Понятие объекта, предмета и аксиом теории государства и права

Традицинно в российской науке изучение любой академической дисциплины начинается с определения объекта и предмета ее исследования. Под объектом, обычно, понимают то, что противостоит субъекту в его предметно практической познавательной деятельности. По мнению И.А. Иванникова, «объектом теории государства и права являются такие общественные компоненты, как государство и право, которые в то же время изучаются и другими науками (философией, политологией, социологией и т.д.)»[20].

Вместе с тем, эти отрасли знания различаются предметом исследования, который принято рассматривать, в качестве совокупных однородных общественных отношений; конкретных закономерностей и существенных свойств объекта[21].

Любая теория прежде всего представляет систему понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемой материи[22].

Вопрос о предмете теории государства и права в отечественной юриспруденции исследован достаточно хорошо, хотя и неоднозначно. Так, в 1979 г. в работе С.А. Муромцева «Определение и основное разделение права», предмет общего учения о государстве и праве анализировался в рамках социологического знания в качестве особого инструмента юридической защиты общественных отношений[23]. Правоведы середины 50-х – 60-х гг. XX века констатировали, что марксистско-ленинская теория государства и права, «есть наука о классовой сущности и формах государства и права, об их исторических типах, об их значении в жизни общества, наука о закономерностях возникновения и развития государства и права, о принципиальном отличии сущности, назначения и роли социалистического государства и права от любого эксплуататорского государства и права»[24]. Отвергая идеологические установки, Д.А. Керимов в 1977 г. отмечал, что предметом общей теории государства и права «являются государственно-правовая действительность, общие и специфические объективные закономерности ее развития, на основе познания и использования которых разрабатываются фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для отраслевых юридических наук»[25].

По мнению А.В. Малько, предмет теории государства права составляют:

1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, к которым относятся константы объясняющие:

- возникновение государства и права;

- смену исторических типов государства и права;

- развитие и сущность государства и права;

- эволюцию форм государства и права;

- построение системы органов государства и системы права;

- осуществление функций государства и права;

- пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения;

- расширения и обогащения прав личности и усиления их гарантированности;

- проявления принципов демократии, законности и правопорядка;

- развития правосознания и правовой культуры;

- соблюдения, исполнения, использования, применения норм права;

- развития самой юридической науки[26].

2) Система основных понятий юриспруденции, пронизывающих собой все юридические науки[27].

Для А.В. Васильева, «предметом науки теории права и государства являются не только собственно вопросы права и государства, но и другие социальные явления, такие как нормы морали, нравственности, этики, характеристики демократии, гражданского общества, включающие в себя различные не государственные общественные и иные образования, роль и значение для жизни общества, групп, слоёв населения, находящихся у власти и т.п»[28].

Л.П. Рассказов отмечает, что «теория государства и права – это наука о сущности государства и права, выражающейся в единстве всех их многообразных свойств и отношений, о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем, об основных категориях государственно-правовой материи»[29].

По-мнению Е.И. Темнова и В.В. Лазарева «теория права и государства – это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах»[30].

Выше сказанное свидетельствует, что предмет теории государства и права по самой природе этой дисциплины и «по определению» не может не иметь политического и идеологического аспекта. Ибо в противном случае нужно было бы признать никогда и никем не признаваемое в силу объективных причин положение о том, что государство и право как явления, изучаемые данной дисциплиной, не имеют ничего общего ни с политическими, ни с идеологическими явлениями. А это, разумеется далеко не так. «Правовое, социальное, полицейское или любое иное государство, - пишет М.Н. Марченко, - точно так же как конституционное, административное право и ряд других отраслей права, носит не только ярко выраженный политический, но и соответствующий идеологический характер. Отрицать это и не учитывать при определении предмета теории государства и права означало бы противоречить реальной действительности»[31].

Наряду с этим, при определении предмета теории государства и права важно разобраться с содержательной стороной понятия «государственно-правовые закономерности». Так, Ю.Ю. Ветютин, выделяет десять характеристик данной категории[32].

Во-первых, государственно-правовая закономерность есть определённая однотипность, регулярность, повторяемость процессов и явлений. Например, проведение очередных выборов в парламент в одних государствах или передача верховной власти по наследству в других.

Во-вторых, государственно-правовая закономерность есть определённая связь между фактами и явлениями. Так, реальное соотношение политических сил в обществе определяет фактическое содержание конституционных-правоотношений.

