Терроризм и его проявления в РК.

Для всего мира полной неожиданностью стала серия террористических актов, прогремевших этим летом в Казахстане. Государство, считающее одним из своих крупных достижений сохранение стабильности, вдруг стало объектом атак экстремистов.

«Как показали события прошедшего лета, – заявил президент, – ни одна страна в мире не застрахована от атак террористов. Террористическая угроза стала реальностью и для Казахстана».

Поводом для этого стало нападение на оружейный магазин и воинскую часть в Актобе, которую в июне совершила группа вооруженных людей. А также атака в июне здания РУВД в Алматы, в результате которого погибли полицейские.

Так, например, по данным Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по состоянию на сентябрь 2016 г., за прошедшие пять лет в стране за совершение преступлений террористического и религиозно-экстремистского характера осуждены 445 человек. Кроме того, с начала вооруженных конфликтов в Афганистане, Сирии, Ираке из лагерей международных террористических организаций депортированы и экстрадированы 45 граждан Казахстана, 33 — вернулись самостоятельно.

Внешний фактор играет одну из ключевых ролей. Отмечается, что за последние пять лет органы КНБ не допустили выезда в зоны террористической активности 559 рекрутов-казахстанцев. Руководство КНБ РК подчеркивает, что вооруженный конфликт в сирийско-иракской зоне активизировал террористические силы на всем Ближнем Востоке, и участие в вооруженных конфликтах граждан нашей страны представляет прямую угрозу Казахстану. В том числе опасения вызывают факты возвращения боевиков из сирийско-иракской зоны в Казахстан. Это фактически носители крайне радикальных взглядов, которые при этом обладают вербовочными и боевыми навыками. Поэтому сохраняется высокий уровень угрозы террористических актов внутри Казахстана.

Видится серьезная опасность в сегодняшней уязвимости части верующих в отношении разных течений джихадистского толка. Как отмечают исследователи, возникла новая тенденция — примыканиe радикально настроенной верующей молодежи (сторонники такфризма) уже не только к ИГИЛ, но и к проалькаидовской организации «Джабхат фатах аль-Шам», действующей в Сирии и набирающей авторитет среди вооруженных групп.

Серьезную роль в радикальной обработке граждан играет интернет-фактор. Экстремистский контент по-прежнему находит своих активных потребителей. Функционирует целая система интернетресурсов, ориентированных на идеологическую обработку и обучение методам террористической деятельности. Обеспокоенность по этому вопросу недавно выражал генеральный прокурор страны.

Безусловно, мы имеем дело со скрытными, законспирированными группами экстремистов. С одной стороны, это говорит о том, что их выявлением и раскрытием должны заниматься субъекты оперативной деятельности, с другой — что такие группы закрыты от диалога и переубеждения, и это осложняет превентивную и профилактическую работу.

Актюбинский регион, наряду с другими западными областями Казахстана, не первый год известен как зона более высокого риска религиозного экстремизма. В условиях такой выраженности сложно считать имевший место теракт чем-то непредвиденным или неожиданным. Поэтому тем более необходимо найти там слабые звенья в системе мер противодействия экстремизму.

С начала октября 2016 г. для концентрированного проведения в течение одного месяца комплексной информационно-разъяснительной работы во всей Актюбинской области по инициативе Генеральной прокуратуры со всего Казахстана стянуты специалисты: теологи, психологи, должностные лица, общественные деятели и т.д. Это говорит о высокой степени осознания государством реального уровня опасности религиозного экстремизма и терроризма в настоящее время.

Дополнительную ценность в прояснении состояния религиозного экстремизма и терроризма в Казахстане может представить анализ теракта, имевшего место в Алматы в июле 2016 г., исполнителя которого — Руслана Куликбаева — в прессе и социальных сетях прозвали «алматинским стрелком».

Следует заметить, что «алматинский стрелок», как террорист с религиозно-экстремистским окрасом старался убивать исключительно людей, имеющих отношение к правоохранительным органам, военнослужащих. И это отражает уже тенденцию, характерную не именно для Алматы, но присущую в целом современному контингенту казахстанских религиозных экстремистов.

Если рассматривать внутреннюю по отношению к государству составляющую, то здесь присутствие ислама определяется, во-первых, использованием экстремистами и террористами религиозных лозунгов для привлечения сторонников. Почему это стало возможным? В числе основных особенностей современного экстремизма специалисты называют реакцию на социальную несправедливость и нищенское существования в обществе, проявлениями коррупции и злоупотреблением отдельных чиновников. В условиях Казахстана эти факторы могут в будущем являться определяющим. Опыт показывает, радикальный ислам возникает, как правило, там, где позиции ортодоксального ислам слабы, Не удивительно, что сохранившийся в Республике бытовой ислам оказался не готовым и не способным противостоять его же радикальным течением. По официальным данным, в Казахстане лишь около 30% имамов имеют высшее религиозное образование.

Процесс возрождения религиозных чувств привлек в нашу республику проповедников радикального ислама, нашедших благодатную почву для внедрения своих идей у обиженного и малограмотного части населения. Из выше сказанного следует, что наши граждане, исповедующий ислам, вполне могут примкнуть к экстремистским, террористическим организациям в порядке протеста, существующей, по их мнению, несправедливости, а также в целях ее восстановления, соблюдения своих прав и обеспечения своих интересов.

Казахстан может считаться чрезвычайно уязвимой страной, что подтверждает проникновение на территорию республики радикальных идей ваххабистко - салафитского толка. Источником терроризма и экстремизма могут стать иные, в том числе радикальные формы ислама. Как правила, они проникают из вне и, завоевывая «место под солнцем», выступают не только против светской власти, но и против традиционного ислама. Этот вариант по своей сути является разновидностью первого, так как ислам в любых своих проявлениях неотделим от политики и его содержанием является участие во власти. Религиозный фактор широко используется радикальными религиозными организациями, для достижения своих целей, в том числе и помощью террора.

Наши рекомендации