерти сотен миллионов людей.

В нынешний критический момент развития событий в Китае китайский народ, все демократические партии, группы и демократические элементы в стране, а также народы зарубежных стран, принимающие близко к сердцу всё то, что происходит в Китае, надеются, что на смену разобщённости в Китае вновь придет сплочение и что в стране будут проведены демократические преобразования. Все они хотят знать, какова политика Коммунистической партии Китая в отношении ряда важнейших вопросов, стоящих сейчас перед страной. Члены нашей партии, конечно, заинтересованы в этом в первую очередь.

Наша политика единого антияпонского национального фронта всегда была ясна, она выдержала испытание восьми лет войны. Наш съезд должен сделать из этого соответствующие выводы, которые послужат нам руководством в дальнейшей борьбе.

Теперь я остановлюсь на ряде вполне определённых выводов, к которым пришла наша партия в отношении важнейших политических мероприятий, направленных на разрешение стоящих перед Китаем проблем.

Общие положения нашей программы

Чтобы мобилизовать и объединить все силы китайского народа, ведущие борьбу против японских захватчиков, полностью уничтожить японских агрессоров и построить независимый, свободный, демократический, единый, богатый и могучий новый Китай — китайскому народу, Коммунистической партии Китая, а равно и всем антияпонским демократическим партиям крайне необходима согласованная общая программа.

Эту программу можно разделить на две части — общие положения и конкретные требования. Сначала я остановлюсь на общих положениях программы, а затем перейду к конкретным требованиям.

Исходя из основного требования — требования полного разгрома японских захватчиков и построения нового Китая, мы, коммунисты, на нынешнем этапе исторического развития Китая сходимся во мнениях с подавляющим большинством населения страны относительно следующих положений: во-первых, государственный строй Китая не должен быть строем феодальным, фашистским, антинародным, строем диктатуры крупных помещиков и крупной буржуазии, так как за восемнадцать лет владычества основной господствующей клики гоминдана этот антинародный государственный строй доказал свою полную несостоятельность. Во-вторых, в Китае невозможно построить, а значит, и не следует пытаться строить государство демократической диктатуры старого типа, осуществляемой одной только национальной буржуазией, так как, с одной стороны, национальная буржуазия в Китае экономически и политически крайне слаба, с другой же стороны, в Китае давно уже появился такой новый фактор, как сознательный, показавший свою мощь на политической арене китайский пролетариат, ведущий за собой широкие массы крестьянства, городской мелкой буржуазии, интеллигенции и других демократических элементов, и его вождь — Коммунистическая партия Китая. В-третьих, на нынешнем этапе, до тех пор пока задачей китайского народа продолжает оставаться борьба с национальным и феодальным гнётом и пока отсутствуют необходимые общественно-экономические условия, китайский народ не может вводить у себя социалистический государственный строй.

В таком случае чего же мы требуем? Мы считаем, что после полного разгрома японских захватчиков необходимо создать в Китае государственный строй, основанный на демократическом союзе участников единого фронта, опирающемся на подавляющее большинство населения всей страны и находящемся под руководством рабочего класса. Такой государственный строй мы называем новодемократическим.

Этот государственный строй действительно отвечает требованиям подавляющего большинства населения страны, потому что, во-первых, он получил или может получить одобрение миллионов промышленных рабочих и десятков миллионов ремесленных рабочих и батраков; во-вторых, он получил или может получить одобрение крестьянства, составляющего 360 из 450 миллионов населения Китая, то есть 80%, и, в-третьих, он получил или может получить одобрение широких слоев городской мелкой буржуазии, национальной буржуазии, передовых шэньши и других патриотов.

Само собой разумеется, между этими классами по-прежнему будут существовать противоречия, наиболее ярко выраженным из которых будет противоречие между трудом и капиталом. Поэтому каждый из этих классов будет иметь и свои особые требования. Замазывать эти противоречия, замазывать эти особые требования было бы лицемерием, было бы ошибкой. Но эти противоречия, эти особые требования в течение всего этапа новой демократии не будут выходить за рамки общих требований, да и нельзя допускать, чтобы они выходили за эти рамки. Эти противоречия и особые требования можно регулировать; при таком регулировании указанные классы могут сообща успешно осуществлять все мероприятия по политическому, экономическому и культурному строительству государства новой демократии.

