Понятие и структура политической системы общества
Билеты по ТГП
№ 1
Понятие и виды политический режимов.
Механизм правового регулирования (понятие и структура).
Нормативный акт, акт применения права и акт толкования. Их соотношение.
Понятие и структура политической системы общества.
Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтах, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.
В литературе отмечается, что политическая система представляет собой единство четырех сторон:
1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);
2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.)
3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);
4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология).
В структуре политической системы можно выделить следующие элементы:
- политические и правовые нормы - это сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур.
- политическая структура - совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей может быть сведено в двум основным типам: сами действия, упорядочивающие отношения (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям) и учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются.
- политическая деятельность - разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы политической власти в обществе. Политическая деятельность подразделяется на несколько четко выраженных состояний. Это: 1) политическое отчуждение, которое выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической; 2) политическая пассивность - это вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности; 3) политическая активность - стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовывать свои интересы.
- политическое сознание - это многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов государственной власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании два уровня организации: концептуальный - политические теории, доктрины, программы и учения и обыденный - несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения.
- политическая культура - это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регулирования их деятельности и отношений.
Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.
Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Понятие механизма правового регулирования сложилось в конце 70-х гг. и связано с работой профессора С.С. Алексеева, которая называется "Механизм правового регулирования в социалистическом государстве". За этим понятием в юриспруденции стоит стремление проследить действие права как процесса, определяемого набором специальных юридических элементов. К основным элементам относятся:
1) правовые нормы;
2) правовые отношения;
3) акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей.
Значение этих элементов состоит в том, что действие права на общественную жизнь всегда начинается с правовых норм. Правовые нормы - это нормативная основа возможного правового регулирования. Поэтому для того, чтобы оказать влияние на общественную жизнь, правотворец, законодатель вначале всегда устанавливает правовые нормы. Они могут быть рассмотрены как своеобразные модели, эталоны, образцы нужного, полезного для государства и общества человеческого поведения. Правовые нормы моделируют человеческую деятельность, предопределяют пути и средства деятельности людей в сфере, подвластной праву. Поэтому механизм правового регулирования всегда начинает действовать с установления правовых норм. Правовые нормы способствуют возникновению правовых отношений. Правовые отношения - это нормы права в действии. Правовые нормы и правовые отношения соединяются посредством юридических фактов. Именно юридические факты вызывают движение, развитие правовых отношений и создают предпосылки претворения правовых норм в жизнь. Правовые отношения, таким образом, - это центральный элемент для механизмы правового регулирования. Правовые отношения демонстрируют соблюдение, исполнение, использование и применение права. Они являются фактической деятельностью людей, урегулированной нормами права. Центральным элементом правовых отношений выступают субъективные права и юридические обязанности. Механизм правового регулирования в своем действии, начинаясь с установления правовых норм, вызывает к жизни правовые отношения, и следующим, третьим элементом выступают акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Это конкретная деятельность участников правовых отношений, которые при помощи права удовлетворяют свои субъективные права и юридические обязанности. Акты реализации прав и обязанностей - это завершающая, подытоживающая стадия механизма правового регулирования.
Наряду с тремя основными элементами существуют и участвуют в правовым регулировании также элементы, которые можно назвать факультативными. К ним относятся:
- правовое сознание;
- законность;
- толкование права;
- юридическая ответственность;
- правовая культура.
Назначение этих факультативных элементов состоит в обслуживании, обеспечении действия основных элементов.
Правовое сознание выглядит как система идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций и настроений, возникающих у людей под действием права. Правосознание, таким образом, выглядит как идейно-психическая среда, в которой действуют основные элементы. При помощи правового сознания совершенствуются и формулируются правовые нормы, на его основе формируется учение о субъективных правах и юридических обязанностях. Правовое сознание - это интеллектуальная и психическая почва, на которой вырастает представление людей о действии права.
Важную роль в механизме правового регулирования играет законность - политико-юридический режим строгого, неуклонного соблюдения правовых норм. Это система требований точного соблюдения правовых норм, обеспечивающая правомерную человеческую деятельность. Поэтому законность в механизме правового регулирования образует своеобразный стержень единства, точности, неукоснительности в деятельности участников правовых отношений. Законность как бы связывает практическое действие правовых норм и деятельность людей. Ее назначение состоит в проведении в жизнь тех идеалов, моделей, которые имел в виду законодатель, устанавливая правовые нормы. Без законности механизм правового регулирования дает сбои.
Толкование права есть интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла правовых норм в целях их наибольшей правовой реализации. Поэтому толкование права, как и правовое сознание, обслуживает правовое регулирование, обеспечивая целесообразное, юридически грамотное действие всех элементов правового регулирования. При помощи толкования люди познают смысл и назначение права, познают правовые требования и сообразуют с ними свое поведение.
Большое значение для механизма правового регулирования имеет юридическая ответственность. Она призвана защищать неотвратимость действия правового регулирования. Юридическая ответственность выглядит как необходимость дать отчет за совершенное прошлое неправомерное поведение. Поэтому меры наказания, формулируемые в санкциях правовых норм, реализуются через юридическую ответственность, и она, таким образом, служит важнейшим средством, обеспечивающим внутренне согласованную и действующую в режиме законности работу всех элементов правового регулирования.
Правовая культура - это уровень и степень овладения людьми правом в своей предметной деятельности, это система правовых ценностей, навыков, умений, которыми пользуются субъекты. Поэтому правовая культура повышает эффективность всех звеньев механизма правового регулирования.
Можно сделать вывод, что механизм правового регулирования действует через систему основных и факультативных элементов, которые являются сугубо юридическими средствами претворения правовых норм в жизнь.