В-третьих, государственно-правовые закономерности являются устойчивыми и систематическими. Так, во многих государствах развитие монархической формы правление проходило на протяжении многих веков, и даже тысячелетий, например, в Англии и России.

В-четвёртых, государственно-правовые закономерности существуют объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. По-существу, появление профессионального бюрократического аппарата занимающегося только управленческой деятельностью, предполагает необходимость установления в обществе налогов и сборов для его содержания.

В-пятых, государственно-правовые закономерности, отражают существенные свойства и стороны государственно-правовых явлений. Например, принцип республиканизма неразрывно связан с установлением отвественной, выборной и срочной верховной государственной власти.

В-шестых, государственно-правовые явления должны иметь логичное и доказуемое объяснение.

В-седьмых, их действие распространяется в различных временных и территориально-геополитических масштабах. Так, для средневековья в Западной Европе была характерна феодальная раздробленность, а для Китая деспотическая централизация.

В-восьмых, все государственно-правовые закономерности реализуются через человеческое поведение.

В-девятых, государственно-правовые закономерности выявляются на основе общественной практики.

В-десятых, они действуют в сфере государственно-правовых явлений.

Таким образом, под государственно-правовыми закономерностями, следует понимать «объективную, систематическую повторяемость взаимосвязанных фактов в сфере государства и права»[33].

Но, понятие государственно-правовые закономерности нельзя отождествлять с термином «закон», ибо последний представляет жёсткую императивную форму объективной действительности не терпящую исключений[34], которые являются постоянными спутниками всех феноменом в праве и государстве.

Кроме того, необходимо помнить, что исследование различных природных и социальных процессов невозможно без первичных умозаключений, не требующих логического доказывания, т.к. смысл их очевиден для всех. В науке такие априорные выводы называются аксиомами (от греч. axiоma – истина не нуждающаяся в подтверждении)[35]. Например, общеизвестными правовыми аксиомами являются следующие запреты: 1) на двойное осуждение за одно и тоже правонарушение; 2) на осуществление правосудия лицом, являющимся стороной в деле; 3) на придание новому виду уголовной ответственности обратной силы и т.д.[36]

Вместе с тем, властеотношения пронизывающие государственно-организованное общество, подчиняются собственным фундаментальным законам, нарушение которых приводит к политическому коллапсу, социальному взрыву, государственному перевороту, революции или анархии. В целях нейтрализации выше приведенных перспектив необходимо знать и соблюдать базовые основы публичного господства. Так, И.А. Ильин выделяет пять ключевых правил организации государственной власти[37].

1. Государственная власть должна осуществляться в рамках правового полномочия, опираясь на законы, а не на произвол должностных лиц[38].

2. Государственная власть не подлежит дроблению на абсолютно автономные части, ибо по своей природе она едина и неделима. Это не означает не возможность ее функциональной специализации в сферах законотворчества, исполнения воли народных представителей, осуществления правосудия, надзора и т.д.[39]

3. Государственная власть всегда должна осуществляться лучшим людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу[40].

4. Политика обязана служить генеральному интересу общества, а не отдельным его частям[41]. Причем, ценность «народной воли» следует сопоставлять с содержанием национальных интересов; «вне этого она оказывается лишь дурным вожделением толпы, и качество этого дурного вожделения нисколько не становиться выше оттого, что им увлечены многие или даже большинство»[42].

5. Государственная власть должна быть связана распределяющей справедливостью, с возможностью отступать от нее, тогда и только тогда, когда это требует поддержание национально-духовного и державного бытия народа[43]. В целом, правительство обязано заботиться о сиротах, малоимущих и других социально незащищенных слоях населения, гарантируя им необходимый минимум для достойного человеческого существования. Но «режим, поддерживающий без достаточных оснований несправедливые привилегии, - пишет И.А. Ильин, - есть режим противо-политический, он компрометирует достоинство политической власти и подрывает волю к государственному единению. Такой режим не может быть прочным, ибо он сам воспитывает те центростремительные силы, которые рано или поздно разложат его и поставят вопрос о самом существовании государства»[44].

Следовательно, под предметом теории государства и права необходимо понимать наиболее общие закономерности возникновения, существования, изменения, отмирания и возрождения государства, права, различных государственно-правовых явлений, аксиом и политико-идеологических установок, определяющих развитие общества.

Наши рекомендации