Новодемократический политический строй, установления которого мы добиваемся, предполагает свержение чужеземного национального гнёта, ликвидацию феодально-фашистского гнёта внутри страны и создание вслед за этим не политического строя демократии старого типа, а политического строя, основанного на едином фронте, объединяющем все демократические классы. Эти наши требования полностью совпадают с революционными требованиями Сунь Ят-сена. Сунь Ят-сен писал в Манифесте 1-го Всекитайского съезда гоминдана: «В наше время так называемое «народовластие» в различных странах зачастую монополизируется буржуазией и обращается в орудие угнетения простого народа. Гоминдановский же принцип народовластия означает, что власть должна быть общим достоянием всего простого народа, а не присваиваться кучкой людей». Таков великий политический завет Сунь Ят-сена. Китайский народ, Коммунистическая партия Китая и все другие демократические элементы должны свято блюсти этот завет и решительно претворять его в жизнь; они должны решительно бороться против всех лиц и групп, нарушающих этот завет и выступающих против него, и таким образом отстаивать и развивать этот совершенно правильный политический принцип повой демократии.

Новодемократическая власть должна строиться на принципе демократического централизма; при этом общий политический курс определяется съездами народных депутатов различных ступеней, которые и избирают органы этой власти. Такая власть будет и демократической и централизованной, иначе говоря, она соединит в себе централизацию на основе демократии и демократию при централизованном руководстве. Только такой строй позволяет, с одной стороны, осуществить широкую демократию и дать съездам народных депутатов всех ступеней всю полноту власти, а с другой стороны, решать государственные дела в централизованном порядке; только он обеспечивает органам власти всех ступеней возможность в централизованном порядке решать те дела, которые им поручаются соответствующими съездами народных депутатов, и вместе с тем гарантирует народу полную свободу демократической деятельности.

Армия и другие вооружённые силы — важная составная часть аппарата государственной власти новой демократии. Без них нельзя обеспечить оборону государства. Все вооружённые силы новодемократического государства, как и все органы власти, будут принадлежать народу и защищать народ. Они будут коренным образом отличаться от старой армии, старой полиции и т.п., которые принадлежат кучке людей и угнетают народ.

Экономический строй новой демократии, которого мы добиваемся, также соответствует принципам Сунь Ят-сена. В аграрном вопросе Сунь Ят-сен выдвигал требование: «каждому пахарю — своё поле». По вопросу о промышленности и торговле Сунь Ят-сен писал в Манифесте 1-го съезда гоминдана: «Все принадлежащие китайцам и иностранцам предприятия, которые либо носят монополистический характер, либо очень велики по своим масштабам и не могут управляться частными лицами, как, например, банки, железные дороги, воздушные сообщения и т.п., эксплуатируются и управляются государством, дабы частный капитал не мог держать в своих руках жизнь народа. Вот в чём основной смысл ограничения капитала». На данном этапе мы в области экономики вполне согласны с этими требованиями Сунь Ят-сена.

Некоторые думают, что китайские коммунисты против развития личной инициативы, против развития частного капитала, против охраны частной собственности. В действительности это не так. Чужеземный национальный гнёт и феодальный гнёт внутри страны жестоко сковывают развитие личной инициативы китайцев, сковывают развитие частного капитала и разрушают достояние широких слоёв населения. Задача же новодемократического строя, установления которого мы добиваемся, именно в том и состоит, чтобы устранить эти оковы, положить конец этим разрушениям и обеспечить широким кругам китайцев возможность свободно развивать личную инициативу в обществе, свободно развивать частнокапиталистическое хозяйство, которое, однако, не должно «держать в своих руках жизнь народа», а должно приносить ему пользу, а также в том, чтобы обеспечить охрану всей частной собственности, приобретённой законным путём.

В соответствии с принципами Сунь Ят-сена и опытом китайской революции народное хозяйство Китая на современном этапе должно состоять из государственного, частного и кооперативного секторов. Государство, которое мы имеем в виду, говоря о государственном секторе, ни в коем случае не должно быть государством, где власть «присваивалась бы кучкой людей», а непременно должно быть новодемократическим государством, руководимым пролетариатом, государством, где власть является «общим достоянием всего простого народа». Культура новой демократии также должна быть «общим достоянием всего простого народа», то есть она должна быть национальной, научной и массовой культурой и отнюдь не должна «присваиваться кучкой людей».

