Характеристика государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)

Понятие и признаки государства.

Государство:

1) В широком смысле: суверенный, территориальный, публично-властный союз , или территориальная организация публичной власти , образующая специальный аппарат управления населением, деятельность которого финансируется за счет налогов и сборов.

2) В узком смысле: государственный аппарат.

Признаки государства:

1) Наличие публичной верховной власти:

имеет принудительный характер; независимость от всех других властей. В отличие от других властей имеет право на физическое принуждение (монополия на законное насилие). Ограничения государственной власти: нормы международного права, Конституция гос-ва, естественный порядок вещей.

2) Наличие определенной территории:

земля, недра, реки, озёра, водохранилища, морские и внутренние территориальные воды.

3) Государственный аппарат управления:

функция – осуществление власти; свойства – профессионализм, иерархичность.

4) Наличие населения:

юридически свободные люди, наделенные правами и обязанностями;

группы прав:

1) ограждающие (неприкосновенность жилища, личная неприкосновенность и т.п.);

2) права на свободу какой-либо деятельности (свобода передвижения, свобода выбора профессии и т.п.);

3) Права требования по отношению к гос-ву (право на защиту от безработицы, и т.п.);

4) право на формирование гос. Аппарата (право избирать и быть избранным)

5) Наличие системы налогообложения (источник формирования казны)

Не из лекций:

6) Правовая система

7) Суверенитет: суверенитет гос. Власти (свобода действия по своему усмотрению); суверенитет народа (право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами гос-ва); национальный суверенитет (свобода наций на самоопределение и создание различных форм государственности).

8) Государственная символика: герб, флаг, гимн.

Функции государства.

Внутренние функции:

  1. Политическая
  2. Правовая
  3. Экономическая
  4. Социальная
  5. Идеологическая
  6. Фискальная (взимание налогов и сборов)

Внешние функции:

  1. Поддержание мира и взаимного сотрудничества между гос-вами
  2. Защита госуд. суверенитета от внешних посягательств

Характеристика государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).

Форма правления – форма государственной власти, компетенция их взаимоотношений.

1. Монархия – передается по наследству или путем назначения наследника. Пожизненный или бессрочный характер.

1.1.Ограниченная: 1.дуалистическая: законодательная власть – специальный орган, исполнительная власть – монарх, монарх осуществляет внешние отношения

2. Парламентская: король царствует, но не правит. Законодат. Власть-парламент. Исп.власть.-орган, который назначается парламентом.

1.2. неограниченная: 1.деспотия:у монарха вся полнота власти, все права монарху. 2. Абсолютная: не исключено наличие гос. Аппарата (получает власть от монарха).

2. республика – высший орган, назначаемый и сменяемый: 2.1. президентская: правительство назначается, президент может распустить парламент, может возглавлять правительство. 2.2. парламентская: президент избирается парламентом, президентские полномочия номинальные.

Государственное устройство – деление на составные части, взаимоотношения между ними и по отдельности каждого из них с государством.

Унитарное государство – гос-во подразделяется на единицы, но они не обладают собственной компетенцией.

Федерация – союзное гос-во, единицы обладают самостоятельностью. Власть на 2 уровнях, субъекты равноправны.

Конфедерация – союз гос-в, временный хар-р, возможен выход из союза, нарушение обязанностей – исключение из союза.

Политический режим. 1. Тоталитарный – полное огосударствление. Прав-во абсолютное, вождь превращается в божество, стоящее выше закона. Полная централизация, централизованная и всецело плановая экономика, при которой государство является единственной торговой корпорацией, полная потеря населения саморегуляции и внешней свободы, чрезвычайно раздутая армия и чиновничий аппарат, замена денежных продуктов натуральными продуктами, вырождение денежной экономики.

2.Авторитарный режим: госу-венная власть осуществляется группой людей (формально подтвержденная, неформальная), разделение властей отвергается функционально, гос-венный аппарат централизованный, вертикальное управление, бюрократизирован. Деятельность непрозрачная. Население не имеет никакого знания, из ставят перед результатом. Имеют место случаи внесудебной расправы, правосудие носит заказной хар-р. Господствующая идеология есть, однако остальные не запрещены, но контролируются.