Всё изложенное выше составляет общие или основные положения программы китайских коммунистов на данном этапе, то есть на протяжении всего этапа буржуазно-демократической революции. По отношению к программе нашей дальнейшей борьбы за социалистическое и коммунистическое общество, программе-максимум, эта программа является программой-минимум. Выполнение этой программы позволит Китаю сделать шаг вперёд и подняться от нынешнего состояния государства и общества, то есть от колониального, полуколониального и полуфеодального государства и общества, к новодемократическому государству и обществу.

Предусматриваемые этой программой установление гегемонии пролетариата в политике и создание под руководством пролетариата государственного и кооперативного секторов в экономике — это элементы социализма. Однако осуществление этой программы ещё не означает, что китайское общество станет социалистическим.

Мы, коммунисты, никогда не скрывали своих политических устремлений. Наша программа дальнейшей борьбы, или программа-максимум, имеет целью поднять Китай на более высокую ступень, на ступень социализма и коммунизма. Это вполне определённо и не подлежит никакому сомнению. Название нашей партии и наше марксистское мировоззрение ясно указывают на этот безгранично прекрасный и светлый высший идеал, который мы осуществим в будущем. Каждый коммунист, вступая в партию, ясно видит перед собой две цели, за которые он должен бороться: осуществление на данном этапе новодемократической революции и осуществление в будущем социализма и коммунизма. При этом его не пугают враждебность, клевета, оскорбления и насмешки невежественных противников или подлых врагов коммунизма. Всему этому мы должны давать решительный отпор. Что же касается людей добросовестно сомневающихся, то нужно не бить их, а доброжелательно и терпеливо разъяснять им. Всё это совершенно ясно, совершенно определённо и недвусмысленно.

Однако все китайские коммунисты и все те, кто сочувствует идеям коммунизма, должны бороться за достижение цели, которую мы себе ставим на нынешнем этапе, — за свержение чужеземного национального гнёта, за ликвидацию феодального гнёта, за избавление китайского народа от трагической участи населения колониальной, полуколониальной и полуфеодальной страны, за построение независимого, свободного, демократического, единого, богатого и могучего Китая, государства новодемократического по своему характеру, руководимого пролетариатом, государства, основным содержанием деятельности которого является освобождение крестьянства, — иначе говоря, за построение государства революционных трёх народных принципов Сунь Ят-сена. Мы так и поступаем. Во имя достижения этой цели мы, коммунисты, вместе с широкими массами китайского народа ведём героическую борьбу на протяжении двадцати четырёх лет.

Если кто-либо из коммунистов или людей, сочувствующих коммунистической партии, не борется за достижение этой цели, пренебрегает буржуазно-демократической революцией и вследствие этого хотя бы в незначительной степени ослабляет свои усилия в борьбе за дело этой революции, проявляет нерадивость, недостаток искренности, энтузиазма, готовности пожертвовать собой и лишь попусту болтает о социализме и коммунизме, — это значит, что он сознательно или несознательно в той или иной мере изменяет социализму и коммунизму, а потому не является сознательным и преданным коммунистом. Только через демократию можно прийти к социализму — таково незыблемое положение марксизма. В Китае же период борьбы за демократию будет ещё продолжительным. Пытаться построить социализм на развалинах колониального, полуколониального и полуфеодального порядка, без единого новодемократического государства, без развития новодемократического государственного хозяйства, без развития частнокапиталистического и кооперативного хозяйства, без развития национальной, научной, массовой культуры, то есть новодемократической культуры, без раскрепощения и развития инициативы сотен миллионов людей — одним словом, без доведения до конца буржуазной по своему характеру демократической революции, демократической революции нового типа, руководимой коммунистической партией, — было бы совершенной утопией.

Некоторые не понимают, почему коммунисты не только не боятся развития капитализма, но, наоборот, при определённых условиях ратуют за это развитие. Наш ответ очень прост. Когда на смену гнёту иностранного империализма и собственного феодализма приходит некоторое развитие капитализма, это явление не только прогрессивное, но и неизбежное. Это выгодно не только буржуазии, от этого выигрывает также и пролетариат и, пожалуй, даже в большей мере, чем буржуазия. Современный Китай страдает от избытка иностранного империализма и собственного феодализма, а вовсе не от избытка отечественного капитализма. Наоборот, капитализма у нас слишком мало. А вот некоторые глашатаи китайской буржуазии, как это ни странно, не осмеливаются прямо выдвигать требование развития капитализма, а говорят об этом лишь обиняками. С другой стороны, есть и такие люди, которые категорически отрицают, что в Китае нужно допустить некоторое необходимое развитие капитализма; они утверждают, будто можно одним махом перескочить в социалистическое общество, что, дескать, три народных принципа и социализм можно завоевать «в одном сражении». Совершенно ясно, что подобные суждения в одном случае отражают слабость китайской национальной буржуазии, в другом же — представляют собой демагогический приём, к которому прибегают крупные помещики и крупная буржуазия, чтобы обмануть народные массы. Мы, коммунисты, исходя из марксистского понимания законов общественного развития, ясно представляем себе, что в условиях Китая при новодемократическом государственном строе, наряду с государственным хозяйством, единоличным хозяйством трудящихся и кооперативным хозяйством, совершенно необходимо в интересах дальнейшего развития общества предоставить возможность и для развития частнокапиталистического хозяйства в пределах, не позволяющих частному капиталу держать в своих руках жизнь народа. Мы, китайские коммунисты, — люди трезвого ума, и нас не сбить с толку никакими пустыми разговорами и демагогией. Некоторые сомневаются в искренности заявления коммунистов о том, что «три народных принципа Сунь Ят-сена необходимы для современного Китая, и наша партия готова вести борьбу за их полное осуществление». Такие сомнения объясняются непониманием того, что признаваемые нами основные положения трёх народных принципов, как они были разъяснены Сунь Ят-сеном в Манифесте 1-го съезда гоминдана в 1924 году, совпадают с некоторыми основными положениями программы нашей партии для данного этапа, то есть с нашей программой-минимум. Однако следует отметить, что эти три народных принципа Сунь Ят-сена совпадают с программой нашей партии для данного этапа лишь в некоторых основных положениях, а вовсе не полностью. Новодемократическая программа нашей партии, конечно, гораздо полнее, чем программа Сунь Ят-сена. Особенно большие успехи сделала наша партия в развития теории, программы и практики новой демократии за двадцать лет китайской революции, после смерти Сунь Ят-сена. В дальнейшем эти успехи будут ещё более значительными. Однако эти три народных принципа Сунь Ят-сена по своей сути являются новодемократической программой, отличающейся от старых трёх народных принципов, существовавших прежде, и естественно, что эти новые три народных принципа Сунь Ят-сена «необходимы для современного Китая», естественно, что «наша партия готова вести борьбу за их полное осуществление». Для китайских коммунистов борьба за программу-минимум и борьба за революционные, то есть новые три народных принципа Сунь Ят-сена, составляют в основном (но не во всём) одну и ту же, а не две различные задачи. Таким образом, не только уже доказано в прошлом и в настоящем, но будет доказано и в дальнейшем, что китайские коммунисты являются самыми преданными и самыми последовательными борцами за осуществление революционных трёх народных принципов Сунь Ят-сена.

Некоторые выражают сомнение: не создадут ли коммунисты, как только они одержат верх, диктатуру пролетариата и однопартийную систему по примеру России? Мы отвечаем на это, что между новодемократическим государством союза нескольких демократических классов и социалистическим государством пролетарской диктатуры существует принципиальное различие. Конечно, отстаиваемый нами новодемократический строй создаётся под руководством пролетариата, под руководством коммунистической партии. Однако в Китае в течение всего периода новой демократии невозможен, а потому и не должен иметь места режим диктатуры одного класса и монопольного положения одной партии в правительстве. Мы не имеем никакого основания отказываться от сотрудничества с какой бы то ни было партией, общественной группой или отдельными лицами, если только они стоят на позициях сотрудничества с коммунистической партией и не занимают враждебной к ней позиции. Строй, созданный в России, обусловлен историческим развитием России. Там уничтожен общественный строй эксплуатации человека человеком и созданы политический, экономический строй и культура самого передового типа демократии, то есть социализма. Все партии, выступавшие против социализма, были отвергнуты народом, который поддержал только партию большевиков. Поэтому в России и сложилось существующее там положение. Это было для неё совершенно необходимо и совершенно закономерно. Но хотя в России и нет других партий, кроме партии большевиков, однако в органах власти там осуществляется союз рабочих, крестьян и интеллигенции, блок коммунистов и беспартийных, и нет такого положения, чтобы в органах политической власти могли работать одни только представители рабочего класса или одни только большевики. Историческое развитие Китая на современном этапе породит и соответствующий строй. В течение длительного времени в Китае будет существовать своеобразная форма государства и своеобразная форма организации власти, совершенно необходимая и закономерная для нас и в то же время отличная от строя в России, а именно новодемократическое государство и новодемократическая организация власти, которые будут государством и властью союза нескольких демократических классов.