3. Демократический режим: разделение гос.власти(законодательная, исполнительная, судебная) полномочия этих властей могут осуществляться только при наличии других. Гос.управление носит черты децентрализации, решения в форме нормативных актов, учет интересов меньшинства (отвергает диктатуру общества), власть является выборной и сменяемой, проводятся регулярные и честные выборы. Формальное равенство между гражданами, кастовой деление отвергается, признается и защищается частная собственность, свобода слова, свобода выражения мнения. Наличие многопартийности, оппозиц. Партий и тд.

Понятие и функции права.

Право – это совокупность правил поведения (норм), установленных и санкционированных государством, властью в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений, обеспечиваются силой государственного принуждения.

Функции права – это такие правила его воздействия на общественные отношения , потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.

Функции права: регулятивная, охранительная, экономическая, социальная, культурная, информационная.

Источники права.

Под формой (источником) права принято понимать способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права:

1. Нормативный-правовой акт

2. Судебный прецедент

3. Правовой обычай

4. Принцип права

5. Правовая доктрина

6. Нормативный договор

7. Деловое обыкновение

6.Норма права: понятие, структура и классификация.

норма права - это общеобязательное, формально определённое правило поведения общего характера, предоставляющее лицам субъективные права и налагающее на них юридические обязанности, которое поддерживается принудительной силой государства.

Структура нормы права.

1.Диспозиция-правило поведения. 2.гипотеза-условия, при наличии которых субъект должен действовать так, как ему предписано нормами права. 3. санкция-определяет неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиций.

Классификация. 1. Нормы, исходящие от государства. 2. Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения. 3.учередительные.4.регулятивные,охранительные,декларативные,дефинитивные,оперативные,управомочивающие,запрещающие,общие,специальные,императивные,диспозиционные,поощрительные,общего действия, локального действия, ограниченного действия.

Система права

4. Система права.

Система права – внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременно в дифференциации на отрасли и институты.

Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений, например, институт охраны труда, институт гражданства и тд.

Подотрасль права – совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права.

Отрасль права – регулирует однородные и взаимосвязанные отношения, используя свой метод. 1. Частное право – к пользе одного лица. 2. Публичное право – к обществу. Разделение по способам: 1. Гос-во воздерживается от того, чтобы быть единственным центром регулирования, допускает существование других центров управления. 2. Нормирование осуществляется 1 субъектом: устанавливается поведение других субъектов, следствие – права являются обязанностями.

Отрасли:1. Конституционное право. 2. Гражданское право. 3. Административное право. 4. Семейное право. 5. Трудовое право. 6. Уголовное право. 7. Уголовно-процессуальное право. 8. Гражданское процессуальное право. 9. Финансовое право.

8. Нормотворчество: понятие и стадии.

Нормотворчество - акт создания права.

Стадии:

1) Предложение проекта.

2) Решение компонентного органа а включении инициированного вопроса в план законодательной деятельности.

3) Рассмотрение проекта.

4) Принятие акта.

5) Доведение до адресата.

9. Правоотношение: понятие и основные элементы.

Правоотношение- общественное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют корреспондирующие права и обязанности.

Основные элементы:

  • Субъект(право субъектности,правоспособность,дееспособность). Судебные правоотношения,коллектив,организация, гос орган,население
  • Объект( монистический-образует поведение людей и содержание правоотношений; плюралистический- действует 1 из возможных объектов; ) то,на что направлена деятельность.Это могут быть материальные блага,нематериальные блага, поведение людей.
  • Содержание(образует поведение участников)
  • Форма( права и обязанности участников

Правосубъектность.

Правосубъе́ктность — юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.

Правосубъектность = правоспособность + дееспособность.

Правоспособность– способность иметь права и обязанности.

Дееспособность - способность своими действиями осуществлять права и обязанности и нести ответсвенность.(деликтоспособность)

11 Юридические факты: понятие и классификация.

Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения

Классификация:

По характеру последствий:

 правообразующие

 правоизменяющие

 правопрекращающие

 правоподтверждающие (обоснованные факты)

 правовостанавливающие

 правопрепятствующие

По связи с волей субъекта юридические факты могут быть классифицированы на события (протекают независимо от воли человека) и деяния(по воле человека). Деяния делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные в свою очередь делятся на юридические поступки и юридические акты. Юридические акты подразделяются на административные акты и сделки.

По характеру действия во времени:

факты однократного действия (например, возврат ссуды) и факты-состояния (например, состояние в кровном родстве, в трудовом договоре, в браке, нетрудоспособность и т.п.) - это факты непрерывного юридического действия, которые вызывают множество правоотношений.

Наши рекомендации