Конкретные требования нашей программы

В соответствии с изложенными выше общими положениями программы наша партия должна иметь также и конкретные программные требования применительно к отдельным периодам. Общие положения нашей новодемократической программы остаются неизменными на протяжении десятков лет, на протяжении всего этапа буржуазно-демократической революции. Однако поскольку в отдельные периоды этого этапа обстановка менялась и меняется, постольку и наши конкретные требования не могут не подвергаться изменениям. Это вполне естественно. Так, например, в период Северного похода, в период революционной аграрной войны и в период войны против японских захватчиков общие положения нашей новодемократической программы оставались неизменными, но наши конкретные требования на каждом из этих трёх этапов подвергались изменениям в связи с тем, что на каждом из них менялись наши противники и наши союзники.

Обстановка, которая сложилась в настоящее время для китайского народа, такова: 1) японские захватчики ещё не разгромлены; 2) китайский народ остро нуждается в сплочении и проведении демократических преобразований, чтобы обеспечить национальное единство, быстро мобилизовать и объединить все силы, ведущие борьбу против японских захватчиков, и во взаимодействии с союзными державами разгромить японских агрессоров; 3) гоминдановское правительство подрывает национальное единство и препятствует проведению демократических преобразований. Каковы в этой обстановке наши конкретные программные требования, иначе говоря, каковы требования китайского народа в настоящее время?

Мы считаем, что наиболее правильными и притом минимальными являются следующие требования:

·мобилизовать все силы для того, чтобы во взаимодействии с союзными державами окончательно разгромить японских захватчиков и установить мир между народами;

·упразднить однопартийную диктатуру гоминдана, создать демократическое коалиционное правительство и объединённое верховное командование;

·наказать все прояпонские, фашистские и пораженческие элементы, подрывающие сплочение нации и борющиеся против народа, и обеспечить национальное единство;

·наказать реакционные элементы, создающие угрозу гражданской войны, и обеспечить мир в стране;

·наказать национальных предателей, покарать офицеров-изменников, перешедших на сторону врага, наказать японских шпионов;

·ликвидировать тайную полицию, как реакционное орудие подавления народа, положить конец её деятельности, ликвидировать концентрационные лагери; отменить все реакционные законы, направленные против свободы слова, печати, собраний, союзов, убеждений, вероисповедания, против неприкосновенности личности, с тем чтобы обеспечить народу гражданские свободы во всей их полноте;

·легализовать все демократические партии и группы;

·освободить всех политических заключённых, брошенных в тюрьмы за патриотическую деятельность;

·отвести все войска, блокирующие освобождённые районы Китая и совершающие на них нападения, и использовать эти войска на фронте против японских захватчиков;

·признать все войска, ведущие борьбу против японских захватчиков, и избранные народом органы власти освобождённых районов Китая;

·укреплять и расширять освобождённые районы и их вооружённые силы и освободить все захваченные врагом территории;

·оказывать помощь населению оккупированных районов в организации подпольной армии и подготовке вооружённых восстаний;

·разрешить китайскому народу вооружаться для защиты своих очагов и своего отечества;

·реорганизовать в военном и политическом отношении находящиеся в непосредственном ведении гоминдановского верховного командования вооружённые силы, которые постоянно терпят поражения, совершают насилия над населением и притесняют «чуждые» войска, а также наказать генералов, ответственных за поражения;

·усовершенствовать систему воинской повинности, улучшить материальное положение солдат и офицеров;

·проявлять заботу о семьях фронтовиков, сражающихся против японских захватчиков, чтобы находящиеся на фронте солдаты и офицеры могли спокойно воевать;

·проявлять заботу о семьях погибших воинов, а также об инвалидах войны и оказывать демобилизованным бойцам материальную помощь и содействие в устройстве на работу;

·развивать военную промышленность в интересах ведения войны;

·справедливо распределять между воюющими против японских захватчиков армиями вооружение и денежные средства, поступающие от союзных держав;

·наказать продажных чиновников и казнокрадов, создать честную администрацию;

·улучшить материальное положение средних и низших государственных служащих;

·предоставить всем гражданам страны демократические права;

·ликвидировать систему «баоцзя»4, служащую средством угнетения народа;

·оказывать помощь беженцам и населению, пострадавшему от стихийных бедствий;

·создать крупный фонд помощи, с тем чтобы с освобождением родной земли оказывать широкую помощь населению пострадавших от оккупации районов;

·отменить все тяжкие поборы и налоги, ввести единый прогрессивный налог;

·осуществить преобразования в деревне, снизить арендную плату и ссудный процент, надлежащим образом гарантировать права арендаторов, предоставлять крестьянам-беднякам кредит на льготных условиях, содействовать крестьянам в деле их организации, чтобы тем самым создать благоприятные условия для развития сельскохозяйственного производства;

·обуздать бюрократический капитал;

·положить конец существующей политике диктата в экономической жизни;

·пресечь безудержную инфляцию и безудержный рост цен;

·содействовать развитию различных промышленных предприятий, принадлежащих частным лицам, содействовать им в получении кредитов, закупке сырья и сбыте товаров;

·улучшить материальное положение рабочих, оказывать помощь безработным и содействовать рабочим в деле их организации, чтобы тем самым создать благоприятные условия для развития промышленного производства;

·в народном просвещении ликвидировать пропитанную гоминдановским духом систему образования5, развивать национальную, научную, массовую культуру и просвещение;

·материально обеспечить преподавателей и служащих учебных заведений и гарантировать свободу научно-исследовательской деятельности;

·защищать интересы молодёжи, женщин и детей, оказывать помощь в получении образования молодёжи, лишенной возможности учиться, содействовать организации молодёжи и женщин и их участию на равных правах со всеми другими членами общества в различных видах деятельности, способствующих успешному ведению войны против японских захватчиков и достижению социального прогресса;

·осуществлять принцип свободы брака и равноправия мужчин и женщин;

·организовать обучение молодёжи и детей полезным знаниям и навыкам;

·улучшить положение национальных меньшинств в стране, предоставить всем национальным меньшинствам право на национальную автономию;

·защищать интересы китайских эмигрантов за границей и помогать эмигрантам, возвратившимся на родину;

·предоставлять убежище иностранным гражданам, бежавшим в Китай от гнёта японских захватчиков, и оказывать этим гражданам помощь в их борьбе против японских захватчиков;

·улучшить советско-китайские отношения.

Чтобы осуществить всё это, прежде всего необходимо немедленно упразднить однопартийную диктатуру гоминдана и создать единое для всей страны временное демократическое коалиционное центральное правительство, включающее представителей всех антияпонских партий и групп и беспартийных деятелей. Без этой предпосылки немыслимо проведение каких-либо серьёзных преобразований в районах гоминдановского господства, а значит и в общенациональном масштабе.

Эти требования — голос широких народных масс Китая, а также широкой демократической общественности в союзных государствах.

Конкретная программа-минимум, согласованная между всеми антияпонскими демократическими партиями и группами, совершенно необходима, и мы готовы приступить к консультациям со всеми этими партиями и группами, приняв за основу изложенную выше программу. Каждая партия может иметь свои особые требования, но все они должны договориться между собой относительно общей программы.

В районах гоминдановского господства эта программа пока ещё является только программой требований; в оккупированных врагом районах эта программа, за исключением того её пункта, который касается организации подпольной армии и подготовки к вооружённым восстаниям, может быть осуществлена только после освобождения соответствующих районов; в освобождённых же районах она давно уже проводится в жизнь и должна проводиться и впредь.

Нынешние требования китайского народа, или конкретные требования нашей программы, о которых я говорил, охватывают много важных вопросов военного и послевоенного периодов; эти вопросы необходимо здесь разъяснить. Разъясняя эти вопросы, мы подвергнем критике некоторые порочные взгляды основной господствующей клики гоминдана и тем самым рассеем возникающее кое у кого недоумение.

Наши рекомендации